irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТР ДРАМЫ, МУЗЫКИ и ПОЭЗИИ "Балаганчик". Как выжить в пандемию

         


                                         ГОД с «БАЛАГАНЧИКОМ»

Казалось бы, 9 месяцев прошлого года можно вычеркнуть из жизни театров. Ни спектаклей, ни поэтических вечеров, ни встреч со зрителями.
Что успели до. Но актеры продолжали репетировать – сначала онлайн, потом  привычным способом, готовились премьеры. И это не все, далеко не все. Как точно отметила художественный руководитель «Балаганчика» Елена Смирнова, творческий дух нельзя запереть на самоизоляцию,  он все равно  найдет выход. Меня поразили  цифры активности  этого  маленького театра         (самой маленькой труппы  губернии) в 2020 году    в соцсетях. Общее количество постов   – 1570, общее количество просмотров – внимание! – 280887.Это  значит, что  почти 300 тысяч зрителей увидели хорошую драматургию, услышали  первоклассную литературу в исполнении превосходных актеров. На такое количество посетителей  не мог бы рассчитывать крошечный, подвальный зальчик театра. Я листаю свои прошлогодние  театральные заметы.  Больше всего записей – о «Балаганчике». Первой стоит премьера 2 января, когда еще  никто  не догадывался, какой год нас ждет. « Огниво», музыкальная сказка. «Самые сильные актрисы театра изображали  нарядных фей перед порталом, а за ним, вереницей,  все участники спектакля. Феи поигрывали зонтиками, устраивали театр теней, спорили между собой, обижались, а сказка шла своим чередом… Хороши  были  и юные участники действа, ученики театральной студии Елены Смирновой. Сказка получилась доброй. Если страшной, то совсем немного. Забавной.  Истинно  театральной»...
Именно в 2020 году «Балаганчикъ»  получил  сразу три награды X Областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» за спектакль «Что делать? Опыт противостояния. Страницы романа». Цель проекта – «приблизить к нам, современникам, образ Николая Гавриловича Чернышевского, снять с него налет хрестоматийности и штампов». Руководитель театра и его режиссер Елена Смирнова взялась  за «скучнейший роман»  (по мнению школьников),  и нашла там  занимательную интригу, и мудрые высказывания,  и очень своевременные мысли  по «женскому вопросу». Написала свою инсценировку, поставив ее как режиссер.
Это  и вправду  очень увлекательная постановка. Елена   заслуженно стала победителем в  важнейшей номинации –   «Лучшая работа режиссера», наравне с таким профи, как ученик Каменьковича и Крымова Алексей Логачев. Отмечены Арлекинами еще две актрисы театра, сыгравшие в этом спектакле  – Елизавета Симагина, Даяна Жукоцкая. И это лишний раз доказывает, что в  театре очень сильный актерский состав. 202о год подарил еще одно радостное событие "Балаганчику".  Проект  «Что делать? – Войти в историю!» получил Грант правительства РФ. Городское Управление по культуре, Музей-усадьба Чернышевского  планируют включить  проект в число «визитных карточек» города, показывать его почетным  гостям и жителям Саратова.
С января  по март, до закрытия театров, «Балаганчикъ»  успел показать несколько   благотворительных спектаклей и  концертов. Где только  не побывал с выступлениями!  Управление РЖД и музей-усадьба Н.Г. Чернышевского,  Театральная площадь и  проспект  Кирова, ледовый каток и  исторический парк.  Даже трамвай «Семен», где Юрий Лапшин нес вахту Деда Мороза  «за стеклом». Видела его в роли доброго новогоднего волшебника и  ребят, приплюснувших носы к трамвайному стеклу (внутрь к дедушке  не пускали).
И что было после. Актеры  театра вдохновенно пели военные песни  и читали  стихи на онлайн концерте в честь Дня Победы, участвовали  в других Всероссийских акциях, перечисление которых заняло бы несколько страниц.
Но  и это показалось мало неугомонному худруку… На  страницах театра «Вконтакте», «Instagram», «Facebook», «Одноклассники», «Twitter» неизбывным потоком шли и шли публикации. Более 200 видеороликов в 5 социальных сетях!
Разработаны   новые творческие проекты: «Где обрывается память, начинается старая фильма…» (записи  из архива театра, где было несколько телесъемок лучших спектаклей); «Мои любимые стихи» (читают  как зрители, так  и  артисты); «Строки, опаленные войной...» (публиковались стихи поэтов-фронтовиков); еще один, свой проект к дню Победы – «Мы помним…» (песни и стихи в исполнении артистов театра); «Вот открыт балаганчикъ для веселых и славных детей…» – эти блоковские строки взяты за  основу проекта   исполнения детской  литературы артистами  и зрителями. А  «Интересные деньки» – видеоролики о самых увлекательных  событиях лета?  А «К юбилею родного города» – видеоролики   стихотворений о Саратове.
Мы читали в сетях любопытные  факты жизни и творчества  знаменитых писателей  с записями исполнения произведений автора: Пушкина и  Марины Цветаевой, Блока  и Камю, Бунина и Зощенко,  Есенина и Анастасии Цветаевой, Саши Черного и Евгения  Шварца, Платонова и Тютчева… Настольная  литературная энциклопедия  создавалась   прямо на наших глазах.
Сотрудничали  с Институтом филологии и журналистики и Институтом искусств СГУ, участвовали  в   фильме Александра Фокеева «Съедим дома, или Казус в самоизоляции», показанного на Международном фестивале «Саратовские страдания». Артистка и завлит театра Ольга Лапшина проводила актерские тренинги для  студентов.А вы знаете, что такое «Карманный справочник мессии»? Оказывается,  это игра,  в которой актеры  весь  год старались  ответить на самые сокровенные вопросы зрителей (144 видеоролика).
Конечно, при таком количестве проектов  просто физически  невозможно уследить за всеми публикациями. Но кое-что  я все же видела. Елена Смирнова читала онлайн главу пушкинского романа  –  о тайном  походе в дом  виновника Таниных  страданий Звучала легко, изящно, временами  кокетливо, чаще   иронично,   порою – с  тайной грустью.
Видела  чтецкую  запись Юрия Лапшина стихотворения Арсения  Тарковского. Читал без  обычного для него кипящего кубка эмоций,   но с   большой внутренней силой. И совсем иначе, с  мальчишеским  озорством – стихи для детей.
Станислав Шалункин, тогда еще живой и здоровый,  прочитал поэму «Струфиан» волшебника рифмы Давида Самойлова о старце, жившем в Сибири, которого   считали… императором Александром I. Вдохновенно и  точно. Слава  вообще начитал больше всех – как чувствовал, что  время  его  уходит.
Станислав и Елена с удвоенной творческой энергией  читали и записывали, писали и  читали  – сразу  на телефон,  подарив нам прекрасные минуты  художественного чтения. Тютчев, Чехов, Бунин «Темные аллеи». В  скверике, на фоне унылых многоэтажек, в   кроличьей шапке, Слава    прочел рассказ о былой,  неведомо куда ушедшей, любви.  Слезы у горла…
В рубрике «Мои любимые стихи» – даже не чтение, настоящие   мини- спектакли.
Для меня год изоляции театров  закончился  в нынешнем  январе последней работой Славы Шалункина  – чтением поэмы Давида Самойлова. Печальной, как все несбывшееся,  и светлой, потому что прочел ее очень светлый человек, любивший театр  так же сильно, как любит его Елена Смирнова,  блистательная  и  заботливая мама «Балаганчика». И еще  потому, что и тогда,  да и сейчас «Летел, летел прекрасный снег и оставался в нас навек, как музыка и вдохновение».
Конечно, год с двумя нулями и двойками выдался   невероятно сложным  для театральных людей. «Не работать на зрителей, не видеть их глаз, не чувствовали дыхание зала», - очень трудно, так трудно, что почти невозможно. Но, по словам худрука «Балаганчика»,  именно в это трудное время начал  рождаться другой жанр. Она назвала его карманный театр. Художественные ролики  записывали на видеокамеру, фотоаппарат, телефон. Телефон   – это доступно, демократично, зритель может смотреть запись в любой обстановке. Создается камерная атмосфера: только актер и  он, зритель. Леночка рассказывала, что ей самой стало безумно интересно творить  в  этом новом жанре. Как капитану, открывающему в теплых морях неведомые  острова. Придумывала сюжеты, подбирала локации, изучала видео-  и фотоприложения. Каждый день в сетях выходил новый видеоролик (помните, полтыщи постов за год?) Артисты театра и его директор Андрей Григорьев охотно подхватили эту новую форму общения со зрителем. Редкий подбор стихов  в исполнении Елизаветы Симагиной на фоне городских пейзажей.  Александр Кравцов читал задумчиво и лирично  Юрия Левитанского,  саркастично – Хармса. По - юношески пронзительно  прозвучал Александр Котелков.
У Елены Смирновой «осенняя» Цветаева сменилась Юнной Мориц,   затем  –  Александром Кушнером. Онлайн чтение Елены  выросло в маленькие фильмы, с равным партнером – музыкой,  с художественной съемкой неповторимого лица актрисы,  полноценным видеорядом. Читала в стенах опустевшего театра, в аллеях парка,  на фоне музейных картин. Известно, что у худрука множество детских студий, все  дети там талантливы («каждый выбирает  по себе»).
Много стихов   читали   дети   –  ученики Елены Александровны.
Сейчас, когда наши театры открылись  только «наполовину»  (допустимо 50 процентов зрителей в зале), бесценный  годовой опыт очень им пригодится. «Балаганчикъ» продолжает  вовсю  публиковаться в соцсетях, на сайте  городского управления по культуре, на портале культурного наследия России «Культура. РФ». Ближайшая премьера – спектакль «Вдовы». Опыт абсурдистской комедии по пьесе Мрожека в постановке  тесно сотрудничающего с театром  Олега Загуменнова. Отвечая названию театра (драмы, музыки и поэзии),  здесь готовят  поэтические спектакли по Ахматовой и  Гумилеву, Цветаевой и Пастернаку, литературный спектакль по творчеству Надежды Тэффи. Данила Шувалов планирует постановку по Кафке «Превращение» (соединенное с «Жизнью насекомых» Пелевина) и по пьесе Вырыпаева «Солнечная линия». В планах и детский спектакль, название которого пока держится в тайне. Актеры  всегда найдут выход, даже из «тупиковых ситуаций». Сейчас  они уже с нами …наполовину.      
                                                                                                                                                                        Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments