irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

МУЗЕЙ-УСАДЬБА БОРИСОВА-МУСАТОВА . Во власти арт-нуво



                                ЭТОТ ЧУДЕСНЫЙ ЧЕРТОПОЛОХ
Привычно глазу, когда прихотливые цветы ириса или, скажем, лилии, украшают плакат или  решетку  лестницы эпохи модерна.
Но модерн ввел в декоративный  «оборот»  и растения  не садовые:   папоротник, подсолнух , даже  чертополох.На  изящнейшей из выставок  музея-усадьбы Борисова-Мусатова «В гармонии с природой. Орнамент эпохи модернa» мы увидели  более 60 работ художников Франции, Германии и России.

В  модерн , как в ларчик, спрятана символика изображения.  Орхидея  означала великолепие, роскошь и любовь, папоротник - тишину и покой, роза - красоту жизни, лилия - чистоту и непорочность, гортензия - скромность и искренность, ирис - свет и надежду, клематис - нежность, а скромный лесной  чертополох - мужество и стойкость. Мак символизировал  переход между сном и явью, жизнью и смертью.
Как пишут искусствоведы – авторы  этой замечательной экспозиции, «небольшие детали, орнамент зачастую играют важную роль в создании целостного художественного образа. В эпоху модерна интерьеры и фасады зданий украшались кружевом решеток, винтовыми лестницами, витражами и изящным декором с плавно изогнутыми линиями, асимметричными композициями.Внимательно изученное растение или насекомое, маленькая деталь чудесным образом превращались в затейливый узор на ткани, роспись на стекле или фарфоре, а зачастую и в изящную металлическую конструкцию».
Арт-нуво во Франции, югенстиль в Германии, сецессион в Австрии, Чехии и Польше, модерн в России  - названия  искусства конца 19-начала 20 века разные,а суть  одна: синтез ремесла и искусства, схожие черты -  простота, красота, органичность и функциональность.  Большой интерьер дома или  маленький флакон для духов,  причудливая балконная решетка или мозаичное панно  на стене – неважно, какое пространство  или предмет приходилось  украшать. Все  они узнаваемы, изящны , чуть капризны, как светская барышня.
На выставке   показаны не только редчайшие  издания того времени с  декоративными образцами, но и собственно предметы в новом стиле.Что еще насыщает посетителей ароматами   той прекрасной эпохи. Так  пепельница - голова лошади,  сделана  по модели известного русского скульптора Евгения Лансере. Отлита на фабрике художественной бронзы «Поставщика Двора Его Императорского Величества» Карла Берто.
За стеклами витрин, среди журналов и книг с характерной вязью  модерна  - французская бронзовая чернильница ( лесная нимфа, неземной красоты)  , серебристая конфетница из особого сплава,  чудная тарелка с рельефным  растительным узором. «Тонкое построение композиции, плавная текучесть асимметричных линий, заимствованных из природы, неожиданные метаморфозы формы превращают эти бытовые предметы в истинные произведения искусства».
А такие бисквитные вазы мне  хорошо знакомы (неглазурованный фарфор  серовато-зеленого цвета с барельефами).Маленькая вазочка для миниатюрных цветов  , сделанная в виде мешочка с завязками, была и  у моей бабушки. А здесь  ваза  украшена нарциссами и  летящей  стрекозой.Шкатулки - с нимфами, цветами , листьями лотоса и ирисов, головками девушек. Туалетные  наборы  из розового и салатного стекла хрупки, воздушны, кажутся нереальными,  а тонкая  кисточка  мастера еще  и расписала их позолотой, нанесла эмаль.И все это  так изящно, так  гармонично и  маняще,словно набегающая  на берег волна Хокусая,чье влияние на арт-нуаво никто и не  отрицает.
Иллюстрации из французских, немецких и австрийских изданий («Растения и их декоративное применение»,«Растения и их применение в искусстве и промышленности», Декоративные образцы»). Графические листы, «включающие в себя орнаментальные бордюры, картуши, виньетки, плафонные мотивы, образцы для мебели, керамики, металлических и ювелирных украшений». И  на первом месте  везде  -ирис,  подсолнух,чертополох. Каждый находит  здесь для себя любимые орнаменты и мотивы, не увлечься их утекающей плавностью и причудливой   красотой просто нереально.
                                                                                                                                                                                     Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments