
КРЕСТОМ И МЕЧОМ
Связанные накрест прутья могут стать орудием войны или символом веры.Как повернуть.
Жан Ануй, крупный французский драматург XX века, каждый год писал новую пьесу. Самой сильной считают «Жаворонка» , самым светлым образом - Жанну Д`Арк, несмотря на все ее трагические перипетии. Пьеса написана в форме театральной игры: участники восстанавливают историю Орлеанской девы, костер в последний момент отменяется ради коронации дофина.
Тюз Киселева после полной театральной изоляции совершил прорыв, создав за полтора месяца настоящее эпическое полотно - «Жаворонок , или Жанна Д`Арк». Московский режиссер Александр Созонов известен саратовцам постановками в академдраме (нашпигованная техникой «Тень» и атмосферная «Женщина из прошлого») и на лаборатории в тюзе. Сокращая длинноватый авторский текст, он опускает подробности словесных поединков Жанны с обвинителями-церковниками, И с помощью музыканта и композитора Евгения Кубынина из Петербурга (автор музыки и стихов) превращает пьесу в мюзикл. В России рок-опера об Орлеанской деве идет в театре "Рок-Орден Тампль" , мировых опер о ней несколько, наиболее известные - Верди и Чайковского. Образ чрезвычайно популярен в музыке и в искусстве вообще: национальная героиня, спасшая страну от гибели… сожженная на костре «благодарными» соотечественниками (ровно 590 лет назад!) и ими же через пять веков причисленная к лику святых… Наша «Жанна»интересна еще и тем, что музыка создавалась по ходу постановки, под конкретных актеров, их индивидуальности.
Жанна Д`Арк - Ирина Протасова поначалу испуганная девочка с собранными в хвостик волосами (без узнаваемого «каре», порядком всем надоевшего), с матерчатой куклой в руках. Но вот она уже держит крест-меч (куда повернешь!) Лошадка у нее смирная, симпатичная, будто закованная в доспехи ( настоящий шедевр художницы Ольги Колесниковой, хороши и костюмы).Она только крутится по сцене, где дерутся солдаты Бодрикура , рубясь палками не хуже, чем тяжелыми рыцарскими мечами (бои поставил Алексей Кривега).Будут и другие бои. И танец-поединок с женщинами, унизительный для обеих сторон, когда мужчины свою «половину» легко одолевают и гнут к земле. О,вечная вражда полов…
Жанна, стремительная, статная в своем черном костюме, как будто бы ее разрушает. Неграмотная шестнадцатилетняя девушка легко обрабатывает «гуляку праздного» и простака Бодрикура ( хорош здесь Алексей Карабанов), направляет в нужное русло слабого , изнеженного дофина (Павел Лазарев),смело ведет лихих рубак, отвоевывая у противника города и крепости… Мужчины за нее, пока она «на коне». После неудачного похода на Париж покатится снежный ком: вероломство бургундцев, позорная сделка с англичанами,неправедный суд. И самым серьезным обвинением Спасительнице Франции, наряду с ересью, будет мужское платье, « в которое она нарядилась, что противно всем законам христианской скромности и приличия». До появления первых всадниц с брюками, спрятанными под юбку, еще четыреста лет…
Постановка очень мощная технически (видеохудожник Дмитрий Мартынов, художник по свету Руслан Майоров, Москва).
Если «Тень» в версии Созонова была перенасыщена экранами и камерами - в мелькании лиц терялись сами персонажи- здесь все классически соразмерно. Строгий черно-белый экран фокусирует лица, укрупняет и как бы возвращает их исторической легенде – откуда пришла к нам Жанна. Порой мы видим суровый готический шрифт , что «пишет нам время бесстрастной рукой». В каждой букве - язычок пламени. Огромное зарево охватывает экран, за спиной у Девы вырастают белые крылья. На коне с крестом-мечом Жанна, в боевом порядке рядом - ее солдаты..И будто нет шести столетий за плечами .Осветительные приборы расположены так , что сияние вокруг ее фигуры почти нестерпимо. Скоро крестов станет много - они повиснут в воздухе, как нераскаявшиеся души убитых. Конец войне… конец жизни? Костер инквизиции собирается из веток - деревцем с алыми, как отсветы пламени, листьями.Готический фасад узнаваем и условен . «Разрушающаяся стена» придает динамики и символизма.
На сцене вся труппа.Поют и выходят в массовке ведущие артисты. Труппа слитна и очень подвижна.Собирается разношерстным войском, деморализованным «непобедимым» противником. Сражается на мечах, в бою возвращая веру в свои силы. Скидывает погибших в ров. По одному , на авансцене, весь антракт. Мать напрасно ищет тело сына на поле боя - ее плач больно отзывается в сердце (Татьяна Чупикова). Превращаясь в монахов с капюшонами на глаза, серая масса катится к рампе, опасно перекатываясь волной в партер. Еще реальней ряд английских лучников, присевших на колено, чтоб удобнее целиться… в зал. Полная статика после движения высекает сильные эмоции. Танцы и массовые «паузы» не «вмонтированы» в музыку и пение, они врываются в сюжет неожиданно. Постановщик называет их «рваными вставками». Хореограф - ученик Игоря Баголея, успешно работающий в Москве Никита Беляков.Песни персонифицируют героев и похожи на зонги. Мечтательно и сильно поет Жанна. "Гламурно", не без кокетства - изнеженные дамы Карла. Непреклонно,жестко - вышедшие на авансцену в черной и белой сутане «отцы церкви». Песни мелодичны , они легко запоминаются.
Есть в толпе сочувствующий Орлеанской Деве брат Ладвеню (Александр Андрюшенко) .Он ее запечатлевает - для потомства. Есть горячий защитник Бодрикур.Он уводит толпу от костра, где уже собрались охочие до зрелищ обыватели. В тексте Ануя прокручивается вся небольшая жизнь Жанны , события тасуются, возвращаются, герои с брехтовской легкостью входят и выходят из образов. В постановке Созонова меньше театральной игры, здесь работают другие средства выразительности: музыка, пение, пластика, видеоряд. И главный антипод героини здесь не Инквизитор с пугающе тихим, надтреснутым голосом - Алексей Ротачков, а элегантный,воспитанный граф Варвик ( Алексей Кривега) . Ему добавили ключевой монолог об опасности непредсказуемых людей – «мятежников».
Граф придет в камеру-клетку - нанести Деве «визит вежливости», как достойному противнику. Услышит ее дерзкие речи… и совершит насилие.Что не совсем логично (хотя дано яркой театральной метафорой: Варвик выплескивает чару красного вина на светлую рубашку Жанны ). Да, Жанна остра на язык. Но не стал бы брезгливый, нюхающий (по сюжету) розу аристократ о простолюдинку "мараться". Перемена же решения подсудимой (от полного отречения к отказу от него и от женского платья) вполне объяснима : не может она принять «Жанну раздобревшую, Жанну, превратившуюся в лакомку... Жанну нарумяненную, в модном головном уборе, шагу не умеющую ступить в пышных юбках, с собачонкой на коленях…». Жанну - довольную обывательницу. Ей нет места в мирной жизни.
Не всегда мир доходит до точки кипения - войны, революции, перевороты - но всегда были и будут такие пассионарии, в штыки принимающие несправедливость, готовые за правду на плаху и на костер. Без максималистов наше общество опасно кренится вправо.Но когда не мечом, так крестом решаются вообще ВСЕ вопросы, это тревожный симптом. Конечно,в спектакле много других пластов и тем.Каждый найдет свои.
Кроме крепкого ансамбля и сильных главных героев запоминаются образы двух Королев - Вера Яксанова и Виктория Самохина (фаворитка, увы, лишена изящного французского шарма). Матери – простой женщины, не понимающей свою дочь (Ольга Кутина). «Доброго» палача ( Александр Федоров). Стражник Владимира Егорова повторил пьющего слугу из недавней премьеры. Жаль, когда такой талантливый актер вынужден играть однотипные роли.
Только-только прошла сдача, и те огрехи, что мы заметили (слишком громкая музыка, порой оглушительные крики - забывают, что вооружены микрофонами; затянутое первое действие – особенно встреча с Бодрикуром), думаю, будут постепенно сглаживаться. Кстати, при сокращении текста ушло объяснение названия "Жаворонок" (« Это история не о бедах затравленного в Руане зверька, а история жаворонка в поднебесье», - изрек Карл).
Здесь свой, отличный от Ануя, финал. Городская площадь мгновенно обрастает вывесками и баннерами, пестрая толпа собирается у собора, где крупная дама «нарядилась в брюки » и бойко вещает о Жанне (неистощимая Татьяна Чупикова). Дева в сторонке, никем не узнанная. Смотрит на малышку с матерчатой куклой в руках. Замена флага времен Столетней войны республиканским - тоже как попытка приблизить к нам историю.Хоть вены ей вскрой, никуда она от нас не уходит: «неостановимо,невосстановимо хлещет жизнь». И ее «невыученные уроки» всплывают снова и снова.
Ирина Крайнова
