irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ "УРОКИ ТАБАКОВА". Кого он вырастил

Машков 1.jpg

     
                   ЗЕмной МАСТЕР,небесный покровитель…

Часть 1 Лучшие.Машков, Безруков
Кто бы мог назвать Табакова неземным человеком? Он словно скроен был  весь из крепкой материи - актер, человек, Мастер, стоящий на земле обеими ногами.
Но  утекает время, и Уход Мастера воспринимается его учениками  не  только как личная драма. Уроки его,  Задание на  всю  актерскую жизнь выходят  на первый план.  В Саратове - на родине Учителя, спустя два года, - Второй фестиваль  в рамках культурно-образовательного проекта,  «Уроки Табакова», проводимый Саратовской академдрамой (арт-директор - Ольга Харитонова) и  Саратовским театральным институтом (СаТИ).Пандемия  не позволила  устроить такой широкий фестиваль, как две весны назад, но немало интересных событий он  смог вместить. Встречи с лучшими  учениками Табакова в  театральном институте и в театре драмы, спектакли с их участием, мастер-классы,  спектакли Школы-студии МХАТ и   Саратовской драмы, знакомство с  последними тенденциями в   новейшей драматургии, документальным и социальным театром на лекциях ведущих театроведов страны, «практические занятия» в виде Театра doc и Storytelling.

Лучшие. Машков,Безруков
«Небесным покровителем» назвал Учителя  Владимир Машков, руководитель Театра Табакова и Театральной школы Табакова на недавних гастролях ТШТ в Саратове. Олег Павлович  часто бывал в родном городе,и  всякий раз на встречах в разных вариантах   повторял  одну и ту же мысль:  «Хотя бы  то, что  я вырастил таких учеников, как Вовка, Сережка, Женька, мне зачтется». И мы понимали, что под детскими именами фигурировали самые сильные, лучшие  актеры табаковской школы  - Владимир Машков, Сергей Безруков ,Евгений Миронов, ныне  народные артисты России ,   руководители крупных столичных театров.Все  они побывали  у нас весной.
Можно по-разному относиться к Сергею Безрукову, «перемелькавшему» в биографических фильмах, чем   вызвал  ехидную оценку  мастера афоризмов Валентина Гафта.Но  то, что Сергей – великолепный лицедей, отрицать   сложно. На встрече с саратовскими  студентами  Сергей Витальевич  рассказал о  своей  режиссерской работе в Московском губернском театре,которым он сейчас руководит, остановившись  только на двух названиях .Это  был очень    подробный  и оригинальный  разбор «Вишневого сада» и «Дяди Вани». Последнюю чеховскую пьесу  худрук поставил в саду, среди природных  ландшафтов , в режиме реального времени, когда Раневская действительно  едет на лошадях со станции,  а Лопахин –Безруков с большим нетерпением  ее ждет.В пьесе встреча  не показана, а в спектакле  хозяйка усадьбы пройдет мимо ,чем ужасно   его обидит.И  не местью ли самолюбивого Ермолая, крестьянского сына, станет столь поспешная рубка знаменитого сада –   при «живых хозяевах»? Деревья с вырванными корнями опустятся на импровизированную сцену в финале спектакля.
Еще интересные находки. Всегда с некоторой натяжкой произносят актеры пафосный спич к «многоуважаемому шкафу». В Губернском театре  им приносят старинную игрушечную мебель. И Раневская с Гаевым, вспомнив счастливое усадебное детство, щебечут  от восторга.
«Дядя Ваня» в Губернском театре  был  поставлен вынужденно :   намечено другое название,  но изоляции все смешала, работа над спектаклем сначала шла онлайн. Режиссер Безруков   называет ключевой  для образа Астрова первую сцену с няней, на которую редко кто  обращает внимание.А ведь он «человека убил»,  повторит  он  не раз,  это его прямо  грызет. Оперировал пьяный, усталый, дал больному  хлороформа,  не проверив  работу сердца. Спектакль в какой-то степени развенчивает  известного сердееда доктора. Астров сажает  леса, а людей   не  любит. Не  любит  он и Елену Андреевну. Любил – похитил бы, увез бы  - хоть куда. А  он  лишь зовет ее  в свой домик в лесничестве, к определенному сроку…  И красавица «с русалочьей кровью» здесь не пустышка: она талантливая пианистка, загубившая свой талант ради ухода за мужем. Войницкий в  такой трактовке  - единственный интеллигент, он  все вложил в свою последнюю  любовь. Отказ Елены, ее отъезд  - конец его мечтам. Он мертв, хоть   и жив физически.Трактовка спорная, ведь   именно Астров говорит: «Во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я да ты».Но тем она  интересней, поскольку  это  не застывшая «школьная»  версия классики.
Актера спросили  о роли Бориса Годунова в фильме: «как он  это делает» с точки зрения   актерской техники. Но такие вещи  не объяснишь,  вместо  этого Сергей рассказал, как долго   изучал   образ Годунова, искаженный  «сказочником» Карамзиным  и усиленный художественным  гением Пушкина.Это был настоящий реформатор  на русской троне,  который пришел  не в свое время.Он никого  не  сажал на кол,  не убивал никаких царевичей,   пытался  «накормить» народ  после двухлетнего неурожая.Из знания  исторической правды родилось иное отношение, образ царя стал более объемным.
Встреча с журналистами в музее драмы носила  более ностальгический характер. Сергей Витальевич  вспоминал Мастера, который был для  него как отец  и главный учитель в жизни  (первым был родной отец Виталий Безруков). Даже разрешал сниматься в кино и не брал  за  это «мзду» в общую студийную копилку, как с других. Александр Стульнев, директор Театра-студии Табакова, при  этом говорил: «Да  что ты, Сережа, ты же  нам доход приносишь».Мастер мог шутить, подкалывать, но   все время наблюдал за учеником в совместных спектаклях. Их было несколько у  Табакова  с Безруковым.Дольше всего  они играли Моцарта и Сальери  в «Амадее».
- Я ловил на себе добрый, лучистый взгляд Олега Палыча, и понимал, что он с симпатией относится ко мне. В  спектакле " его персонаж  даже убивает "любя". Восторгается и в то же время уничтожает Вольфганга Амадея.Это был самый добрый Сальери, какого я видел.
-Он обладал редчайшим даром —общаясь с чиновниками, с властью, сохранять чувство собственного достоинства .И я стараюсь учиться у него этому, учусь многому — руководить театром, воспитывать молодых артистов.
-Это  «веселенькое дело» -  называл  Учитель актерскую профессию. То есть всегда должен быть  азарт. А чтобы  радовать зрителя, ты сам  должен быть легким, азартным, настоящим…
Таким мы  увидели Сергея Безрукова в его моноспектакле «И жизнь, и театр, и  кино», который  часто обновляется, наполняется свежими   ролями. Теперь их четыре – четыре поэта разных времен, образы которых актер воплотил на сцене и на экране. Ярче всех  - несмотря  на давность эпохи – выглядел Сирано, чье отточенное остроумие и хорошо спрятанную горечь, поглаживая   несуществующий  безмерно длинный нос,   так здорово   донес  до  нас артист.Пушкин и Есенин , скорей, обозначены, восприятию несколько мешали   их экранные тезки  с преувеличенными кудрями   и баками. А вот почувствовать   себя  на концерте Высоцкого  не помешал даже тяжелый «посмертный» грим, создававший видеокартинку.    Актер был и азартным, и настоящим, исполняя  первые «блатные» песни будущего великого барда, и иронические сказки-были, и   нежные любовные признания. Читая его  последние стихи, из которых отчего-то так любят убирать  одну строчку:«12 лет  тобой и Господом храним».
Если Сергей Безруков  не «перебирает», не рисуется и не заигрывает с залом, он всегда  настоящий. Золотой табаковской пробы.
                                                                                                                                                            Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments