irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ " Уроки ТАБАКОВА". Академдрама и СаТИ. К Новой драме



ЗЕмной МАСТЕР,небесный покровитель.Часть 2. Doc в пути

                                      С винчиком и Ромчиком
Знакомство с новой драмой и постдрамой  на фестивале «Уроки Табакова» шло отдельным большим  блоком. В школе-студии МХАТ ею занимаются плотно. Выпускной курс Евгения Писарева, худрука театра Пушкина, привез спектакль по мотивам пьесы Марии Конторович «Пол –лава,а Маша шалава». При сокращении названия получилось загадочное «Машалава». Толкуй как хочешь. Хочешь  - «шалава», что и кричит  ее мужчина ( или что покрепче), когда он с двумя  ее же мужчинами получает громкий отказ через форточку. Только она отвечает им в начале спектакля , а они  ей - в конце. Сюжет совьется в железное кольцо.
А  может  ,   в названии и лава, непредсказуемая стихия, которая извергается на мир из этой тонкой  русоволосой девочки, которую «все хотят», и которая одна не знает, чего   хочет она .
Ее мечты о прекрасном принце, которого она  повезет в другие страны, чтобы , хорошенько  изучив языки,
прочитать вывески съестного и накормить вкусненьким,  сбивчивы и инфантильны, как она сама. Недаром режиссер сделал в тексте  большие купюры.Но вместе с сокращениями  уходит и ее полулюбовь к полумифическому , невыносимо красивому и  благородному Роме.   Тот  таскался за ней все  ночи,  потакая ее некрофильским наклонностям, удерживал от «штурма» кладбищ ,пил из горла за компанию  винчик и  -  бесследно исчез среди ее очередного пьяного тумана.Теперь ей кажется, что  он   был «тот самый», единственный. Пусть    живет  с другой, но только обязательно будет  живой! Маша получит  от него симку с кратким «жив», возможно,   ее единственный лучик  в разливанном  море вседозволенности , куда не сразу, но «с головкой и »  она погрузилась .
В спектакле лучика нет. Мы  ничего не знаем  про Рому, мы  иногда  путаем всех троих, и только  вечно покачивающийся силуэт ее Первого и суетливая  повадка ее Второго (  может, и  22-го) позволяют   их различить. Маше то 19, то 23, она  мешает числа, порядок событий, лица мелькают и исчезают в веселом  хмельном угаре. Когда-то    девушка брезгливо выговаривала сожителю  за свое  постельное белье, на котором резвились  другие. Теперь она  сама сдаст подругу, которой «не хватает одного мужа » своему  мужчине. «Сад удовольствий» выжгут годы,   а
человек, как говорил любитель парадоксов Уайльд,сознательно -  или бессознательно- уничтожает сам себя. Роль  лихо и  - горько  - сыграна  актрисой.
Классно поставлен, динамично и озорно  подан текст, но… ни дочке, ни внучке не  пожелаешь  успехов красивой Маши. Где,  на каком витке случилось   превращение женщины в  машину для физических утех?Да и  остались ли   нормальные, не затопившие  винчиком мозги парни? Очень смешная история. Очень   простые вопросы – и все  под дых. Это театр, который делают молодые: пишут, ставят, играют,  устав от запаха лжи,  на парах  которого мы все росли. «Может быть, пользительной, но лжи, может быть, и нужной, неизбежной, может быть, хранящей рубежи и способствующей росту ржи…» .Но  - лжи.
     Будущее…  без будущего?
Следующая постановка  привезена Театром doc, который  у нас в драме впервые. Жанр  грамотно называется headphone verbatim. Возник в Англии, как и многое другое в современном театре.В переводе - вербатум в наушниках. Как объяснил режиссер Дмитрий Соболев,вербатум  ( записи высказываний реальных людей)    все же обрабатывается стилистически , выстраивается  композиционно. Здесь драматург Иван Угаров сохранил   монологи подростков без адаптации.Их проговаривают случайные люди ( везде разные), слушая текст через наушники и транслируя его  залу. Хорошо,  что я техническую сторону сначала  не знала.Только  бы  и следила  тогда за  трансляторами– попали- не попали они  в героя?
Перед началом постановки  режиссер подчеркнул, что этому поколению принадлежит наше  будущее, и  крайне важно, как они себе его представляют. Но разговоров в спектакле  о робототехнике, про  иные миры было совсем  немного.Гораздо  больше волнуют  юных  людей  отношения с родителями, со старыми  людьми, со сверстниками, со своей девушкой или парнем. Трансляторами в саратовской версии стали люди, имеющие отношение к молодежной   теме .  Не у всех получилась  отрешенная передача чужого текста. Кто-то пытался наигрывать, «лепить образ»,  у
кого-то есть  проблемы с дикцией , с голосом, и только у двух молодых женщин-журналисток  все  выглядело  естественно. Трудно  поверить, что  их тексты собраны из ответов разных респондентов,а не представляют единый массив.
Убедительно  подана тема  девушки другой ориентации, которую отвергла  избранница, бойкотировали одноклассники, шпыняла «училка», избивала разгневанная  мать.Отношения с матерью( от которой надо было убежать за тыщу километров, чтобы наладить хотя бы  подобие общения),  когда   ей сообщается только то, что ей  самой хочется знать о своей дочери, логически вытекали из предыдущего монолога.
Одной из опрошенных девушек о
стро поставлена тема  травли одноклассниками ,  ее переходов из школы в школу.  Наконец,   девочке  стало комфортно , и  класс   небольшой.  Гораздо позже  новенькая узнает, что  одноклассница, к которой  она подсела, очень  боялась, что та … ударит ее первой.
Глубокие психологические проблемы детей, травмы, о которых взрослые даже не догадываются, и которые   обозначил  театр. Хотя  бы ради  этого стоило основать Театр doc.  Правда,не всегда    внятно  звучит «трансляция».И  почему бы не видоизменить уже привычный вербатум? Ведь и внутри  него можно  давать тексты без купюр и эмоций. К  тому же молодые актеры сделают  это на порядок лучше.
            Жертвы, насилие, другие…
Студенты  и преподаватели театрального института прослушали две лекции  от ведущих театроведов страны.Павла Руднева,   театрального критика,доцента Школы- студии МХАТ, эрудита и остроумца ,  мы помним еще по совместным «рейдам» с Олегом Лоевским .Три года назад Павел презентовал у нас книгу «Драма памяти», где     делает  первый  серьезный анализ   советской и российской драматургии от  50-х годов   до  наших дней. Теперь он  читает лекцию с м говорящим названием: «Последние тенденции в новейшей драматургии и нужна ли актерской школе современная пьеса». Ответ  уже в  самом  вопросе.Пласт новой российской  драмы  настолько  сейчас широк и глубок,  что отмахнуться  от  него  никак   не получается. Сумел  он войти  и в современные театральные школы. Исследователь  нащупал  несколько основных  тем.Условно в  90-е годы определяется как тема Жертвы. Иван Вырыпаев яркий  ее представитель.Нулевые годы принесли в драматургию тему Насилия. Феминистического,  исторического, имперского , национального насилия…
Лектор  назвал лидеров постановок среди новой драмы : «Горка» и «Человек из Подольска». Последняя более интересна, поскольку в ней есть перевертыш: держащие за решеткой невинного человека полицейские говорят как будто  правильные вещи.Из чего  вырастает новый, постсоветский абсурд.
Тема Будущего только намечается в текстах авторов.Чаще они существуют в выдуманном мире, который им нравится куда больше реального(о том    премьера в нашей драме по Юлии Вороновой).Мало сейчас  хороших переводчиков драматургии, оттого  пласт современных немецких, польских, финских пьес остается незнакомым большинству читателей. «Нужно  уже  начинать писать монографии  не только о современной драме ,но  о современном театре», - подвел  итог докладчик. Кому  же , как не Рудневу?..
Другой замечательный театральный человек, руководитель магистерской программы ГИТИСа «Социальный театр» Кристина Матвиенко, в лекции «От документального  театра к  театру социальному» структурировала  сложные процессы, в нем происходящие
.
«Создание произведений искусства, то есть сознательная попытка создать нечто прекрасное, является лишь одной из функций перформативных искусств, идущей рука об руку с другими более утилитарными функциями», - писал  американский театровед Ричард Шехнер. А функции у театра очень  разные. В «Треверсе» в Эдинбурге школьники пишут пьесы, которые ставятся на профессиональной сцене. Берлинский театр «Шаубюне»  приглашает участвовать в мастер-классах,  в дискуссиях , в свободных театральных группах. Социальный театр здесь  -  искусство на стыке театра и педагогики. В США  широко распространен community-theatre. Как развивался социальный театр в Скандинавии, как  соцтеатр пришел к нам, как он  выглядит сейчас  - обо всем  шел разговор  на встрече со студентами и педагогами СаТИ.

Нельзя сказать, что   социальный театр у нас очень  развит, но есть уже   хорошие примеры в Москве,   в особенности - в Петербурге. Спектакль «Язык птиц»  в БДТ имени Г. А. Товстоногова ,«НеПРИКАСАЕМЫЕ» -  с участием бездомных, «Я Басё»
петербургского «Упсала-Цирка»,  поставленный  с трудными подростками…Щемяще выглядел  показанный на лекции видеосюжет с девушками- инвалидками.Короткие  рассказы о себе, своих увлечениях и пристрастиях...  Задевает судьба очень красивой девушки, которая  не может  ходить  и  занимается… розыгрышем в соцсетях молодых людей,  не знающих   о ее физических проблемах.
Театр с глухонемыми ( есть  такой спектакль в Театре наций), слепыми,  аутистами, заключенными, стариками  - возможности безграничны,  все по силам  людям, заинтересованным в живом  искусстве с устойчивой «обратной связью».
                                                                                                                                                                                            Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments