irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА. ПАМЯТИ ПАВЛА МАСКАЕВА.

Фомичев 10         

    ПАВЕЛ    МАСКАЕВ. ЗВУЧАТ ШАГИ –МОИ ДРУЗЬЯ УХОДЯТ…

Когда уходят большие, сильные, красивые люди, к тому же талантливые и веселые, образуется пустота, которую заполнить невозможно.НЕЧЕМ.

Кто придет на выставку к собрату-художнику с бордовой розой на длинной ножке (а ходил он ко всем художникам, без чинов и званий) и выдаст несколько точных , образных, фирменно маскаевских фраз? Кто разведет грозную тучу руками, ежели на «круглом столе» схлестнутся слишком разные художественные направления? Кто серьезно и внимательно вглядится в этюды молодых художников на хвалынских показах в общежитии, и подбодрит теплой шуткой, развеивая сомнения автора в собственной одаренности?

Павел Маскаев - не только большой художник, он и человек большой и светлый.

Я еще не научилась говорить о нем в прошедшем времени.Всегда тепло становилось на душе от появления на выставке,в музее или на вечере в Доме искусств этих двух бородачей , красиво седеющих и стареющих - Маскаева и его друга-соратника Владимира Мошникова.Вместе они нашли свою духовную пристань – Хвалынск, других за собой туда повели…

Вряд ли кто мог лучше представительствовать от нашей области в Москве, чем этот степенный, видный, по-настоящему  интересный  художник с окладистой серебристой бородой и молодым, озорным взглядом из-под картинно густых бровей. Председателем Саратовского отделения Союза его избирали с 1996 года.

А я запомнила Павла Александровича совсем молодым, в литературно-музыкальной гостиной тогдашнего Дома ученых.Меня посадили за один столик с четой Маскаевых. Художник каждому за столом подарил маленький этюд. Мне досталась «Радуга», еле угадываемая на сером послегрозовом небе. Этот оптимизм восприятия мира - за видимой строгостью– Павел в себе сохранил.В себе и в картинах. В них всегда есть свет. Не явный, внутренний, угадываемый сразу.

…Неужели всё теперь без него? И уютное сидение в «общежитской» столовой, после простого и вкусного ужина у нашей поварихи Октябрины Ивановны -спелые кавуны,  хорошее красное вино,  общение без чинов и званий . Но с глубоким уважением к мнению старших и опытных. И вернисажи, но - без его неизменной розы, и главный отчет года – «Хвалынская выставка» в ОДРИ,где крупные, броские,энергетичные полотна Павла всегда были ее главным и мощным акцентом. ..

У Маскаева в год 60-летнего юбилея было немало выставок. Но самая запоминающаяся, большущая –в родном училище. И картины, как старинные фрески – с монументальностью, крепостью композиции, уравновешенностью колорита. И внушительные диптрихи и триптихи –деревья и озера, слившиеся на  холстах в гармоничное целое.Как две половинки раскрытой Книги природы. Светлый лик Хвалынска глядел с его работ.

А его знаменитые «цветовые пятна» : заготовки красок превращены в сюжетные работы.А «песочные картины»? Маскаев и здесь шел своим путем. «Песчаные» фигуры и предметы даны были силуэтно, что сообщало им некую загадочность…

Ярко талантливый, разносторонний, щедро одаренный жизнью человек и художник, любивший ее азартно, взахлеб .Какую фотографию выбрать для этих поспешных, неровных заметок? Я выбрала ту, где он лукаво улыбается за картиной Фомичева. Он же улыбчивым был…вот и выговорилось это грустное прошедшее время. Еще надо нам научиться жить без него. А это самое трудное.

                                                                                   Ирина Крайнова, фото из архива автора

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments