irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА.АКАДЕМДРАМА .Премьера"ТАНЕЦ ДЕЛИ"

                                                    
                             
Танец дели 3

                                                         МНЕ НЕ БОЛЬНО
Умерла в больнице мама, самый близкий человек – ничего не чувствую.Умирает, покончив с собой,жена любимого человека. Не чувствую НИЧЕГО!Любимый страдает, его раздирает чувство вины. Мне-то что , мне не больно.
А вот когда Он ( Андрей) говорит, что любил только свою жену, когда я вижу молодую мертвую женщину и сознаю, что и сама когда-нибудь буду такой…вот тогда  мне действительно больно, больно, больно…
Гипертрофированное внимание к своей персоне и полное равнодушие к остальным.Психологи называют это эмоциональной неразвитостью, эмоциональной тупостью. Что  тут поделаешь, она  свойственна  поколению next.Во всем виноваты слова.Мы их заговорили- они перестали нам верить.
Слова, слова, слова – лишние, дежурные,холодные, как поцелуй лягушачьей царевны, произносятся много,бессмысленно,по любому поводу.Подруга матери ничего не чувствует , но  спешит сказать утешительные слова дочке покойной( Кате),   та в них не нуждается, поскольку тоже не чувствует.Подруга, она же балетный критик, и утешает казенными словами,и пишет  казенными словами.Ее по-настоящему задел только танец Дели,но написать о нем она не сможет.Миловидная медсестра с улыбкой розовой идиотки выражает сочувствие родственникам умершей,а думает  только … о денежном посуле.Мать ищет в дочери подругу своих неудач, любит и нянчит свои лишь несчастья.
Иван Вырыпаев, известный театральный человек и – театральный  провокатор, соединил нескольких героев на больничном пятачке, перетасовал их , как карты , в семи коротких пьесках, задав разные сюжетные ходы ( мать умирает – не умирает ,но  смертельно болеет; возлюбленный не любит – возлюбленный любит,   его жена освобождает место сопернице;подруга приходит поддержать мать или дочь – подруга не приходит, ее давно уже нет на свете; дочь говорит с матерью начистоту – дочь ни с кем не говорит,она неожиданно  умирает).
Внезапно умрет в последнем сюжете и возлюбленный Кати Андрей , который в других пьесках оплакал и  жену ,и любовницу.Круг смертей замкнется.Все умерли!Неожиданно, тихо , без напрасной боли и ненужных слов.
В пьесе «Танец Дели» драматург  придумывает свои  мифы –точнее,антимифы, истории-перевертыши. «Рэпово» повторяются фразы, диалоги, мизансцены,  утверждая мысль, что Вначале было, нет не Слово … «Сколько слов. Сколько вы все время произносите слов. Говорите, говорите. Однa идея сменяет другую, потом еще. И вы все говорите, говорите. Столько слов. Столько слов. Вот в чем истинное преимущество тaнцa нaд всеми - в молчaнии», - останавливает  праздно говорящих Андрей.Он как никто постигнул танец Дели – загадочный танец, давший название пьесе.«В нaчaле было молчaние, и молчaние было у Богa, и молчaние было Бог», - подытожит он свою мысль.
Зритель не увидит  то, что невозможно описать словами- великого фантастического танца Дели. Герои попытаются  повторить какие-то  телодвижения в финале.Только повторить.
Лучше всего рассказывать о Танце танцев получается у медсестры (Светлана Москвина) Наверное, потому, что она никогда его не видела.Но от частых  повторов ее рассказ обретает законченность и стройность. «Он проявляется из снa, a тaнцовщицa только лишь подчиняется этому тaнцу. Не онa создaтель этого тaнцa, a онa скорее и есть сaм тaнец… И вся нaшa боль, нaше стрaдaние, нaши нaдежды, нaши рaдости и нaши мечты, все это великолепные узоры, создaнные одной непрерывной линией. Это однa линия. Однa боль нa всех. У нaс ведь однa боль нa всех. Однa линия, и однa крaсотa ,и одно счaстье. У нaс ведь одно счaстье нa всех. И один сон. Один сон нa всех. Когдa мы спим, мы все рaвны».
Катя  не чувствовала чужой боли,и однажды на  грязном индийском рынке,  который кишмя кишит слизью и червями,   повсюду слышны  «крики и стоны, сигнaлы мaшин и жуткий смех»,ее тело пронзилa сильнейшaя боль. Девушка схватила кусок раскаленного железа и прижала к сердцу.Онa теряет сознaние.  Так она записала в своем  памяти физическое отвращение и сердечную боль, закрепив их страшным ожогом и болевым шоком. Затем ей приснился  танец Дели, «воспевaние грязи и ужaсa…гимн уродству и человеческой трaгедии… тaнец – который говорит миру, что ужaсa и боли нет, a есть только крaсотa». Героиня обладает гениальным даром передавать страдания, но это чужая боль. Просто ,танцуя, она вспоминает тот  ужасный рынок и  страшный ожог.
В  дублях восторженных очевидцев  Танца чудится  «перевертыш» христианской легенды о новом мессии.А  за настойчивым  повтором места действия,  «перемоткой пленки» назад,дубляжом текста,рокировкой основных фигур  и единственной константой  - хорошенькой медсестричкой с ее непроходимой дуростью - плохо скрытая ирония.Автор  смеется над своим зрителем?
И это тоже. Не ищите глубины  там,где ее нет.Но  мелкотемье  для Вырыпаева  нехарактерно.
Поискать иные смыслы путаной , ехидной,  весьма абсурдистской пьесы взялся вместе с актерами Саратовской драмы ученик Семена Спивака Юрий Николаенко. Молодой режиссер расставил  множество  вех.В вырыпаевском фильме на тот же сюжет –лишь унылый больничный кафель да узкая  койка.Здесь больше пространства , воздуха, динамики.Почти инопланетный Андрей в  стоящем  коробом дождевике,  бахилах и с фонариком во лбу.  Появится   и в антивирусной маске,  и   шумные вентиляторы,обутые в целлофан,настороженно  вытянут нездешние физиономии.Как смирительные рубашки, надеты на них  огромные голубые «бахилы». Такие же, но помельче,  у героев пьесы.
Налет больницы  во всем  – как  прерывистое дыхание смерти за спиной. Бахилы на  вентиляторах незаметно сменят цвет  на черный.  Попытаются натужно дуться -   бессильно обмякнут…
Самая  непонятная героиня - Зрительница, она же Пациентка,она же  Ольга – выйдет  из зала и  станет за стеклянной дверью смеяться неизвестно чему, махать неизвестно кому, петь и  расписывать стекло мыльной  пеной. Ее пектограммы   просты и  убедительны. Два человечка повисли в воздухе и  крепко держатся за руки,   один –продолжение другого. Как их разделишь?
- Нужно только время. Потерпи, и время сотрет эту любовь из твоего сердцa,- дежурно успокаивает Катю Андрей.Слова, слова, слова…
-Наверное, ты просто ничего не знaешь про сердце, - смеясь,отвечает та.- Рaзве ты не знaешь, что любовь и сердце - это одно и то же. У кого нет любви, у того нет и сердцa.Катя,она всегда смеется, когда ей хочется плакать (
Ирина Искосова). Это такая  защитная реакция. От нашей взрослой сентиментальности.От ненужных,казенных сочувственных слов.
В спектакле, цельнолитном , несмотря на «непонятки» пьесы, постановщик, художник  музыкальный оформитель   - един в трех лицах.Юрий  Николаенко.Органичная саркастичность Александра Каспарова , комичная отрешенность Алисы Зыкиной - Елены Блохиной,  строгий рисунок  Искосовой,угловатая пластика героев - каждый творит здесь  свою реальность- такую, где никому никогда не больно. Так ли? Перед лицом смерти  мать попытается понять дочь, та –ее.В самый последний момент.…
         Сердце стучит спокойно, всё хорошо в жизни у меня
             Мне уже даже не больно, привыкаю без тебя.

                                                                                                      Ирина Крайнова, фото с сайта театра


Танец Дели

Танец дели 2
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments