irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

СаТИ -ТЮЗ КИСЕЛЕВА.Бастилия или Бомарше?



                   ФИГАРО ЖЕНИТСЯ  или..?

Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти „Женитьбу Фигаро“.

Я  засомневалась в очевидных вещах. Соединительный союз и или  же разделительный союз или стоит в  оригинале Пушкина? Совсем как в комедии, о которой речь. «Я, нижеподписавшийся, сим удостоверяю, что получил от девицы… и так далее, и так далее…Марселины де Верт-Аллюр в замке Агуас Фрескас две тысячи пиастров наличными, каковую сумму обязуюсь возвратить ей в этом замке по ее, все равно, требованию ли, простому напоминанию ли, и в благодарность жениться на ней…» Фигаро оспаривает притязания престарелой девицы, доказывая, что  «это  разделительный союз или, упомянутые члены разъединяющий: я уплачу девице или женюсь на ней».
В хулиганской постановке «Моцарта и Сальери» знаменитого театра АТХ из  этого самого союза родился  персонаж  - мальчик Иль, ленивый и глупый в чудесном исполнении Елены Блохиной. Наш поэтический гений дал  два совета,  как развеять «мысли черные»: или шампанское, или Бомарше.
Однако, чтобы по-настоящему  развеселиться  на дипломном спектакле  студентов СаТИ «Женитьба Фигаро» в тюзе Киселева, надо   бы и «откупорить  бутылку». Во всяком случае, на первом его просмотре.
У Бомарше судьба бурная,  как и у его  Фигаро, подкидыша, сменившего десятки профессий  и остававшегося  на плаву благодаря своей   смекалке и талантам.Сын часовщика, Пьер Огюсент сделал открытие, придавшее  большую точность часам (раньше они  показывали время с приблизительностью до получаса). И его  тут же украл придворный часовщ
ик. Вот тогда и родился истинный Бомарше , который всю жизнь защищал самого себя на судах, имел множество браков, еще  больше женщин,сделался дворянином,сколотил несколько состояний, всё потерял, сел  однажды в тюрьму по королевскому приказу ,написанному…на семерке пик. Тот самый памфлетист, чье едкое  перо  хорошо знали и боялись в Европе.
Последний Людовик до Великой французской революции, прочтя рукопись  «Женитьбы» , пророчески   сказал:«Если быть последовательным, то, чтобы допустить постановку этой пьесы, нужно разрушить Бастилию». Бастилию разрушат чуть позже .А Бомарше перенесет действие из Франции подальше, в Испанию,  и  вскоре  пьеса увидит   подмостки Комеди Франсез  - правда, ненадолго. Аристократия  не могла простить «безродному» драматургу  унижение их сословия .
Тогда пьесу  сочли  «политическим памфлетом». Со временем на первый план вышли ее литературные достоинства:   хитроумная интрига,  (сколько раз  смотрю, столько   запутываюсь), колоритные образы, беспроигрышный юмор.
Попытки вернуть «Фигаро»  социальную остроту   бывают не всегда  удачны. Постановку Плучека любили не только за бесспорную элегантность (аристократизм даже), уморительный комизм - и  за  праведный гнев против  сильных мира сего. Вечно актуален, скажем,   текст:  «Я состряпал комедию из гаремной жизни. Я полагал, что, будучи драматургом испанским, я без зазрения совести могу нападать на Магомета. В ту же секунду некий посланник …приносит жалобу, что я в своих стихах оскорбляю блистательную Порту, Персию, часть Индии, весь Египет, а также королевства: Барку, Триполи, Тунис, Алжир и Марокко. И вот мою комедию сняли в угоду магометанским владыкам, ни один из которых, я уверен, не умеет читать».
В постановке Артема Кузина – мастера выпускного  курса–главный монолог  впервые прозвучал  без купюр.Фигаро высок, привлекателен,благороден, умен… еще десяток достоинств (Матвей Пташный). Но  отчего-то  кажется … принцем Датским  в горьких  раздумьях об измене матери. Критик 19 века замечал: «Каратыгин 1 играл Графа, но он был слишком угрюм и трагичен и не довольно ловок, одним словом, Альмавива вышел похожим на Гамлета» .У нас Гамлета напоминает  Фигаро.
У Кузина отличные ребята - динамичные, ироничные, «драматичные», работают единой командой.  Открыла  их для себя на первом курсе: они  как по нотам разыграли и  - сплясали  вариацию  сказки «По щучьему велению» на новогодних представлениях в консерватории. Через год родился их  чудный «Салтан», такой же стремительный  и комичный. Даже  трудного  для сценического воплощения  Платонова  они  играют на самых  высоких оборотах -  иронии и темпоритма. Здесь   действие временами  немного буксует.
Начинается  все  очень эффектно : игра цвета  на стенах замка и возникающие  коллажи  великого Параджанова ( художник  по свету Максим Шлыков, видеохудожник Евгений Чапайкин) ,  хитовое  вступление Сюзанны дезабилье ( музыкальный руководитель Ирина Левина) и  появление героев в модных ансамблях от Софьи Злобиной. А потом,потом… становится  немного скучно.Только  улыбчивая и проказливая Сюзон  (Ирина Петрова) оживляет картину да три  милые феи , болеющие за свою любимицу . Они и танцуют стильно..
Возможно, сказался  затянувшийся    на год  «антракт» со зрителями.  Иду на спектакль ,  когда сменилось несколько действующих лиц . И  вижу  совсем другой расклад.В эпизодах и  раньше были хороши  глупышка Фаншетта,  напыщенный Бартоло,  сплетник Базиль   с рупором  -  разносит  разные  кривые толки,  этот олух Бридуазон.А тут  еще  сложилась тройка сильных комических лидеров – и  текст заиграл. Графиня - Екатерина Кишева в   роскошном черном платье с белым воротником выступает с величием королевы, но, войдя во вкус, шкодит и школит неверного супруга не хуже собственной  камеристки.Граф Виталия Гаврилова неистов и забавен в гневе. Неизменная Сюзанна Ирины Петровой мила,насмешлива , но  не теряет  головы.
Запоминается  финал, где атласными  лентами графини опутан уже  не только  сдавшийся, потерянный граф, но и вся  эта «бесконечная шайка» прятавшихся в беседке и  кого-то в ней карауливших. ..Совершеннов ансамбле и Керубино Никиты Перелепского, этакий "мальчик -переросток". Снова все  подвижно, музыкально, ритмично.Один лишь Фигаро  монументален.
«Фигаро» пьеса с подводными камнями.Пытались    превратить ее  в   легкий  водевильчик,в «постельную» комедию, в мелодраму с обличительными речами .Сюжет  не дает. Текст не пускает.Память  о том Фигаро. Надо ж было родиться актеру, чья мягкая ирония, безмерное обаяние и глубоко спрятанная меланхолия так  точно  легли на образ. Его друг по жизни , по сцене -  соперник Александр Ширвинт говорил, что у Андрея Миронова  был шампанский темперамент. Второй Андрей Миронов  не родится, но о  темпераменте образа напоминает   нам всечасно.
…Так откупорить иль перечесть?Не лучше  ли пересмотреть? Все-таки студенты Артема  Кузина отличные,    каждый раз  они играют по-новому.
                                                                                                                                                                                      Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments