irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА.ПАВЕЛ МАСКАЕВ.ПОСМЕРТНАЯ ВЫСТАВКА в СХ САРАТОВА

 
                    Посмертная выставка Маскаева 010
         
                              И   ВЕЧНОСТЬ НА КОНЧИКЕ КИСТИ…

Вот и открылась выставка Павла Маскаева. Последняя – посмертная.Год с небольшим назад эти слова застряли бы у меня в горле. А сейчас ничего – выговорились.

Когда  проходил маскаевский вернисаж,я  как раз уезжала.Зато  ничто не помешало моей встрече с творчеством Павла – в тиши залов Союза художников.Я вышла прямо на его портрет – большой, фотографический,с эффектом.Красивый, статный  ,бородатый председатель саратовского СХ прямо в воздухе зеркально пишет  свое имя.Как маг   и чародей.Не зная, верно, что зеркала уже при жизни заглядывают в вечность.
Теперь Паша не заглянул – он уже там, может  сколь угодно вести творческий диалог с великими – Кузнецовым и Уткиным, синие букеты и салатные ветки которых были  всего ближе его душе и  его кисти.
На той же стене, что и портрет –большое полотно Маскаева, знаменитый триптих с ангелами и цветами. Когда мы впервые увидели его в тюзе Киселева, на встрече творческих союзов, думали ли мы, что он получит серебряную медаль и национальную премию и  останется самым масштабным проектом…
В совершенстве владея композицией, он любил размах, эпичность : диптихи-  триптихи обычно  сопровождали его хвалынские «итоги».И всегда становились смысловым центром выставок «хвалынцев».  А с вечностью он давно был на «ты».Так  и названа его картина с  облаками,деревьями, меловыми горами у горизонта.Облака унесет ветер, деревья состарит ивремя,а древние горы как стояли миллионы лет, так и будут стоять, «пока земля еще вертится».
Он любил переклички  с небом.Много его писал , отдавая до двух третей  пространства картины .В его светлой голубизне,в беспокойно бегущих или притихших, словно заснувших над гладью вод облаках,художник искал ответы  на вопросы о времени, о жизни, о смерти.В теплом золотистом вечере над спящим водоемом есть земной  покой,но и исподволь возникающая тревога  лимонного  оттенка…
Он очень любил цветы, и  как никто из художников- мужчин ощущал их нежное дыхание , умел перенести его на холст.Обобщенные, лаконичные, неяркие – чем так завораживают нас  Пашины цветы? Сразу и не скажешь.
Часто написаны они  на темном фоне, с исчезающими подробностями – лишь множество головок, переходящих в кружки. Они – как цветные   огоньки в ночи,как вечерний витраж, таинственный и  мерцающий  .
Это его эксперимент –пробовал работать пятном, когда на палитре есть еще  краска.Маскаев менялся всю жизнь, оставаясь самим собой – большим мастером  с индивидуальным почерком.Он обожал искать и находить что-то новое. Интересны его опыты с песком,не спрятанным за краски,как у других художников ,- открыто явившим свою фактуру в светлых прибрежных пейзажах.Замечательна его «угловая» картина, залитая светом  и умиротворенностью угасающего дня.
Он был значителен во всем - в живописи,в  великом своем хвалынском учительстве ( совместно с Володей Мошниковым),в руководстве Союзом. В слове ли, в жесте,в любом  мазке своего творчества , своей  жизни.Почему нужно человеку уйти, чтобы  оставшиеся
поняли,как сильно мы его любили?..                     Ирина Крайнова

Посмертная выставка Маскаева 012
                                                                                                                                                     
Посмертная выставка Маскаева 013

Посмертная выставка Маскаева 018

Посмертная выставка Маскаева 025

Посмертная выставка Маскаева 026

Посмертная выставка Маскаева 050

Посмертная выставка Маскаева 058

Посмертная выставка Маскаева 043

Посмертная выставка Маскаева 009
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments