irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЮЗ КИСЕЛЕВА . Легенды оживают

Сальткрока.jpg   ДВА  ОСТРОВА САЛЬТКРОКА

Два острова, две Столяровы усадьбы, две разные Колбаски,Боцманы  и другие.
Кроме фру Шёблум .  В нее, до сих пор  еще веселую хохотушку и упрямицу, словно вселилась душа маленькой круглолицей Червён  из давнишнего спектакля  тюза Киселева. Они просто очень похожи внутренне. Недаром же старая дама так легко уступила усадьбу маленькому Пелле, получив задаток размером…в одну крону. Как ребенок, как ясноглазая Чёрвен,она за версту  чует фальшь и видит людей насквозь.
И малышку Чёрвен – негласную хозяйку острова (затерянного   в  морском заливе  среди тысячи других  шведских островов, последнего перед выходом в открытое море  ) в спектакле 1978 года, и Владелицу усадьбы на   премьере 2021 года играет одна и та же актриса – великая травести саратовской сцены Светлана Лаврентьева.
Чёрвен по прозвищу Колбаска   была звездной ролью актрисы. Смешная и смелая малышка   из спектакля Юрия Киселева «Колбаска, боцман  и другие» по повести Астрид Линдгрен  появлялась  на сцене в  сопровождении огромного пса и смотрела на всех   внимательными светлыми глазами.  Вовсю соперничала  со Стиной за Пелле,   «привораживала» жениха для Малин, болела за своего Боцмана , которого чуть не  пустили в расход , приняв за  убийцу кролика.И  как же отчаянно она  его защищала!…  
Лаврентьева попала, как  в  десятку, в  образ , прописанный писательницей: «Стоит  только появится ее симпатичной рожице, будто солнышко проглянет Папа считает, что в ней есть что-то  от извечной детской искренности, доброты и веры в справедливость….А стоит  ей рассердиться, что иногда с ней тоже случается – будто буря разбушевалась: гром гремит, молния сверкает, ой-ой-ой!».
Французская критика  писала   после  гастролей нашего тюза в Лионе: «Она действительно существует в возрасте роли. Ни разу мы не обнаружили взрослого за этим ребёнком... Увы, как редко встречаются актрисы такого масштаба!» 
К юбилею большой актрисы  новый спектакль по повести Линдгрен поставлен в театре юного зрителя  (известный режиссер Виктория Печерникова, инсценировка Светланы Баженовой ).  Сначала появился его  эскиз на  творческой лаборатории «Четвертая высота» в  год 100-летия первого детского театра. Теперь он доведен  до законченного спектакля и называется по повести «Мы -  на острове Сальткрока».
Две  эти постановки  совсем разные по  способу существования актеров. В киселевском спектакле зритель оказывался как бы внутри Столяровой усадьбы – большого, запущенного,  пыльного , с множеством забытых старинных вещей, дома. И когда прелестная Малин звонким голосом (прелестная  же Людмила Иванникова) расставляла  братишек на уборку дома, казалось,  и мы все  брались за щетки и тряпки.Там был рослый  роскошный сенбернар с  печальными глазами ( Светлана Васильевна - закоренелая  собачница ,   она с ним отлично ладила), был   чудный   маленький Пелле, сыгранный  так, что  никто не догадался бы, что это  не мальчик. Был обаятельный чудак Папа и обыкновенный Принц, по мнению Чёрвен и Стины, неотразимо  красивый и -  мужественный.
Мы переживали за судьбу  кролика Йокке  и бедняги Боцмана вместе с  маленькими обитателями острова.Мысленно  торопили Чёрвен, бегущую спасать друга. Потому что Боцман был ее самым преданным другом. Пели и радовались  вместе с героями пьесы, когда ,нарядные и веселые, они исполняли  песенки , мгновенно ставшие хитами. И лучшая среди них : « Не спеши расстаться с детством,/Не ворчи, как старый пень:/Если жить с открытым сердцем –/Целой жизни равен день…». Из нее родилась поговорка  об отлично проведенном  времени, когда «целой жизни равен день».
Как писал в книге о тюзе  профессор Валерий Прозоров,  «получился действительно славный, четко слаженный, светлый спектакль.Про что?Про то, говорил Ю.П., как дети и взрослые легко и свободно могут находить общий язык — и это согретый юмором язык понимания, согласия, любви. Про то, как дети умеют очень тонко и точно различать добро и зло на этом свете — и умение это, и особое чутьё это никогда их не подводит. Оно им как бы самой природой дано. Про то, как душа в душу живут наши дети с братьями их меньшими, как безошибочно угадывают они их повадки, как ценят их бескорыстную привязанность, преданность и дружбу.И ещё про многое другое, тёплое, смешное, возвышенное — трудно выговариваемое, но очень точно ощущаемое благодарными зрителями этого спектакля».
Мы все время были вместе с Актерами - внутри усадьбы, внутри острова, внутри спектакля. В спектакле Печерниковой, мастеровитом, хорошо и крепко сколоченном, никто не внутри. Даже актеры.
Выстроенные декорации статичны,  они не двигаются по кругу  (хотя очень  хочется  поближе
взглянутьна  эти черные скалы). От усадьбы фру Шёблум остался лишь остов дома. Красочный  - красный, но очень  маленький, без крыши и без  стен, как недостроенная беседка. Тут, «на семи ветрах»,  проходит все действие. На пятачке сцены, свободном   от скал и дома, теснится население острова, все время в почти  в   полном составе: четверо детей Мелькерсона и он сам, трое детей Гранквиста и мама с папой, Стина с дедушкой, и  прилизанный хлыщ Кристер, которого сменит симпатичный  «морской»Петер  (лицедействует Алексей Кривега), и   немаленький Боцман ( его  одними глазами изображает потрясающий Михаил Третьяков).  Что  они все  делают на сцене в каждый конкретный момент, пожалуй, не ответил  бы никто.
Спектакль с красивыми декорациями и костюмами, отвечающими духу страны  - художник Ксения Кочубей, Москва (видела  эти крошечные скалистые островки  в шкерах, на фоне  белесого неба и   бледной воды, разбавленные лишь яркими пятнами пригородных дач );с аутентичной музыкой и песнями. С возможно  точным подбором актеров .Все, кто хоть как-то напоминает детей,   -  на сцене. Да,аутентичная музыка точнее задорных «тюзовских» песен.  Да, цвет домиков  на Сальткроке  и дождевика Мэрты вернее белых нарядов Малин   в старой версии. И кораблик, одноименный с островком -  последним перед выходом в открытое море - создает морской колорит.И перевод более точный Брауде и Паклиной.
Но все здесь иллюстративно, как бы  повествовательно. Будто фру Шёблум вспоминает  «дела давно минувших дней», а актеры  ей подыгрывают. В очаровательной красной шляпке ( в ней могла бы ходить    ее Чёрвен) появляется  на острове Сальткрока  хозяйка Столяровой усадьбы и  мигом разруливает  все проблемы: ставит  на место зарвавшегося покупателя,  «счастливит» семейство Мелькерсонов , потом  празднует вместе с ними.
Светлана Васильевна     озвучивает с экрана  и авторские ремарки. И уже кажется самой  фру Линдгрен, которая  сначала рассказывала   все  эти истории больной дочери, пока не начала  записывать.Поскольку мы  уже  договорились, что  интонация  здесь повествовательная, а не «переживательная», как в культовой «Колбаске и Боцмане»( на которой и взрослые  ходили по 10-15 раз) ,то   многие  вопросы  снимаются: почему дети  эмоционально никак  не отыгрывает  свое   спасение , когда  заблудились в тумане, почему  "смята" история с кроликом, почему Чёрвен, узнав о «невиновности» Боцмана медлит ,а не бежит  сразу его спасать.Все  это  как замедленная съемка в прошлое. Поэтому , наверное,  так не по-детски крупны  герои повествования.
Конец блестящей эпохи травести наступил. Их просто  никто сейчас  не  растит для детских театров.Пожалуй, только Стина – Ольга Лисенко, маленькая худышка, своей  детской бесцеремонностью и открытостью продолжает  великие традиции Лаврентьевой и Ошерова, Пантелеевой и Щербаковой, Цихан и Шишкиной. Папе Мелькеру, как и его детям,   не хватило сценического обаяния,  гораздо симпатичней  смотрится    по-домашнему уютная,круглая добродушная Мэрта ( Елена Краснова) со своим долговязым   мужем (Владимир Егоров).
Хорошо вспомнил  тюз  лучший детский спектакль Киселева. Но нельзя же ,в  самом деле, дважды войти в одну и ту же  воду. Даже   на острове Сальткрока...

                                                                                                                                                                        Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments