irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

МЕЖДУНАРОДНЫЙ кинофестиваль "САРАТОВСКИЕ СТРАДАНИЯ".День за днем

     
                 
Сар. Страдания

                                              ОТСТРАДАЛИ НА СЛАВУ!
В том году я впервые не попала на   Международный фестиваль документальной мелодрамы.Задержалась в Одессе, потом – в Москве.Мне так его тогда не хватало!Зато теперь настрадалась вдосталь.
Хотя  я честно ходила практически  на всё три дня подряд (еще один день была с обеда) ,не все фильмы лауреатов увидела.Согласна с коллегой : тюремная тематика вышла  у нас на первый план.Личная несвобода, та тонкая грань, которая отделяет преступившего закон от его не нарушавшего.Эта тема волнует авторов многих картин.Будущие социологи  Аргентины  - заключенные и надзиратели- учатся вместе в тюремном университете ( режиссёр Дэвид Рубио, Аргентина – Эквадор,фильм «13 ДВЕРЕЙ»). «БОМБА» - авторы сценария и режиссёры Олег Зубарев и Владимир Тюлькин, (Казахстан) исследует двойственность человеческой натуры  изнутри  в другой тюрьме, показывая,как густо намешано в нас и  белое, и черное.Фильм «ПАПА, ЗДРАВСТВУЙ…» ( автор сценария и режиссёр Наталья Кононенко, Россия)  - о «закоренелом преступнике», проведшем детство в колонии и не искавшим, вроде,  других путей.Но все меняет неожиданное отцовство героя.
 Если продолжить этот ряд , то  и главный герой фильма «НЕЖДАННАЯ ЛЮБОВЬ»( режиссёр Пас Шварц, авторы сценария Пас Шварц и Реувен Бродский, Израиль) отсидел четыре года, но история ,которая разворачивается на экране, где-то даже романтична.Это тот случай , когда  человек отсидел НИ ЗА ЧТО.
 Добрый еврейский парикмахер, горбун и  карлик, пожалел маленькую рыжеволосую упрямую девочку-иммигрантку, которая все  сбегала к нему от  погруженной в свои проблемы мамы, подкармливал ее, дарил подарки. А девочка  донесла в полицию, что тот  ее …домогался.Несчастный угодил за решетку надолго.Девочка выросла,научилась заглядывать в свою душу и поняла, что он один так о ней  трогательно заботился, а  она  так просто любила этого человека с  печальными темными глазами. Они поженились.Если б эта  медодрама разыгралась в сериале,я сочла бы ее не слишком ловкой выдумкой.Но в жизни бывает все.Начавшись как очередная история Лолиты, кинолента  удачно миновала  все подводные камни и, избежав пошлости  общих мест,благополучно вырулила к финалу.Очень колоритны герои фильма,   спокойный  же тон повествования снимает налет скандальности, который, конечно ,приобрела эта история у себя дома.Все эти фильмы стали призерами «Саратовских страданий». «13 дверей» вообще  удостоились  самого главного приза – губернатора области.
 В перекличку с   драмой о   «Нежданной любви» вступает  кинолента великого Герца Франка,доснятая его ученицей Марией Кравченко.К сожалению, публичный показ киноленты был заявлен на другом фестивале,мы увидели только нарезку .Мария –человек на фестивалях известный, лауреат Национальной премии «Лавр». Выходит замуж, едет в Израиль. Там близко знакомится с Франком,он предлагает  снимать  кино вместе.
Это очень трудная женская история.Внешне благополучная мать семейства ( четверо детей!) едет по общественным делам в тюрьму, где сидит в одиночке человек с самым жестким приговором в истории израильской  юриспруденции - без права на помилование.Преступник, который убил премьер-министра страны.Но женская душа настолько потемки,что счастливая  мать и жена полюбила изгоя, добилась свиданий с ним,  снова вышла замуж,родила от него сына и теперь ездит в тюрьму  в сопровождении всех своих ребятишек…такое не снилось и сериальному сценаристу.
Гениальный знаток  тайн человеческой души, Франк, тем не менее, не знал, как браться за эту историю,боялся ее.Но он был стар и мудр, а девушка  из России с библейским именем Мария  юна и бесстрашна. Они  делали картину вместе, пока однажды ей  не пришлось самой заканчивать фильм .Грустно думать, что   такого живого,любопытного, похожего на старого художника Франка уже нет на свете… Давно ли он возглавлял жюри наших «Страданий»?.. Надеюсь,  мы увидим на следующем фестивале последний фильм мэтра.
 Из тех лент, что я видела сама. Режиссёр Никита Тихонов-Рау ( автор сценария Ольга Арлаускас)  снял фильм  об испанском лифтере «ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ».  В этой стране за пользование лифтом платят деньги, билетер поднимается вместе с пассажирами.Тесная клетка  подъемника - тоже своего рода тюрьма, особенно для страдающих клаустрофобией. Все лифтеры ,в конце концов, с этого места увольняются. Не таков герой фильма.Привык, притерпелся , да и выхода  у него нет – надо платить долг за квартиру,В общей сложности , провел  в лифте несколько лет.
 Здесь все преимущества документального кино: закадровый голос, мало эмоциональный рассказ персонажа, полутемные съемки    «в живую».. И только океан, набегающий на берег в начале и конце фильма,  напоминает, что жизнь  не заканчивается пятачком лестничной клетки , что она  бесконечна в своих проявлениях . Кинолента получила Приз министерства культуры Саратовской области.
Запомнились мужчины из фильма известного режиссера Тофика Шахвердиева «Уроки итальянского».Думала, это отцы детей-колясочников (девочка  к тому же  глухонемая). Оказалось, их опекуны. Но столько доброты и заботы  в  этом веселом папе, играющим  с  больным ребенком…Фильм не отвечал каким-то профессиональным критериями и  отмечен не был.
 Покорил, как и  всегда, Арман Ерицян, автор сценария и режиссёр  - фильм «АБОНЕНТ ВРЕМЕННО НЕДОСТУПЕН».  Нас всегда трогают в людях теплота и юмор,а герой фильма замечательного армянского режиссера  -гробовщик,и гробовщик неунывающий.Он не цинично смотрит вокруг, а  несет в себе  строгую мудрость жизни: все умирают, так устроен мир,и  родные, отдав дань, возвращаются в мир живых.У героя Армана гробы  стоят везде по дому, рядом играют дети , гробовщик знает толк в материале и размере заказа. Смешное, абсурдное и печальное вместе.
Мы так привыкаем к веселому гробовщику, что с грустью узнаем, что и  его самого уже нет на свете.Четыре инсульта  подряд– ничего даром не проходит, каким бы «пофигистом» он  ни был! Любимому  режиссеру вручили специальный приз киноклуба «Волшебный фонарь» «За самое точное попадание в жанр».
Специального упоминания жюри  заслужил фильм «БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ», автор сценария и режиссёр Да-хи ЮН ( Южная Корея).Создатель фильма профессионально учится режиссуре,а пока она делает  киноленту о своей распавшейся семье. Горькая нота задает ей тон: рано ушла из жизни добрая, терпеливая, красивая,как принцесса,мать семейства.  Старшая дочь оказалась в  интернате, ее больная сестра   -в другом.  Отец наладил  личную жизнь без  детей и не хочет навещать больную, ведь та  может его «не узнать».Автор картины никого не судит, и вопрос остается за кадром ( как и ее поездка к сестре): почемуоказывается круглой  сиротой  больной  ребенок  - при живых отце, бабушке , дедушке  и тете.
 Каждый имеет право на личные симпатии. Мне больше всего понравился фильм про режиссера.Маленького городка, затерянного на просторах все еще большой страны. «ДЕЛЬ И ЕГО ПРЕДЕЛ», автор сценария и режиссёр Елена Ласкари.
 На самом деле, никаких пределов для этого человека не существует. Талант его беспределен, энергия – тоже. «Пределом» он назвал свой театр, который постоянно неправильно переименовывают в «Передел».Владимир Дель создал в Скопине потрясающе интересный театр, уговорил Захара Прилепина ( тот тоже родом  оттуда) написать для них, инсценировал писателя, несценичного в принципе, объездил с театром полстраны,вырастил  вместе с красавицей женой чрезвычайно талантливого сына, который и Моцарта у них сыграл, и  спектакль поставил, и  закончил два столичных вуза,уже номинировался на  «Золотую маску» и играет в Питере Ромео и Раскольникова.Илья Дель -лауреат международных фестивалей в России, Германии, Франции, Китае, Латвии, Литве и Украине. Снимается в кино и сериалах.
Но я  не о нем.Талант надо подсадить хоть на первую ступеньку. Ну, а с таким отцом! Он даже горластых провинциальных директисс вовлек в театральный процесс.Смотрятся они  на сцене неважно,  но хотя бы узнают театр изнутри.
Просто влюбилась в  этого одержимого профессией человека, который сам целый театр- по темпераменту и силе воздействия на окружающих. Да, он всегда немного наигрывает, позирует – но то от безмерности его собственного я,которому тесны любые пределы.. Фильм удостоен специального приза Газеты недели в Саратове и Информационного агентства «Свободные новости. FreeNews Волга».

Много других важных событий произошло на фестивале.А самое -самое важное – приезд двух режиссеров – молодого, раскрученного,шумно известного и другого – немолодого, меньше известного среди молодежи, но оттого не менее великого. Первая -Валерия Гай Германика. Но она героиня  не моего романа, фильмы ее я видела только в отрывках,да  и  на встрече в Большом зале «Пионера» она как-то потерялась ( журналисты только в фойе кинотеатра  сразили Валерию девятым валом вопросов). Так что о ней я рассказывать не берусь.
Второй  режиссер- замечательный Кшиштоф Занусси, на фильмах которого,в зале  «трудного кино» кинотеатра «Победа» мы постигали язык мировой киноклассики. Несмотря на солидный возраст,он бодр, потянут, невозможно элегантен (галантно вскакивал при виде  каждой встающей женщины). Полон хорошего юмора и тонкой, истинно  польской иронии, которая помогала выжить этому народу с такой непростой историей.Изложив увлекательно свой  путь в профессию - с неизменной самоиронией,  пан  Занусси щедро  одаривал нас забавными историями   из жизни своих учеников, которые едут и едут к нему со всего света.А его дом ,их с женой кров, открыт всем ветрам, ключ от него  дается каждому –в наше-то время!Настоящий интеллигент, физик, он   щурился на резкий  свет камер  из-под очков ,ловко отметая глупые вопросы зрителей. Встреча с ним на фестивале  - большой нам подарок. И знак, что надо снова смотреть  фильмы Занусси.Тоже о свободе и несвободе, о жизни и смерти,о любви и жизни.Но то, о чем он умеет говорить как никто другой.

                                                                                                                                                                                                         Ирина Крайнова


Занусси Справка
Кшиштоф Занусси — одна из легендарнейших фигур мировой кино- и театральной режиссуры. Дипломат,много лет - советник по культуре Папы Римского, директор киностудии TOR, сценарист.В его послужном списке около 40 кино- и телефильмов, многие из которых удостоены высших наград крупнейших международных кинофорумов, и более 30 спектаклей, созданных специально для ведущих драматических и оперных площадок Европы.


Занусси - и в шутку,и всерьез:
«Когда я по молодости выиграл очередной приз на кинофестивале, мне позвонил из Италии родственник, глава концерна, и с гордостью сказал: «Сегодня видел нашу фамилию на первых полосах ведущих газет Европы. А ты знаешь, сколько стоит один квадратный сантиметр рекламы на их страницах?!» Вот так меня оценила итальянская родня!»

                                                                                                                                                     

Саратовские страдания 008 На просмотрах  - новые кресла (ночью устанавливали!)

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments