irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ФЕСТИВАЛЬ "УРОКИ ТАБАКОВА". Нетипичные

    ЗЕмной МАСТЕР,небесный покровитель...

         Часть з. На дружеской ноге
                                                                            С Пушкиным…
Две встречи на фестивале «Уроки Табакова» стоят особняком. Они вводят в мир классики, но вводят по-своему.  Первая проходила  в театре драмы,в ее Малом зале . Моноспектакль Игоря Яцко, руководителя  творческой  лаборатории в театре ШДИ (Школа драматического искусства, основанная  великим Анатолием Васильевым).  Яцко – наш земляк, заслуженный артист России великолепный актер  театра и кино , прекрасный  педагог. Он всегда бывает  на фестивалях Янковского и Табакова, привозит  свою лабораторию,показывает новые  режиссерские работы, проводит мастер-классы.
А  Пушкин  у Игоря  - любовь отдельная,  давняя. Когда-то вместе с Александром Федоровым и Татьяной Чупиковой он выиграл пушкинский конкурс в Саратове , попал на всероссийский тур. И  снова все трое победили (киселевская школа!). Яцко читал тогда  одно из самых волшебных произведений  - «Метель», познакомился с Сергеем Юрским,  лучшим мастером художественного слова , полностью попал под магию его чтения. С тех пор утекло немало лет , Игорь учился в ГИТИСе  у  Васильева, который дал показал им  совсем иную манеру чтения.
Пушкин  курсивом проходил через  многие постановки Мастера.Неслучайно в репертуаре лаборатории Яцко есть «Евгений Онегин» (очень своеобразный, с оперным колоритом и ироническим подтекстом), долго был   «Пушкинский утренник , когда гимназисты садились в кружок и читали стихи.
Встречу в академдраме актер начал как бы с конца, прочитав «Графа Нулина» - из тех драгоценных «пустячков», написанных будто в шутку , одним росчерком летящего пера. Прочел   совершенно свободно, невероятно смешно,с бешеной пушкинской  энергетикой, проигрывая мизансцены за всех.
Радость жизни наполняла нашего солнечного Поэта, питает она и чудесного актера после ковида,  затяжной изоляции и вынужденной жизни без зрителей. Игорь Владимирович  показал  отрывки из программ, которые  не раз исполнял на Красной площади в дни рождения Пушкина ( даже в 2020 году  все проходило офлайн). Рассказал, как  играл с тезкой Александром Яцко Моцарта и Сальери. Исполнил   два лицейских стихотворения. Одно написано 15-летним мальчиком , полным упоения и молодого восторга – лицей,дружеская пирушка, звон пнистых  бокалов. Второе в 1825  году напишет другой человек – поживший, усталый,  видевший  уже конец блистательной лицейской истории.
Ученик Киселева и Васильева умело чеканил  ритмичные  строки. Но вот  он обратил взгляд в первый ряд, где сидела  мама Римма, легенда театрального Саратова, и ей, лишь ей  одной  прочел полушутливое-полугорькое признание : «Я вас  люблю, хоть я бешусь, хоть  это стыд и труд напрасный…»А   Актриса подыгрывая, держалась  лукаво и неприступно. Ну что за прелесть этот Пушкин, эти  его стихи прекрасным дамам -  да  и сами  дамы тож!..
«Мне нравится ваш фестиваль, потому что это образовательный проект.Учиться надо всю жизнь!», -  напутствовал студентов СаТИ Игорь Владимирович. Что  он и делает. Как  и  его актеры,  его ученики, ставшие его актерами.Недаром  их  театр назвали  Школой.
… С Достоевским
Одно и самых симпатичных  впечатлений фестиваля storytelling от Алексея Розина  и Ильи Барабанова .Это  довольно  новый вид театра, когда известное произведение пересказывается актерами своими словами, со своим отношением к материалу.
 Увидела первый  спектакль в таком духе  прошлой осенью ,на Межрегиональном фестивале «Действующие лица», где была  экспертом. «Лучшим для семейного просмотра» единогласно назвали мы  спектакль  «Нильс Всемогущий» по повести Лагерлёф .Сыгранный  без  декораций, театральных костюмов , грима и  прочих сценических ухищрений.
В Москве существует Театр Сторителлинга Константина Кожевникова.В команде, кроме руководителей, режиссер  и 20 артистов.«Важна импровизация, контакт с залом – есть всего 3 секунды, чтобы понять, кто твой зритель и подстроиться под него, а затем провести за руку по всей истории», - говорит Константин. Два замечательных актера лицедейстовали, менялись  ролями,общались с залом, ,превращая   всех  в участников спектакля.
В «Преступлении и наказании», показанном на фестивале «Уроки Табакова», акценты   идут не в сторону разрушения  «четвертой стены», а в  смешной и увлекательный пересказ  романа Федора Михайловича, которым  слишком рано начинают изводить школьников. Когда я заканчивала школу, Достоевского только-только  ввели в школьную программу. Никто его  не читал, и я каждый день пересказывала прочитанное, вызывая веселое оживление в классе. «Наверное,я очень  плохой рассказчик!» - думала  я в отчаянии.

Ну вот, же актеры, причем великолепные( ученики Романа Козака),Илья Барабанов и Алексей Розин тоже рассказывают story из Достоевского.И делают  это очень  весело. Есть такое определение: «Сторителлинг-спектакль не интерпретация, а поиск языка, возможности нескучно передать сухие факты из книг, раскрасить их неповторимой лексикой конкретного актера». Здесь ключевое слово  нескучно. Не пошло,    на «потребу дня», а  иронично , сочно ,  «вкусно».
Сторителлингом занимается творческое объединение Le Cirque De Charles La Tannes. Кураторы Алексей Розин с Ильей Барабановым. Цикл «Истории об истории» Мастерской Брусникина, моноспектакль Марины Васильевой «Кто убил Анну» , проект для OKKO Theatre «Преступление и наказание»,  - все их рук дело.
В истории, рассказанной –и показанной   нам артистами нет Мармеладова с семейством ( кроме Сонечки, одним поворотом- наклоном  головы гениально  представленной Розиным),  ни ужасного Свидригайлова,  ни Лужина и Дунечки. Но есть главное: комнатка -гроб, вызревшая в ее тесноте  ницшеанская Идея , Родя при  бороде с безумным взглядом невольного убивца( Барабанов).
Диалоги- поединки с Порфирием Петровичем (  снова  Розин, уже  въедливый и колкий) - лучшее, что есть в романе. Каким-то чудесным  образом они выглядят  здесь вовсе   не шаржированно.
Вам  никогда не захотелось запутать  следствие по делу старушек так, чтобы и  на след Раскольникова    не вышли? Мне  так   очень  хотелось! И, конечно, очень, по-детски сильно, - чтобы герой полюбил Соню.  И как-то так выходит в этом постмоденистском ироничнейшем  из  представлений , что и о  духовном возрождении  студента Раскольникова мы тоже узнаем в финале . «Но тут уж начинается новая история»…От смешного  до трагического ровно  один шаг,  это  точно.
                                                                                                                                                       Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments