irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

НОЧЬ МУЗЕЕВ. У Мусатова

       


                    И СНОВА САД ВЕСЬ ОПЛЕТЕН СИРЕНЬЮ…
Печать ее на всём-на всём лежит./И расплетаясь сумеречной тенью,/Она сейчас весь мир заполонит.
Сирень в Липках, на  Соколовой горе,в мусатовской усадьбе. Сирень  на границе   солнца и тени, дня и ночи, света уличного фонаря и полутьмы террасы. Сизая и  белая, как голубка, лиловая,  точно в  брызгах чернил.  И махровая,  и персидская, цвет которой   мудрено определяют, как «бледно-лавандовый»…
Именно в такую ночь – пиршества сирени –  попали мы  в усадьбу великого  нашего символиста. Была действительно уже ночь  - десятый час, да  не простая, а Ночь музеев. Оживление наблюдается  уже у входа в усадьбу. Скамьи расставлены везде, а не только на пятачке перед домиком художника.Вынесены и  стулья. Музыканты  чехлили гитары после концерта на открытом воздухе,   директор музея-усадьбы Элеонора Белонович сидела  тут же - за рабочим столом в «зеленом кабинете», устало поглядывая   на бюстик Александра Сергеича. Элеонора проводила  традиционную лотерею, и посетители , вытаскивая цветные бумажки, сами выбирали  себе призы  -этюды и рисунки из пухлой пачки работ  будущих архитекторов.
Я  долго искала среди этих суховатых  работ (архитекторы же – они видят все «конструктивно» и «в разрезе») что-нибудь  на память о мусатовском доме. Пока не напала на эту картонку  с  «дорогой, не скажу куда»,  изящно и умело  написанную.Ее глубокие зеленые тона в сочетании с мягкой салатовой  ноткой – как отзвук «Изумрудного ожерелья» Мастера, реплика  из него .Чего-чего  только не найдешь в полной загадок усадьбе,  к тому же Ночью!
Подруга-журналистка из Петровска была здесь впервые, и мы поспешили в Дом, где вела экскурсию Ирина Похазникова, научный сотрудник и классный рассказчик .В музее-усадьбе как раз шла выставка «Виктор Борисов-Мусатов и саратовские художники-современники» из фондов Радищевского музея.
Так что мы увидели  не только несколько  этюдов Виктора Эпильдифоровича, но и произведения его земляков   и художников-педагогов, «воспитавших несколько поколений мастеров саратовской школы»- Федора Корнеева, Василия Коновалова, Гектора Баракки, Петра Боева, Дмитрия Щербиновского, Василия Сергеева, Петра Уткина, Павла и Михаила Кузнецовых.

Кажется, все уже сказано раньше. Но все равно наш гид находит такие слова, чтобы тронуть рассказом о счастливой  судьбе Корнеева до революции и  полному краху ее после. До такой степени, что неизвестно точное время и причина его смерти. Сослан? Расстрелян? Или же нищенствовал в Москве, чудом уйдя  от «красного террора»?
Ей удается  сказать и  что-то новое о странном итальянце, случайно попавшим в Саратов и оказавшимся не только отличным рисовальщиком, певцом волжских пейзажей, но  интересным театральным художником, дизайнером интерьеров, и  что самое важное –превосходным учителем, через широкий рукав которого ,как через гоголевскую шинель, прошли все главные  художники саратовского,а значит,  -  русского серебряного века.И так-  о каждом…
Мы еще долго сидим в дырявой беседке   под пологом майской ночи, в ее широкие щели свободно смотрят звезды. Или  это  лиловые  кисти подглядывают    за нами сотнями  сотен глаз-цветов?..
Пора уходить, даже музейная ночь когда-нибудь  да кончается.
                                                                                                                           Ирина Крайнова



Ночь музеев Мус эк.jpg
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments