irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ХВАЛЫНСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ. Вспоминая Мусатова



    ХВАЛЫНСК  ПОД  ФЛЕРОМ МУСАТОВА

О своей выставке в СОДРИ  по  хвалынским пленэрам участники написала  очень поэтично: «Представленные в экспозиции работы – это и интерпретация призрачного мира Борисова-Мусатова, и воплощение собственных мыслей, личных воспоминаний и впечатлений каждого участника, преломленных сквозь волшебный мусатовский «фацет».
Фацет  -  это «декоративный скос по краю зеркала, стекла или драгоценного камня. Либо - различного размера и формы стекло с несколькими гранями; объемные граненые стеклянные элементы».
Дело в том, что традиционные пленэры в Хвалынске  художники  посвятили в 2020 году  основателю русского модернизма Борисову-Мусатову, который там  бывал и писал. Ведь  тот год был юбилейный- 150 лет со дня рождения. Тонкое поэтическое мусатовское  чувство по -своему преломилось в картинах  саратовских художников. Я  бы еще сказала, что  на  многие из них накинут как бы покров  -флер. Флер - тонкая, прозрачная (по преимуществу - шелковая) ткань. Покров, пелена, дымка.
В двух больших залах разместились работы учеников школы пластического формообразования Владимира Мошникова во главе с ним самим, участников ежегодных поездок в Мекку саратовских художников – профессионалов и любителей, студентов-завсегдатаев пленэров, детей художников.
Прошлым летом мало кто отважился выбраться в Саратовскую Швейцарию.Но в проекте музея - усадьбы "Осенний мотив. Посвящение Виктору Борисову-Мусатову"
поучаствовали многие хвалынцы. Их творчество  тоже представлено в  весенней экспозиции Дома искусств.
На вернисаже большой концерт дали студенты консерватории с вокалом и ансамблевым   исполнением, посетители же свободно  перемещались из зала в зал,  проникаясь тихим  покоем волжских и озерных берегов,мягких линий старых гор, зарастающих разрушенных усадеб и парков.Произведения Владимира Мошникова сумеречны, но  не сумрачны,  и полны не угаданной  тайнописи. Мистичны,    очень  насыщены букеты Татьяны Мошниковой.Портреты Натальи Леонтьевой – с узнаваемыми  героями и неожиданными  композиционными решениями,  фигуры слиты с пейзажем.Смелая цветовая  симфония выделяет холсты Елены Мальцевой. Свой  удивительный мир образов создает Екатерина Мальчевская. По-новому, в эффектной декоративной   манере работает Елена Батраева.
Кроме  привычных  полотен ( если можно, говоря о Геннадии Панферове, употребить слово привычно), решенных в сложной технике и  богатом колористическом ключе,художник  показал большую жанровую картину, которая  отчасти напомнила мне масштабные полотна Глазунова, когда тот  старался вместить в одно полотно все свои  мысли и чувства одновременно. Такие художницы, как Светлана Золина, Ольга Гудкова,Светлана Четверухина, пожалуй, ближе  других  подошли к  «мусатовскому мотиву». Но  это  в силу стилистических созвучий – некоей изящности, размытости и лиричности собственной кисти.
Всегда волшебна и нежна цветопись Елены Палехиной.Центральную стену «держит» экспозиция работ Светланы Лопуховой. Кроме пастелей, в которых она мастер, пейзажей и автопортретов, решенных  весьма экспрессивно ( «он с детства  не  любил овал,  он с детства угол рисовал»), размещены две  большие по объему картины с символическими фигурами и    запоминающейся уличной перспективой,  больше всего похожей  на  «декоративный скос по краю зеркала». Что ж, у каждого свой фацет. И чем меньше похожи картины участников друг  на друга, тем богаче и разнообразнее живописный  венок , который  они составили в прошлом достопамятном году в честь величайшего русского символиста.И насколько лучше положение дел  сейчас , чем год назад. Хвалыская выставка -20 провисела полгода, открылась  на один день и сразу закрылась.
                                                                                                                                                          Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments