irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ ЯНКОВСКОГО.АКАДЕМДРАМА.МАСТЕРСКАЯ П.ФОМЕНКО


                          
война и мир 3
                      ОДИН АБСОЛЮТНО  СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ
Нельзя сказать, чтоб все у меня  складывалось с утра.Я так и не успела написать  о московских театральных впечатлениях.


Куда, если вторую неделю у нас происходит театральный фестиваль  имени Янковского в  академдраме,и я уже мучительно вспоминаю,какой нынче день недели.И на пресс-конференцию с фоменками не протолкнуться.Я еле отвоевала себе место в ряду, где фото и кинооператоры закрыли не до конца весь обзор.
И волновалась я сильно, поскольку  любимый театр: боялась задать «глупый» вопрос, боялась чужих глупых вопросов.Конечно, не обошлось без них, но могло быть хуже.
Давно  чтила театр «Мастерскую Петра Фоменко», но только когда увидела его живьем, в своем праве,в  легендарных «Волках и овцах»,которые здесь играют еще со студенческих времен,поняла ,что подсела на него окончательно.То абсолютное ощущение счастье, которое дарят своему зрителю фоменки, нельзя  описать и невозможно забыть.Наверное, потому, что сами они купаются в этом счастье.Быть на сцене вместе, играть,  окунаясь в театральную стихию и увлекая за собой нас.
Я  имела счастье увидеть у них в театре и «Алису в стране чудес», и « Скази Арденнского леса» ,и «Театральный роман»- последнюю работу Мастера, сделанную вместе с Кириллом Пироговым.
И вот я вижу их так близко,как только можно (музей нашей драмы) слышу их голоса.Голоса Кирилла( низкий, мужественный) и Ильи Любимова ( красивого наполнения баритон)так хороши, что можно закрыть глаза и слушать – и вообще  все равно, что они говорят.
Но как хорошо еще  смотреть… Вижу летающие птицами тонкие руки Галины Тюниной, дивную улыбку Рустэма Юскаева, обаятельную физиономию театрального мальчика Егора Тихона.Умный  директор театра Андрей Воробьев просто и дельно говорит о  его репертуаре, о непростой истории, о финансовых делах( это уже в ответ на «вредные» вопросы).Знаю, что он  был большим другом Фомы. «Лучший директор» ,  говорят о нем актеры.
И вот вечер , «Война и мир. Начало романа» в исполнении Мастерской.Кто –то из журналистов зло сказал, что без Мастера все у них развалится постепенно в старых спектаклях.А вот шиш вам! Сколько лет они играют комедию Островского? Сколько существует театр,и дольше –учебный  курс, первые фоменки. А «Три сестры»? Да столько не живут .
Петр Наумович задал ритм, сообщил настроение постановке.А еще раньше он их нашел, своих актеров, вырастил, выпестовал ,таких разных, сдружил  и  сроднил.Они  как вяжут -  петелька к петельке  -парные отношения  с партнером, любовные – с текстом, дружеские - с залом . И  становится так хорошо,будто и  мы приглашены на именины в дом Ростовых-шумный,бестолковый,хлебосольный, староприимный московский дом.
Скачет боком кудрявый «казак Наташа» (Вера Строкова),пробегает испуганной ланью Соня (Ксения Кутепова), с напускной важностью расхаживает Николай (Кирилл Пирогов) – готовит себя к военной службе.Добрейший граф Ростов (Рустэм Юскаев) не выдерживает напора домашней и  такой уютной жены в салопе и чепчике(Галина Тюнина), которая решительно   требует  у него деньги для нуждающейся  подруги .И так  тщательно пересчитывает!
Прыгает, резвясь,  маленький Петя Ростов(13-летний Егор , его играющий, отобран самим Фомой после того,как два часа заговаривал ему больной зуб).Потом все облачаются в  зеленые веночки и поют довольно нелепую пастораль. Но с видимым удовольствием, хотя прекрасно  видят  ее нелепость. Большой, неуклюжий, похожий на медведя Пьер,роняющий слова с такими паузами,что это  "становится неприлично", смотрит на  все с удивлением и растущей  симпатией.Он впервые у Ростовых,впервые попал в такой теплый , открытый дом…
А по контрасту – холодный лоск салона госпожи Шерер,на фоне старинной карты  Российской империи.Он же – внутренний  занавес. Два портрета правителей   разместились   в рамах по обе стороны  сцены -  Наполеон и Александр I. Фигуры императоров едва намечены, что не мешает светским болтунам бросаться с пылкими речами то к Бонапарту,  то к русскому царю –в зависимости от политической ориентации.Потом самых болтливых просто унесут за кулисы,как  ненужные манекены. Портреты  повесят на стены,а рамы превратят в двери- перевертыши со сложным входом.
Появится тут  и не просто холодный  -ледяной дом умирающего графа Безухова.За картой -занавесом настроены клетушки,в одной глухо  стенает умирающий богач, которого коршунами стерегут родственники (здесь у Юскаева  совсем иная роль, а милая Анна Михайловна Мадлен Джабраиловой превратится  в мелкую , но очень зубастую хищницу, прибежавшую за своим куском).Как не вспомнить тут Александра Сергеича, тоже великого насмешника : «Но боже мой, какая скука,с больным сидеть и день ,и ночь, не отходя ни шагу прочь!»
Не больно согреешься а и в доме старика Болконского (Карэн Бадалов). Что-то точит он на своем станке , школит прислугу, мучит геометрией незамужнюю дочь, язвит собравшемуся на войну сыну, чуть ли не отшвыривает его при прощании ,в то время  как рука старого суворовского вояки   потянулась к его волосам... И ритуал обеда превращается в цепь придирок и  смешных  огорчений . Старый князь  до смерти напугал своими резкостями глупенькую невестку (Ксения Кутепова), но  его дети - княжна (Тюнина) и князь Андрей (Илья Любимов) любят  отца всяким.
Здесь столько прекрасных ролей,с мгновенным  блестящим   перевоплощением... Наша Галина Тюнина  награждена Золотой маской за образы  трех непохожих женщин – Шерер,Ростову Старшую и княжну Марью.  Вообще «Война и мир»  получили три Маски.
Они играют будто  всерьез, но не забывают наблюдать за собой со стороны, читая роман  Толстого вслух, иронически обыгрывают притязания императоров в знаменитой  песенке про Мальбрука, который в поход собрался.
Не один Наполеон – треуголку победителя в виде подушки примеряет на себя  и честолюбивый князь Андрей; в ушанке, странным образом похожей на треуголку , мечется с картой Европы   бонапартист Пьер.
Месье Мальбрук убитый,//Миронтон, миронтон, миронтене,/
/Месье Мальбрук убитый,//Лежит в земле сырой…
Это уже второе исполнение  забавной песенки в спектакле,оно не менее забавное, чем первое. Но как-то уж не так все смешно.Поставлена инсценировка давно, никаких политических аллюзий в ней нет,и кто мог тогда  ожидать, что война подойдет к нам так близко…Это просто игра, веселая, увлекательная игра в Толстого,в Ростовых, Болконских, Безуховых. Когда все еще только  у них  начиналось,завязывалось, подспудно зрело.
...Ах, что же вы с нами делаете,Петр Наумович! Ведь нельзя так влюблять в один театр! Вокруг много разных других – весьма интересных,очень глубоких, жутко талантливых.Есть-есть-есть,а ваш –он один такой .Спасибо, что успели- сотворили. По образу и подобию своему …
                                                                                                                      Ирина Крайнова, фото с сайта театра


Война и мир 1

Война и мир 4
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments