irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ . Музыкальная Вена



                                                    МАДАМ СТОЛИЦА
Так назвала Вену современная поэтесса Анащенкова,  воспевшая неотразимо светский вид австрийской столицы. С ее стихов  и начала концерт в Саратовской филармонии неотразимо красивая ведущая музыковед Елена Пономарева. Новую замечательную программу подготовил ансамбль старинной музыки «Трио-соната» ( руководитель Владимир Скляренко, участники Елена Лельчук и Елена Ларионычева) вместе с альтистом заслуженным артистом России Эдуардом Гавриленковым."Вена. Музыкальные адреса" – так  она называется.
У Вены властное лицо
Холёной дамы.
Надменно-строгие дома,
Дворцы и храмы.
Имперской мощью давит всех
Мадам-столица.
Но вальс звучит, и страсти в такт,
Она кружится...

Да, там  просто какой-то музыкальный фейерверк имен. Жили Гайдн , Моцарт, Бетховен , Брамс, Шуберт , Штраус, Глюк , Брукнер, Берг , Малер, великий  ( несмотря  на все наветы!) Сальери , там   умер, прожив последний год , сам маэстро Вивальди. В Вене  родились и развивались все основные направления западноевропейской музыки за последние 200 лет. Ее давно называют музыкальной столицей мира.Но,как справедливо заметила ведущая вечера,  она рождает и  иные ассоциации.Венское пирожное, венские стулья, венский театр…Как оказалось, Бургтеатр столицы на Дунае   разительно  напоминает оперный театр- жемчужину Одессы. Не диво: и тот, и тот проектировали австрийские архитекторы.
Мы совершили вместе с «Трио –сонатой» увлекательное путешествие  по музыкальной Вене.И начали с  арии из малоизвестной оперы  «Полифемо». Порпора итальянец, выдающийся педагог неаполитанской оперной школы. Одно время жил в Вене, и сам  молодой Гайдн – будущий классик - чистил сапоги Порпоры... чтобы   потихоньку наблюдать за его уроками.
Продолжили   концерт тем Бахом, которого считали великим в его времена .  Это был второй  сын Иоганна Себастьяна -  Карл Фридрих. Прозвучала его гармоничная Трио-соната с клавесином.Менее знакомый нам  композитор Иржи Бенда был  исполнен чудным  тандемом альта и фортепиано.
Его брат,любимый скрипач короля Фридриха II, еще отдавал дань барокко., но Иржи относят к эпохе классицизма и  называют «единственным реальным предтечей Моцарта».
И тут пришло время Сальери.Беднягу оправдали посмертно: итальянский суд  снял все обвинения в отравлении . Но попробуй , измени    общественное мнение, когда он так талантливо заклеймен Александром Пушкиным  в Маленьких трагедиях и Милошем Форманом в его фильме. Концерт Сальери сыграли бывшие дети – ученики  заслуженного артиста России Владимира Скляренко ,а теперь совсем взрослые, высокие ,по-юношески прекрасные Алина Большеданова( флейта) и Ильдар Самирханов( гобой).
Мы услышали очаровательный пассаж ведущей о роли музыкальной шкатулки в ту эпоху  . Для   механической «игрушки» писали   композиторы первой величины. И нам показали  мелодичное Адажио для музыкальной шкатулки самогоБетховена.Дивертисменты тоже  тогда не считались  «низким  жанром». Титулованные особы , включая самого императора, сидели в зале, им разносили вино и закуски, а музыканты играли себе  на возвышении.
Но музыка музыке рознь. Елена уверена, что Дивертисменты Моцарта создавали такую  энергетику, что  НЕ слушать их было  невозможно.Нам показали один  из них – для альта, виолончели и фортепиано ( за него пересела от  клавесина виртуозная Леночка Лельчук).
Вивальди  как будто подлил в чинную немецкую музыку терпкое  рубиновое вино , брызнул солнечным светом итальянского  юга. Его концерты даже «в миноре»  несут в себе невероятный заряд позитива.Музыканты сыграли Аллегро.
Именно в Вене проходят традиционные балы, куда являются  одетыми строго «по протоколу»  и где играют вальсы  еще одного  гения места.Это, конечно, Штраус.  «Король вальсов» писал и совершенно  прелестные польки.Концерт, промелькнувший, как  одно чудесное мгновение, завершился Поездом удовольствия Иоганна Штрауса.Володя Скляренко вполне профессионально свистнул,  а  участники вечера буквально «оторвали мотивчик». Все  мы  отправились в   северную столицу - Петербург, где и  написал влюбленный «король»  эту милую вещицу...
«Я выхожу из её кофеен,
Дышу Дунаем и венским лесом.
Ко мне на плечи садятся феи,
Ко мне навстречу спешат принцессы!..»
Что вы хотите, Вена.
                                                                                                                                                                  Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments