irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЮЗ КИСЕЛЕВА . Новые люди из прошлого



                    ДУЭЛЬ В ЦВЕТАХ
Тюз Киселева показал спектакль по культовому роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Готовили весь год, сдали еще в сентябре, широкий зритель увидел его только сейчас.Поставила спектакль  петербургская творческая группа Владимира Золотаря,  известного режиссера,  сторонника  интересных экспериментов.
Ярусные террасы с  цветущими кустами, ажурная летняя мебель, телевизор-кинотеатр, стирка-автомат, двухкамерный холодильник в саду (художник-постановщик Наталья Зубович)… И среди всего  этого дачного благолепия  мыкаются  и страдают Кирсановы старшие, и  незаконная жена  Фенечка,   Базаровы носятся  со своим «Енюшей». Ничто не  меняется. Не изменилось за полтора века. И в XXII веке, наверное,  так же будут  взрослые дети не понимать сво
их родителей, а те  - беспокоиться, думать  о  них и  изо всех сил пытаться скрыть свою тревогу .
При ближайшем рассмотрении шикарные клумбы оказываются заросшими кустами, где полынь да  осока .И не так уж хорош   обшарпанный  инструмент , на котором   и  барин  поигрывает,   и слуга его Петр , весь расписанный и увешанный «цацками», пиликает . У Тургенева  написано про «молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками...бирюзовая сережка в ухе, напомаженные разноцветные волосы...» Вот  такого  «тронутого цивилизацией» малого, родича Яши-лакея из «Вишневого сада», комично изображает Владимир Егоров.
Инсценировку  романа сделал  замечательный режиссер Адольф Шапиро, который ставил  у нас «Капитанскую дочку». Психологизм образов,непростых ситуаций  донесен бережно. Два ведущих артиста, часто работающие в тандеме, словно поменялись амплуа.После  героев сильных и энергичных , каким был  его Астров, Алексей Карабанов сыграл мягкого Николай Петровича Кирсанова, чувствующего свою вину перед сыном, братом, Фенечкой, даже перед крестьянами, откровенно надувающими «глупого барина».А у Алексея Ротачкова рефлексирующий интеллигент  Войницкий сменился воспитанником Пажеского Корпуса, гвардейским офицером   Павлом Петровичем. Тот  переносит  все свои аристократические  замашки  «в глушь,   в деревню». Разумеется,  такой барин  должен был   сразу возненавидеть Базарова.
«Главный нигилист» в исполнении Руслана Дивлятшина  - неожиданный режиссерский выбор. Актер с   большим  сценическим обаянием   успел  создать  галерею прекраснодушных  юношей. А  перед нами -  отрицатель всего Базаров,  несколько  странный, без привычной  запальчивости. Будто уставший   от «споров до хрипоты»  в петербургских студенческих кругах.  Он так  презрителен и холоден, точно все  окружающие – только  лягушки для опытов из соседнего болота. Ему доставляет  прямо  эстетическое удовольствие  бесить «барина» крайними высказываниями.
Дуэль среди пышных кустов зарастающего сада неизбежна, Фенечка здесь только  повод. Дуэльные пистолеты ПП в таком же идеальном порядке, как   его крахмальные рубашки и  «душистые» усы ( пахнущие духами).   Не ожидал  боевой офицер, что какой-то «лекаришка» может его ранить, да   еще  первую помощь   оказывать – двойное унижение для такого самолюбия!.. «Помягчеет» Павел Петрович  лишь   в разговоре с братом, благословляя  его  брак.. Свои всегда между собой  договорятся.
Здесь  нет незначительных, проходных лиц. Запоминаются  довольно развязные и  откровенно глупые Кукшина (Ирина Протасова) и Ситников (Михаил Селиванов) – иронический вариант «новых  людей».
Появление  Одинцовой обставлено волшебно – в кружении танцующих, с венком в золотых волосах. "...Какая молодая, свежая, чистая...", – подумал Базаров и   тут же, со свойственным  ему цинизмом: « Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр...". Если не «богатым телом»,  то  -  горделивой осанкой, тонкостью стана, изящной красотой  сценическая Одинцова  точно    обладает.  Базаров скуп  на эмоции  и в такие минуты. Только его  внутренняя «замороженность» куда-то  уходит. И они  весело посмеются с Анной Сергеевной  предложению Аркадия Кирсанова. Они-то думали, что Аркаша в нее - в старшую  сестру  влюблен,а  тот выбирает  младшую – хорошенькую Катю. Оба , Одинцова и Базаров, умны, начитаны, заняты  нужным делом, уже   хлебнули от жизни.Мы ощутим сильный порыв и … такую же сильную, прямо   железную волю хрупкой вдовы… Выбирает душевный покой ? Или чувствует его скорую гибель? Женщины все  Кассандры.
Обаятельный мальчик Кирсанов  получился у Алексея Анисимова. Тоже бунтующий, но как-то вяло, и  оттого легко «прирученный»  юным созданием  другого пола. Прелестна и своевольна Катенька (Надежда Червонная). Режиссер, часто прибегающий к сценической метафоре, показывает  это очень  наглядно. Влюбившись в прекрасную Анну Сергеевну,  Базаров лишь приближается к пианино - символу  домашнего  уюта, им глубоко презираемого. Аркадий, слушая Катину игру, весь во власти музыки. Наваливается  на инструмент  всем корпусом,   потом и вовсе взбирается наверх, чуть   не разваливая.
Символическую роль играют  многие предметы .Остужает   сильный сердечный пыл  переносной вентилятор (правда, не везде понятно, зачем остужает). Стеклянные банки с лягушками  и для лягушек  заняли уже   весь сад Кирсановых, как  заполняет собой все пространство    приехавший Базаров.Он и к обеду выйдет  с  банкой , невозмутимо водрузив ее на общий стол.
Превосходный видеохудожник Андрей Лапшин дополнит вечный ,неспешный обряд разливания чая.  Тщательная подготовка дуэли в «строгих правилах искусства» тоже транслируется. Здесь есть красота  старинной традиции . Наряды дам по-разному хороши:  женственные,  изысканные  Одинцовой,  стильные, молодежные   ее сестры, вызывающие,  "мужские"    мадам Кукшиной, подчеркнуто скромные - милой Фенечки ( Анна Соседова).Полная    своего, внутреннего достоинства, незаметная и   незаменимая - она у актрисы.
В частных письмах и в заметке «По поводу «Отцов и детей» Тургенев защищал   Базарова от  нападков критики: «честного, правдивого, демократа до мозга костей», «крупную фигуру… не лишённую некоторого ореола». Но как-то так получилось, что в спектакле наши симпатии перешли к порывистому,  порой резкому,но такому узнаваемому ,«страшно же  своему» Аркаше. Базаров неодолимо   неприятен.  Очень скоро из печати выйдет другой великий роман – о таком же отрицателе  «мерзостей жизни», но с целями куда   более глобальными («глядим  мы все  в Наполеоны»).
Пара старых Базаровых трогательна и беспомощна. Не барьер - стена  уже  целая   выросла, стена непонимания. Ладно, мать – Марина Полозова, женщина простая,необразованная, для нее главный вопрос – щи или борщ сготовить нынче  ее ненаглядному Енюше.Но отец! - Александр Федоров тоже  врач, труженик, бесплатно всех  лечит.На огородике   копошится . И взглядов  вполне прогрессивных  - еще до  реформы   отпустил  крестьян  на оброк.   Сына ни в чем не  ограничивает.  «Главное – свобода; это мое правило… не надо стеснять», - рассказывает Василий Иванович, сдерживаясь изо всех сил, чтобы  не заплакать ( Базаров тяготится    отцом). Гордость за сына,  постоянная тревога за него, любовь и   страх, когда  понимает  что дни его  сочтены…  Федоров  передает душевное  состояние  героя с трагической силой. В финале, когда семейства Кирсановых -Одинцовых счастливо соединятся   среди лучей  света , под радостный  смех, только старенькие, никому  не нужные Базаровы останутся на "галерке",  баюкая  что-то похожее на младенца. Дети  живы для  своих родителей всегда...
На экране  между тем плавно, бесшумно 
в  жадной пасти исчезают цветы, кусты, живые существа.  Неизвестное чудовище из  «Чужого». Идущая по пятам  смерть или…то самое nihil ?
Как нарочно, открыла  накануне Бориса Слуцкого. «Скоро мне или не скоро/в мир отправиться иной –/неоконченные споры/не окончатся со мной./Начаты они задолго,/за столетья до меня,/и продлятся очень долго,/много лет после меня»…  Чтобы  нам  считать эти "неоконченные споры", вовсе не обязательно    начинять   сцену плазменными экранами и двухкамерными холодильниками. А - актеров  микрофонами.             
                                                                                                                                                                                          Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments