irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

САРАТОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ .Театр Бранта - к Дню космонавтики



                     ПРОРОСЛИ, КРЫЛЬЯ-ТО!
Детский театр «Арт-ревю» Саратовской филармонии (художественный руководитель, режиссер-постановщик – заслуженный артист России Роман Брант) к  юбилею полета Гагарина в космос  заново поставил  спектакль «Окрыленный мечтой» .
Программы  театра Бранта  соединяют  обычно  элементы эстрады, буффонады, хореографии, драматического и кукольного  театров.  За этот трудный сезон он тем не менее выпустил несколько премьер.И вот  вновь спектакль   о вековой мечте человека летать.
В поэме  Роберта Рождественского  «Двести десять шагов» была глава «Историческое отступление о крыльях», написанная в свободной , «песенной», как бы частушечной  манере. О простом крестьянине («мужичонка-лиходей, рожа варежкой,дня двадцатого апреля, года давнего,закричал вовсю в Москве, на Ивановской,
дескать, дело у него. Государево!
») ,который смастерил себе  крылья сначала  из слюды, потом из кожи. Взлететь не смог,   был нещадно  за  то бит «псами»   боярина Троекурова.
Режиссер подверстывает к Отступлению картины ярмарочного веселья, где   торгуют лоточники,  спорят хозяйки, чей товар лучше,  дает  представление  Петрушка, народ распевает частушки , говорит меткими поговорками. Пляшут красные девицы и  румяные молодицы. Особенно  хорош танец с самоваром. Солисты – Екатерина Федотова , Галина Смирнова , Александр Троицкий, он же  -   удалой скоморошка  Ерошка. Комична пара Митрича и Матрены (Александр Цалко и Наталья Воронина). Идет игра с залом ,  маленькие зрители тоже подают реплики. И среди этого балаганного веселья вдруг  начинает звучать  тема «мужичонки, рожа варежкой». Эмоционально   самая сильная  часть  поэмы . И спектакль обретает трагическую окраску.
С детьми можно и нужно говорить  обо всем. Не акцентируя насилие,  не перехлестывая в эмоциях – ведь мы имеем дело с хрупкой душой ребенка. Перехлеста здесь нет. Некий перебор   чувствуется в первой части  -  ярмарочного бесконечного хоровода  могло быть   меньше.  
Но вот актеры появляются в исторических костюмах, неузнаваемые Митрич и Матрена  - теперь Боярин с Боярыней – читают   простые , чеканные строки Рождественского. У простодушного «летуна» Мастера – выразительное лицо, хотя космы и   торчат во все стороны  (Никита Герасименко) . Я видела первую  постановку, когда Боярина и Боярыню играли заслуженные артисты.  В роли Троекурова  был Роман Брант, и  смотрелся вообще  как царь Борис.  Нынешним исполнителям нужно, конечно, еще  работать  над  художественной выразительностью поэтического текста.
Видеоряд впечатляет – от попытки  полета средневекового «Икара»до  незабываемой улыбки первого космонавта Земли.   Заканчивается спектакль  не на печальной, а на светлой ноте.
«Он лежал один,
и не было
                       ни звёзд, ни облаков.
Он лежал,
        широко глаза открывши...
И спина его горела
                 не от царских батогов, -
прорастали крылья в ней».

А «проросли» крылья   планерами,аэропланами, самолетами, ракетами…Не было б мужичков у нас таких  странных  , ни на кого  не похожих – не было бы нынче  и 12 апреля.  И   спектакля «Окрыленный мечтой» не было  бы.
                                                                                                                                                      Ирина Крайнова, член СТД России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments