irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЮЗ КИСЕЛЕВА. ПРЕМЬЕРА "ОТРОЧЕСТВО" по повести Толстого

                                                               
Афиша Отр.

                                                     ПОБЕДИЛИ… ЗАЙЦЕВ
В прошлый раз  победили зайцы.Теперь –наоборот.Счет  один:один. В эскизе спектакля  явный перевес был на стороне зайцев.Тем более, заканчивался он  сценой примирения Николеньки с отцом.
И из несчастного, никем не любимого ,непонятого близкими, растерянного подростка герой  становился  уже  маленьким человеком,  который имеет свое достоинство ,  умеет ценить отцовскую привязанность. В законченном варианте спектакля   не совсем  так. Три зайца -толстые, неуклюжие, точно карапузы, делающие свои первые шаги ( пугливые и любопытные,как дети, заинтересованно все рассматривающие , обладающие каждый своим характером)  -тихо  валятся на землю под ружейные выстрелы. Вот охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет…Пиф-паф, ой-ей-ей!…
Пьеса "Отрочество" Ярославы Пулинович написана  по мотивам повести Льва Толстого. Поставил  ее в тюзе Киселева московский режиссер Алексей Логачев, ученик Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова ( Крымов же  известный театральный провокатор , талантливый и остроумный). От театра постмодернизма  как привет  -эти  зайцы. Смешные и  нелепые, они  знак того, что уже не будет у Николеньки  ни бездумной детской  любви, ни  самого детства. Все осталось  в Масловке: нежная,как ангел, мама, близость природы, безоблачная пора.
Новое  поколение  теперь  сильно ироничное.  От излишних сантиментов  спектакль  предохраняет   вот эта заячья тройка. И  еще горничная в отличном исполнении Ирины Протасовой, она подобно слугам в испанских пьесах служит противовесом высоким устремлениям молодых  господ, невольно пародируя  каждый  их шаг, не давая нам увлечься всерьез  их переживаниями. Наивная и доверчивая, как  и ее молодой господин, неловкая  и комичная…да, мы « со смехом прощаемся со своим прошлым».
Прекрасна тихая мама  (Виктория Самохина). Ее неземной образ «за фортепьянами»  по сравнению с читкой-показом очерчен более рельефно. Прекрасную маменьку   точно показывает актриса Виктория Самохина.Удается ей и грозная бабушка, которая оказалась всего лишь несчастной старухой, сломленной горем – умерла  ее единственная дочь.
«Отрочество»  одна из лучших в классической литературе повестей о поре взросления юной души. Переезд в Москву, когда резко меняется весь уклад жизни подростка, смерть матери, новый, «жестокий» гувернер, первая, полудетская любовь, первое предательство, непонимание, отчаяние – лавина событий обрушивается на Николеньку. Кажется, он  сейчас сломается под их напором…Тут  важно не впасть в менторский тон или, не дай Бог,  слезливо-сентиментальный, -  и режиссер справляется с этой задачей. Из пьесы Пулинович он выбрал, в основном, линию горячо любимой мамы и - сложные отношения с «французом».
Руслан Дивлятшин незаменим в роли рефлексирующего подростка.Он тонкий  актер, словно созданный для роли мальчиков в мучительном их переходе в юность..Градус искренности актера таков, что позволяет ему полностью завладеть нашими эмоциями. Коленьке  приданы  и слова «от автора»,  в форме спокойного, как бы отстраненного повествования, похожего на дневник, прочитанным героем через много -много лет.
На месте здесь и   другие актеры-«дети»-Михаил Селиванов,Анна Соседова,Евгения Кутенева .  Тягостное впечатление оставляет герой Владимира Егорова Ивин, безжалостный к   слабым и бедным.Жалок  и  вовсе не смешон персонаж Александра Тремасова. У кого из нас не найдется два-три примера таких  вот мучителей  среди детей? Неприятен  своими притязаниями «француз»  (неожиданная  роль для обаятельного в любом обличье Валерия Емельянова).
   Режиссер убрал  некоторые нелепости драматургического материала, многое    сократил. Но кое-где сокращения оказались чрезмерными.Теперь  не совсем понятно, почему Николенька так взъелся на  мсье Жерома.А ведь тот  последовательно унижал вспыльчивого , ранимого подростка. И  превращение добрейшего Карла Ивановича в  спесивого Жерома передано  чисто внешне (тот же актер).
Страшным ударом для сына стало легкомыслие отца в  амурных делах: Николенька случайно обнаружил его любовные письма. В спектакле   конфликт происходит тлишь    оттого,что Николенька взял без спросу отцовский  портфель.Сразу психологическая окраска  сцены  обедняется: мальчику просто стыдно за свой проступок.
Линия   Сонечки очень важна для Толстого.Любовь и ревность. Любовь  и  ненависть - как  же хрупка эта грань , особенно в нежном возрасте.Не с  первого ли женского предательства  (неважно, что женщине от роду 9- 10 лет) началось   будущее противостояние  писателя и его знаменитой Софьи Андреевны? Николенька «вдруг почувствовал презрение  ко  всему  женскому  полу вообще и  к  Сонечке в  особенности».В спектакле появляется образ  Синего Заяца. Он  же – Соня Валахина.Этакий  эталон Прекрасной Незнакомки в представлении13-летнего начинающего  литератора.Кому  еще играть эту роль, как нездешней,   будто парящей над жизнью Насте Бескровной?Играет она хорошо, но  их отношениям с главным героем не хватает пока  сценического воздуха. Или еще каких-то   мизансцен?
Драматург   очень свободно  обходится   с толстовским сюжетом.На деле  Матушка умирает после отъезда Николеньки из имения,  гувернанка Мими  была холодна и зла , и дети ее не любили и т.п. Здесь она старательно  плачет над гробом матери.Но не рыдает, как было в эскизе спетакля, что уже хорошо.
Игра актеров  скорее холодновата, что  нашим киселевцам вообще-то несвойственно. Такую творческую  задачу ставит им  режиссер.Как ни странно, даже в таком виде и в такой форме  текст работает.И по  сравнению с первым,лабораторным вариантом постановки   тут чуть больше тепла и любви. Ее привносят самые светлые образы Толстого –добрая, рано умершая  мама,   ее любимый младший сын.
Перевернутая мебель в доме бабушки  - как их вздыбленный, перевернувшийся раз и навсегда  домашний мир.Грустным последним аккордом звучит  сентенция уже
выросшего Николеньки. «Очень легко  и  просто  казалось исправить самого себя,  усвоить все добродетели и быть счастливым...А  впрочем,  бог  один  знает,  точно  ли  смешны были  эти благородные мечты юности,  и  кто  виноват в  том,  что они не осуществились».
                                                                                                                                                                               Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments