
ДА БУДЕТ СВЕТ!
Сказала Лена- и свет появился . «Цвет небесный – синий цвет полюбил я с малых лет».И не просто тебе свет и цвет. На картинах Панферовой есть высокий свет и небесный цвет.
Они удивительные, неподражаемые. Избранные цвета, геометрия фона, скульптурно замирающие фигуры, теряющие округлость за счет угловатости. «Я с детства не любил овал…» - похоже, это про твердо-рельефную панферовскую кисть.На холсте «Пещера монаха» превращение овалов в многоугольники выстроено цепочкой, со всей присущей художнице музыкальностью. Окаменевшая фигура монаха в финале – как символ полной отрешенности от всего земного.
Выставка Елены Панферовой в Радищевском музее за последние 15 лет (фактически, ее ответы на вызовы уже 21 века) показала, что художница по-прежнему верна своей теме, своему однажды найденному пути, той обобщенной стилистике, которая делает ее картины похожими на застывшую в камне музыку, и по которой мы безошибочно вычисляем их везде, в любой групповой экспозиции.Называется она символично: "Во свете твоем мы видим свет".
На первый взгляд -крошечная Дюймовочка с наивным детским взглядом, ноЛеночка отличается цельностью характера и хорошей творческой «впертостью», как говорят в Украине. Видели бы вы,как она тащит на хвалынские пленэры огромные квадраты холстов – в разы больше, чем она сама…Трудно устанавливает среди трав и кустов тяжелый мольберт…Тихонько спорит с очень подвижным младшим ребенком…Хоть бы один этюд успеть сделать в такой обстановке!
Но проходит 2-3 часа, и из-под кисти нашей Дюймовочки выходит готовая работа, с горами- скалами, похожими на наклонившиеся фигуры в капюшоне,и фигурами, похожими на угловатые скалы.Каждый видит, что он видит.Елена видит свой Хвалынск, напоминающий ей прародину христианства строгостью и простотой посыла: только небо, только горы, только люди. Или духи?.. На картине «Противостояние» свет и тьма сошлись в своей извечной битве. Злой дух наклонился очень близко, дыханием преисподней веет и сзади,в раскаленном смешении темного и пурпурного тонов.Но золотые лучи уже залили полнеба, оттуда льется дивный свет , приходит избавление:
«Но, простодушный и несмелый,
прекрасный, как благая весть,
идущий следом ангел белый
прошепчет, что надежда есть (Окуджава)».
Порою художница уходит от подчеркнутой геометрии пространства, превращая картину в мягко пластичную цветовую композицию,(" Облака"), где клобуки монахинь напоминают и крылья птицы, и клубы облаков. Подчас преобладание формы и цвета побеждает и вовсе растворяет фигуры и предметы. Но всегда это библейские сюжеты, не пересказанные в лоб ,- осмысленные и нацеленные на свое,лишь ей присущее восприятие Священного писания.
Как пишут искусствоведы, «особая роль цвета, цветовой символизм картин Елены Панферовой позволяет говорить о связи ее искусства с саратовской живописной традицией начала XX века, воспринятой в процессе интенсивного общения с группой художников – участников ежегодных хвалынских пленэров и прежде всего Владимира Мошникова». В Хвалынск Леночка ездит 14 лет.А преподаватель художественной школы она с 1983 года - сразу, как окончила СХУ.Поэтому так много «хвалынцев» и школьников собралось на ее выставке. Почетным гостем был на вернисаже наш саратовский Третьяков – большой, крупный, степенный ,с кудрявой бородой Игорь Аскасев.Формируя коллекцию современного саратовского искусства, он давно уже обратил внимание на неповторимый почерк Елены Панферовой. И многие картины в представленной экспозиции –из собрания Аскасева. Имеются ее работы и за границей в частных коллекциях. Художница –постоянная участница выставок всех уровней,вплоть до международных.И эта, персональная, стала значительным событием в жизни культурного Саратова. Нас как бы пригласили на «Вечерю любви»( название картины) и лирических диалогов автора - с Богом,с миром,со зрителем...
Ирина Крайнова





