irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА.Вернисажи в музее-усадьбе БОРИСОВА-МУСАТОВ.ВЫСТАВКА ВЯЧЕСЛАВА МОРКОВИНА

Морковин, офорт                               ЧЕЛОВЕК ВОЗРОЖДЕНИЯ
             
             
Морковин 014
Сейчас редко о ком так можно сказать. Думаю, сам Слава, услышав подобные оценки, очень удивится.Поскольку человек он скромный.
Но если тебе дано высокое искусство рисования,если ты можешь ювелирно работать в разных техниках : офорт, меццо-тинто*, акватинта*,  если тебя  называют мастером печатной графики,а твои миниатюры ,выполненные в технике меццо-тинто, просто уже классика жанра… Если  ты владеешь поэтическим словом почти с той же свободой и легкостью,как   и всякими этими тинто, пишешь  хорошие лирические стихи и иронические поэмы...А потом берешь гитару , не для песенок разных туристских- для серьезной игры, для исполнения гитарных переложений Баха (Баха в первую голову!) и классических испанцев…ну  и кто ж ты после этого, как не засланный казачок из былых,ренессансных времен?  Жили тогда  на земле гармоничные люди, которые равно рисовали, лепили, сочиняли нежные сонеты и умные трактаты,и  умудрялись  еще  изобретать летающие аппараты.Хотя бы -  их прообразы.
Вячеслав Морковин родился 60 лет тому - 29 сентября 1954 года.Окончил Саратовское художественное училище ( ученик В.С. Успенского).  Учился еще в Харьковском художественно-промышленном институте на отделении станковой графики,  занимался в мастерских В.Н. Вихитинского и Ю.М. Стаханова. С 2000 года преподает рисунок и живопись в  Саратовском техническом университете. Доцент кафедр «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды». Участник более 60 международных конкурсов и выставок в галереях, музеях и выставочных центрах Москвы. Произведения Морковина  побывали на выставках в Киеве, Харькове  и Торонто ,Барселоне и  Героне ,Сеуле  и Вашингтоне,Лондоне и Бристоле.
16 октября в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова открылась выставка графики известного саратовского художника.Называется она «Поэзия миниатюры».Эти серии начаты еще в 90-е годы. «Саратовский пейзаж» отсылает  нас к красотам  могучей Волги и маленького гористого Хвалынска. Как отмечает директор  мусатовской усадьбы Элеонора Белонович, «его пейзажи наполнены взволнованным эмоциональным отношением к природе. Зрителю невольно передаётся то восхищение, которое испытывает автор во время работы. Плавные мягкие линии точно передают всё очарование тихой волжской заводи, или ,наоборот, выводят нас на простор древнего берега, где сейчас, так же как и тысячелетия назад, великая река широко накатывает свои воды».
Вячеслав наряду с Павлом Маскаевым и Владимиром Мошниковым считается патриархом хвалынского движения.Лирическое настроение Морковина-графика аукается с поэтическим настроем Морковина-поэта. «Есть путь, путешествие.//Смотри на белые крылья облаков;//Смотри в день, смотри туда, где солнце//Треплет волну».
Серия «Коллекция редкостей» с ее непреложной  спиралью ракушек, с мудреными извивами ореха,  с символичной округлостью плода притягательна и загадочна,как  и  сами «редкости».Литературная серия автора значительна и многопланова. Мы видим не только портрет самого Достоевского, вписанный в город его героев –Петербург, но  и обобщенные  образы-метафоры городской среды, связанные, по мнению художника, с писателем.Тут и облака Достоевского,  и дымы Достоевского…
Есть у Морковина серия графических абстракций. «Хочется проследить зарождение абстрактной формы в реальном пейзаже, не пропустить начальный, нечаянный знак Присутствия того, что будет и останется загадкой, что не требует Разгадки, а требует Пути… »-,пишет Вячеслав, снова говоря о некоем пути, который для художника мошниковского направления важнее  конечного результата.Жизнь есть путь,искусство есть путь, произведение автора – тоже путь, поиск пути.
Вернисаж  проходил как дружеская встреча – выступили практически все хвалынцы ,пришедшие поздравить любимого собрата по ремеслу, а  также - председатель Саратовского отделения Союза художников России Николай Бунин , член СХ Алексей Трубецков. Соратница  по Хвалынску Елена Мальцева говорила о том,как сильны  они все дружескими связями людей.  И что Морковин наверняка владеет волшебным кристаллом творчества, который преображает весь мир вокруг него.Володя Мошников заметил, что миниатюрки  Славы являются связующим звеном  миром духовным и  миром обыденным.Он не гонтся за модной сейчас «атомизацией искусства»,а несет настоящую, высокую  культуру.
Юбиляр порадовал гостей выставки  небольшим  концертом, где показал все свои таланты. Правда, играл Слава меньше, чем обычно, поскольку привел с собой друга – превосходного гитариста,много лет  проработавшего в цыганском «Ромэне» Вячеслава Миронова.Тот блестяще  исполнил ... морковинский репертуар – опять же  Бах и классические  испанцы.  Конечно, и   Альгамбра  Франциско Таррегы.Зато Слава много читал  своих стихов,удачно  соединяя их с музыкальными образами.Его поэзия, воспевающая природу, каждого жучка-паучка в ней, каждый цветок-лепесток, отчасти напоминает раннего Брюсова или Бунина. Это чисто  «визионерское» восприятие мира, живое, образное ,афористичное. «…Сгребает   ветер листья- сны,//И потому никто не нужен.//И ты одна, без света, ночью//В промерзшей комнате, без ванны,//И за окном ландшафт неточный,//Как ветер, рвущейся сквозь дамбы…». Или вот :«Травы, овраги и глины. В лете красы и малины,//В клейкой березовой  дрожи //,В сини тенистых дорожек…//Розовые километры// Воздуха,ветры и ветры…».
Занимаясь самообразованием в поэзии, Морковин мог целый  год читать один томик Блока – по два стихотворения в день, глубоко  их продумывая.Нам повезло – мы «совпали по фазе» с художником , поэтом ,музыкантом  в одном лице.Он читал и читал певучие, незатейливые строчки,
под конец не выдержал  - взял и гитару : «Что-то есть магическое в этих звуках,которые снова  и снова хочется  воспроизводить». А нам  - так слушать...
                                                                                                                        Ирина Крайнова, фото
Натальи Зотовой
Морковин

Морковин 1

С Леной

*Меццо-тинто, «чёрная манера» - вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати). Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.Акватинта – офорт окрашенный.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments