irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ФЕСТИВАЛЬ "УРОКИ ТАБАКОВА".Неожиданные

           ЗЕмной МАСТЕР,небесный покровитель…




Часть 5.Лучшие.Миронов
Вне игры
Финал фестиваля-проекта "Уроки Табакова" Саратовской драмы  и СаТИ  был великолепен. Театр наций привез  совсем  новый спектакль -  "Горбачев" Алвиса Херманиса. С великими российскими   актерами   Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой .  Но сначала была встреча с ними в театральном институте.
Большой подарок для поклонников, что  они пришли вместе.И в чудесном диалоге рассказали о профессии, работе над ролями –   не только в  этом спектакле.Студенты засыпали любимых актеров вопросами.  Мастера же   не скупились на подробности, раскрывая тайны ремесла.Для Миронова  очень важен последний штрих. Играя с Машковым проходку по Москве Мышкина  и Рогожина,  он еще этого  самого «штриха» не видел.
«Читай роман», - подсказала замечательная Инна Чурикова. И тут его осенило: Князь 20 лет болел, сейчас ему 23. Трехлетний ребенок, который говорит  только правду и видит тебя насквозь! Исполняя роль Лжедмитрия у крупного европейского режиссера, Евгений Витальевич «вычитал», что тот сухоручка.А ведь Гришка  прибирает за   Пименом, прислуживает ему  - и мечтает покорить мир. Рука у него  сначала просто висит. В сцене с Мнишек , признаваясь в любви,   умело перемещает ее   к сердцу.  Мне кажется,Миронов мог написать книгу о значение жеста и взгляда  для   проработки образа.
Чулпан, прелестная в своей «растреп-прическе» и  очень в ней   юная,  рассказывала, как похож Женя Миронов  на своего учителя Олега  Павловича в…   безграничной благотворительности. Все у него просят денег. Она как-то мимо  шла  и   увидела, как защитники уток накинулись на него с просьбами  о материальной помощи. Евгений  уточнил, что у Табакова не только все просили – он  всем помогал.  В кулисах,  голосом Матроскина  еще звонил какому-то чину: «Надо парня устроить», одной ногой  стоя уже на сцене.
Серьезной  благотворительностью занимается и Чулпан. Мы знаем, как энергично  помогает эта хрупкая женщина  детям с онконзаболеваниями.
Познакомились они  с первым -  и последним  - президентом СССР    по делам Фонда помощи. Актриса просила денег, тот сказал, что у него нет и  для своего фонда. Потом как-то они помогли друг другу…Михаил Сергеевич рассказал, как его Раиса в самое тяжелое время (разваливалась страна!) нашла  средства ,чтобы выучить российских  детских онкологов за границей ( те лечили вообще без всякой  методы) ,  сумела построить современный центр для таких детей. Спектакль Херманиса  вырастал из таких вот,  очень  важных,  но вовсе  не политических  вещей. Известный  латышский режиссер сам выбрал имя, написал инсценировку и поставил ее  в Театре наций.Как укор всем нам, так  радовавшимся Горбачеву и перестройке в апреле 1985-го, тому  воздуху свободы , что  подул тогда со страниц газет, журналов, книг,с экрана телевизоров. И обвинившим самого молодого генсека во всех смертных грехах, когда его   заперли  от  всего мира в Форосе. А  с Раисой – самой большой его жизненной привязанностью  -   от Фороса случился инсульт. «Я женат не на стране!» - дерзко ответил он на призывы «показаться» народу и остался ухаживать за больной, полупарализованной женой.
В спектакле политики мало, куда меньше,чем хотелось, чтобы  ответить  на все наши незаданные вопросы.Но  по кратким диалогам героев, по выразительным взглядам друг  на друга видно, что и они томились от власти дряхлых старцев и жаждали перемен.Только мы томились, а Горбачев взял и  повернул вентиль кислородного баллона.
Но  в спектакле больше  о другом. О женщине, которая пользовалась успехом, но сумела сделать самый  правильный выбор. О мужчине, который полюбил сразу и навсегда. Большое испытание здесь показано в самом начале -страшная болезнь Раисы Максимовны, все его усилия спасти , ее  жгучее желание не расставаться с ним  ни на минуту,  самые последние ее слова: про белые туфли, которые  она одолжила на свадьбу…
И когда мы шаг за шагом увидим всю историю их любви, превращение актеров  на наших глазах (сидят  как бы в театральной   гримерке) в персонажей исторической драмы, постепенное взросление ( очаровательная Раиса меняет только парики и платья, Михаил Сергеевич подчеркивает лысеющий лоб) и старение- Его…мы внезапно поймем, что главное испытание для первого президента  - не болезнь, муки и смерть любимого существа.  А жизнь без нее  бесконечные годы, десятилетия..Ее воздушные кофточки  и легкие платья,  будто хранят аромат ее духов .  А  настоящим потрясением стала для меня другая сцена: последнее выступление М.С. по телевидению. Потерянный, сраженный неблагодарностью   плебса, он говорит   , что  не хотел разваливать страну и потому уходит.А плебс уже не здесь,  он следует за фанфарами победителей  и "забудет"  наполнить чашку перед ним на столике. Короткая же у нас  память... Это  очень трогательная история, рассказанная большими актерами тепло и сочувственно. Однажды им поверил ее герой  и ни разу не требовал «предъявить» работу до ее окончания. Сейчас им поверил зритель. Абсолютно.
Книга Горбачевой вышла в 1991 году и  называлась
"Я надеюсь..." «Для меня эта книга — возможность высказаться, что-то объяснить и в чем-то объясниться
. Поделиться наболевшим, своими тревогами и надеждами», - писала Раиса Максимовна. Не люблю политики, не доверяю бескорыстности ее людей.Возможно,  М.С. был там  единственным  «некорыстным»? Не  оттого ли мы так поспешно   вывели его из игры?
                                                                                                                                                                Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments