irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТХМ, ТРИО-СОНАТА. Салон в филармонии



                            ПОД ВЬЮГУ ЗА ОКНОМ
Погода меняется каждодневно.Только  что ветер разбойничьи свистел и  раскачивал  деревья, мороз  выдавал многолетние рекорды,  шало и непонятно  летел снег,  а  метеосводка грозилась еще   «низовой метелью»   (это  такой «перенос снега ветром с поверхности снежного покрова в слое высотой несколько метров с заметным ухудшением горизонтальной видимости»). Но что  нам метели, низовые и  общие ,если «под вьюги завыванье», «под славный клавесин», «под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди» мы встречаемся в Концертном зале Саратовской филармонии им. Шнитке с двумя замечательными коллективами  - Театром хоровой музыки под руководством Людмилы Лицовой и  ансамблем старинной музыки «Трио-соната» Владимира Скляренко. А концерт именно с таким названием-  «Под музыку Вивальди».
Рефрен  у ведущей концерта Екатерины Нестеровой  -  слова поэта Александра Величанского, вошедшего в  истории культуру только  одной песней, но какой! Благодаря композитору Виктору  Берковскому и барду Сергею  Никитину  - одной из самых наших  любимых,  наряду с  окуджавскими.
И хоть не было в тот вечер «скрипок переливов,» но были глубокие  переливы виолончели Елены Ларионычевой , гобоя Владимира Скляренко и флейты его ученицы Алины Большедановой, и нежный шепот клавесина Елены Лельчук. А еще-  рокочущий стихией  нот рояль, и ,конечно, звучание хора  Лицовой ,   сильное и мягкое, тихое и набирающее силу, крепчающее, как ветер в шторм,  то великолепно разделенное на варианты человеческого голоса, то  неразличимо сливающееся в один -  мощный посыл Небу .
Не случайно концерт начался с торжествующей  Алилуйи (Alleluja) Вивальди . Он приурочен к 30-летию  знаменитого ансамбля.и проходит в новом формате  - «Музыкальный салон в старинном стиле».
Жизнь баловня муз Антонио Вивальди не была безоблачной, как может показаться,   когда слушаешь  его прозрачные, изысканные   инструментальные концерты ( римерно  написано 450 написано) Родился семимесячным, еле выжил, больные легкие  и астма были  ему обеспечены. Пережив свою славу,умер в одиночестве и  забвении...  Закономерно на концерте в филармонии, названном в его честь,звучат и  ключевые духовные песнопения других композиторов. Pater noster Генриха Шютца, выдающегося органиста и композитора раннего немецкого барокко.  И Qui tollis peccata mundi итальянца
Бальдассаре Галуппи, по прозвищу Буранелло  (трогательное заклинание: «Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, помилуй нас»), и Ave Maria Франца Лахнера, немецкого композитора уже XIX века. А еще были Лотти, Кариссими, Монтеверди. Среди вишневых нарядов вокалистов возникали в тон им стройные силуэты дам  ансамбля Скляренко. «Трио-соната» тоже исполнила  Вивальди , свою визитную карточку - Концерт соль минор. Менуэт Боккерини не менее пленителен в их виртуозном исполнении. Театр хоровой музыки тут же «спел танец», показав, что  ничего  невозможного для  них нет(Иоганн Себастьян  Бах, Sarabande simple из Сюиты ля минор). Старинный испанский танец давно уже стал частью сюит.  «Трио-соната» ответила Тамбурином Рамо.  Тут Алине Большедановой. Тут пришлось  им вооружиться. Хор Лицовой с легкостью и изяществом пропел  Пиццикато-польку Иоганна и Иосифа Штрауса . Скляренко в долгу  не остался  и сыграл другую польку  Штрауса - Поезд удовольствия. У  «Трио-сонаты» она коронная. Раздался гудок паровоза  -и все «поехали». К финалу ритм  был совершенно сумасшедший. А закончился этот необычный концерт Шуткой Баха-отца. 
Побывав вместе с исполнителями под сводами готического храма с его строгими песнопениями, мы  постепенно перенеслись в  живописные горные ущелья с родовыми замками ,  затем  -в  светские старинные  гостиные.Превосходный видеоряд помогал сделать  это музыкальное путешествие  более наглядным и убедительным.
«Под музыку Вивальди,
Вивальди, Вивальди.
Под музыку Вивальди,
Под вьюгу за окном
Печалиться давайте,
Давайте, давайте!
Печалиться давайте,
Об этом и о том,
Об этом и о том», - призвали нас в начале песни..

«Под музыку Вивальди,
Вивальди, Вивальди
Под музыку Вивальди,
Условимся друг друга
Любить, что было сил», - просят  они в финале. НЕ любить наших чудесных  артистов невозможно.
                                                                                                                                                                           Ирина Крайнова


                                                                                                                                                               
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments