irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

САРАТОВСКАЯ АКАДЕМДРАМА. ФИЛАРМОНИЯ.К Дню Победы, офлайн



                                            МАХНЁМ НЕ ГЛЯДЯ?
«Прожектор шарит осторожно по пригорку/И ночь от этого нам кажется темней./Который месяц не снимал я гимнастёрку,/Который месяц не расстёгивал ремней»…
А что на что менять? Солдат  хранит  лишь «письмо от матери да горсть родной земли». Или карточку любимой и  снимки  своих детей. Меняться же  судьбой опасно, особенно  на войне, как  ни лихо поется о том  в песне Блантера и Матусовского . Ведь   солдата   каждую минуту поджидает смерть. Не легче  была участь  того, кто оказался в блокадном Ленинграде или  на оккупированной земле Белоруссии.А  на дне океана, отсиживаясь в  своей  «засеченной» субмарине  по  нескольку дней ,безо  всяких признаков жизни?
Великая ценность пьесы Ксении Степанычевой «Дни Победы», что  написана она на документальной основе. Перед премьерой спектакля мы встретились с ней в  театральном садике, у памятника Янковскому. Ксения рассказала, что сама из военной семьи: служил отец,  бабушка  - жена военного летчика.Она  столько раз рассказывала  свою историю, что внучка запомнила ее наизусть. Монолог  бабушки начинает пьесу.
А еще автору  хотелось показать простых людей,   особенно не «бряцая оружием» -  тех, кто просто трудились в тылу  и на фронте. Они встретили  День Победы -  дожили, дошли, дотерпели.Но   не могли  не вспоминать   самое начало, весь нелегкий свой путь  через войну. Ксения собирала материалы несколько лет,  беседуя с очевидцами событий (ездила  и в Петербург  на встречу с бывшей блокадницей).
Написаны «Дни Победы»  четыре  года назад, несколько театров уже  поставили пьесу. Драматург посмотрела   премьеру в Пскове – первый раз  побывала в театре за год изоляции.  Версия поразила ее максимальной  достоверностью. Актеры  сидели в Камерном зале  среди зрителей,готовясь  рассказывать «свои» истории. «Вычислить»  их было трудно. Пожалуй, только двух  девушек с довоенными прическами   можно  узнать заранее.
Высокий «градус правды» отличает и постановку заслуженного артиста России Виктора Мамонова в Саратовской драме. Художник (Юрий Наместников) постарался, чтобы не только «букли, коки», но  и платьица женщин, и   одежды  мужчин были в контексте времени. Добавочная находка – пожелтевшие  снимки актеров «в образе»  на экране.А в финале мы видим подлинные фотографии  «маршалов и рядовых» Победы, близких и родных   тех , кто присылал их  снимки в театр.
Спектакль был готов  уже к 19 сентября 2020 года  и  посвящался 75-летию Победы.Но    первый  раз   шел в режиме-онлайн. Который не видели ни автор пьесы,ни  большинство зрителей, наполнивших  Большой зал академдрамы.
Офлайн премьера, как и положено, проходила  уже накануне Дня Победы. Нас встречали билетеры и администраторы с георгиевскими ленточками  в петличках. Актеры выходили  по одному ,рассказывая  незатейливые истории   и оставляя  на круглом столике вещественные доказательства эпохи.  Одуванчики ( в голод   они были чуть  ли  не деликатесом: их  варили ,   резали
в салат). Пучок редиски, который Тоня (Татьяна Родионова) купила , чтобы  9 мая отметить. Солдатскую флягу бережно кладет  на стол Юра-артиллерист (Дмитрий Кривоносов). Банку тушенки приносит пехотинец Вася ( Илья Ульянчев ). Так  собирается  нехитрый  стол военных гостинцев,   ткется полотно 1418 военных дней и ночей ...
Подробностей много, слишком много  для беглого  изложения. Тут уже включается талант драматурга, ее  умение   незаметно вплести элементы художественного вымысла в ткань повествования.Мы  то  переживаем «любовный треугольник» вместе с   юным Ваней  (Александр Островной), то  посмеиваемся заодно с подводником Володей ( Валерий Малинин)  над  отчаянными девушками, решившими во чтобы  то ни стало служить на подлодке ( (Александра Коваленко и Зоя Юдина), то с благодарностью  вспоминаем вместе  Васей его командира,как он крайнюю молодость его сберег.
Текст Степанычевой будет жить, потому что в нем правда войны, которую  дети, если им  ее не напоминать, какписал поэт,  скоро  «спутают с Троянской». Нам  ее просто, доходчиво и сильно  рассказали актеры драмы - все  до единого.
Эстрадный театр «Арт-ревю» для детей Роман Бранта филармонии снова подготовил премьеру – в рамках проекта «Культура малой Родины», к 75-летию Победы и к 115-летию   нашего земляка, замечательного детского писателя Льва Кассиля. Спектакль «Есть такие люди» поставлен по мотивам фронтовых рассказов и повести «Дорогие мои мальчишки».
Постановку осуществил главный режиссер филармонии Александр Авдонин по своему оригинальному сценарию, где  умело совместил  несколько сюжетов. А начинается  действие виртуозной игрой двух аккордеонистов, песнями и стихами, в которых соединилась давняя любовь народа   к   русской тальянке и  баяну.
В теплушке закопченный чайник и печь-буржуйка.Два солдата, пожилой, строгий, с седыми усами Гурич  и молодой, веселый, безусый Алексей,  сопровождают вагон с секретным грузом ("Огнеопасный груз"). Эта  пара, неразлучная, неунывающая,  чрезвычайно находчивая в своем  стремлении доставить груз по назначению,  превосходно сыграна Александром Троицким и заслуженным  артистом России Романом Брантом. Вместо девочки-сироты режиссер  ввел  в сюжет еще одного солдата, который рассказывает историю, давно  ставшую легендой ( рассказ «Линия связи») . Раненый связист лежит  на снегу. «Всего лишь несколько сантиметров разделяют теперь концы провода. Отсюда к переднему краю обороны, где ожидают сообщения отрезанные товарищи, идёт провод... И назад, к командному пункту, тянется он…Неужели не хватит жизни, не будет уже времени соединить концы провода?..Он силится встать, опираясь на локти. Потом он зубами зажимает один конец кабеля и в исступлённом усилии, перехватив обеими руками другой провод, подтаскивает его ко рту…Он последним рывком дёргает провод и успевает закусить его, до боли, до хруста сжимая челюсти… Есть ток»…
Алексей   поражает старика Гурича сказкой  о славных мастерах Лазоревых гор  и о подлых ветрах, захвативших власть в Синегории. Это уже из повести «Дорогие мои мальчишки». Кассиль чтил  прекрасного детского писателя Аркадия Гайдара, погибшего в начале войны, и посвятил ему свое произведение,  показав его в образе  мудрого наставника Гая. Когда-то  этой повестью зачитывались,в нее играли так же, как в тимуровцев Гайдара. Были  пионерские объединения синегорцев. Сейчас  она почти забыта.Возможно, напомнить  о ней стоило менее "бытово", с помощью мультипликации или кукольного театра.Этот  сказочный кусок немного проигрывает  на фоне жестокой реальности: гибелью связиста с зажатым зубами проводом,  пикированием фашистских стервятников  на поезд,  геройской смертью самого Алексея.
Спектакль  получился небольшой, но  запоминающийся. Есть в  нем  некая тайна. Только в конце зрители  узнают, что везли в  вагоне… учебники и  детские   книжки -  в места,  едва-едва освобожденные от фашистов  Советской армией. Учительница (Наталья Воронина) вместе с юной  помощницей с благодарностью принимают  бесценный  груз.
Зрители еще не разошлись,и я услышала,как малышка хвалилась   перед другой девочкой: «А моя прабабушка  на войне воевала !Знаешь, сколько ей лет? 104,100... ой,нет… 94…».Она немного сбилась, что неудивительно в ее возрасте.
А я снова вспомнила слова Матусовского: «Покуда тучи над землёй ещё теснятся, для нас покоя нет и нет пути назад…». Они не отступили и не сдались, потому  победили. Но меняться с ними
судьбой все же  не стоит. Тем более не глядя.Они уже принадлежат нашей истории.
                                                                                                                                             Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments