irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

МОСКВА ТЕАТРАЛЬНАЯ. ВПЕЧАТЛЕНИЯ саратовского театрального обозревателя.

                              Левитин
               
                        В МОСКВУ!В МОСКВУ. В МОСКВУ? (часть III)
                                      ДОМОЙ.ДОМОЙ! ДОМОЙ

Ночь с    клоунами

И вот мое московское счастье.Попадаю на Ночь искусств в театр, который  мне очень нравится, хотя видела у них на выезде только  одну вещь  - по роману Домбровского с мощнейшим актером Михаилом Филипповым. Давно восхищает Михаил Левитин – художественный руководитель «Эрмитажа», его передачи на «Культуре» о забытых театральных именах – блестящий  поток ассоциаций,  и бездна эрудиции, и театр одного актера.
Причем попадаю законным путем, а не через своих театральных саратовских-московских друзей. На сайте обнаружила очень заманчивый  текст: «Если бы вам предложили поприсутствовать на репетиции одного из первых спектаклей Станиславского или Мейерхольда, вы бы согласились?В эту ночь вам представится редкая возможность присутствовать при рождении новых спектаклей. Свои заявки на будущие постановки представят студенты третьего режиссерско-актерского курса Михаила Левитина и Михаила Филиппова в РУТИ (ГИТИС). Кто знает, может быть вам доведется увидеть работы режиссеров, которым в будущем суждено стать Станиславским, Мейерхольдом, Таировым или Вахтанговым нашего времени. Показ пройдет при участии мастера курса народного артиста России Михаила Левитина.Время проведения: 21:00-00:00.
Место проведения: сцена «Школа клоунов» театра «Эрмитаж» (ул. Каретный ряд, д.3, стр.1)»
Причем на выбор предлагалось два варианта: провести Ночь искусств в экскурсии по театру или побывать на « Рождении спектакля». Я  воскликнула «или» -  и выбрала , разумеется,эту программу.

Записалась по электронке  у   редактора литчасти «Эрмитажа» Дмитрия Хованского, известного театрального критика.Он любезно ответил и  на мой повторный нервный запрос, как я все же к ним попаду.
Время-то позднее – 10 вечера. Мы с сыном с удовольствием гуляем по саду вокруг .Какие исторические и  московские названия(Эрмитаж,Каретный ряд!) Вскоре прибиваемся поближе и пытаемся найти вход на сцену Школы клоунов.Только третий человек нам ее показывает.
И вот она ,Малая сцена, славно описанная в книгах Михаила Захаровича. С огромными фотографическими портретами великих клоунов. Чаплин,Никулин, Полунин,Енгибаров, ПоповШколой клоунов хотел  назвать  Мастер свой театр в те давние смутные годы, когда названия  еще регламентировали и не родились пока  ни Школа драматического искусства, ни Школа современной пьесы.Не дали, конечно, – пришлось называть театр  по саду.Эрмитаж.Но Левитин привык  «доводить» свои  идеи до логического конца.В Школу клоунов он  превратит Малую сцену.Где мы и собрались той  волшебной ночью.Настоящий , большой клоун - он и большой артист, белый, трагический Пьеро.
«Студенты-режиссеры, — те самые, которым в будущем предстоит стать Мейерхольдами нашего времени, — представили на суд зрителей и педагогов несколько своих работ, заявок на дипломные спектакли, а студенты-актеры постарались вдохнуть в них жизнь»,- сообщалось потом на сайте театра. Курс режиссерско-актерский , сами ставили  - сами играли, иногда здорово пережимая ( в отдельных моментах).Энергия-то молодая, все бурлит! Но всегда это было изобретательно, и -с собственным отношением. Гоголь ( знаменитая сцена  двойного любовного объяснения Хлестакова с мамой -дочкой), Шекспир ( выяснение отношений героев «Виндзорских насмешниц»),  тексты Катаева  (короткие  и  невероятно смешные).Особенно удались сценки  из водевиля  «День отдыха»,где стареющая мадам с формами(«спереду и сзаду») преследует отдыхающего с полотенцем на шее претензиями на якобы существующее чувство. Мадам Дудкина  появляется с неизбежностью курьерского поезда и  методически  истязает бедного гражданина в пижаме.
В Гоголе была   отличная пластика  начинающих актеров и комичный эротизм. А в Шекспире было  столько беготни и шума, что я опять запуталась в сюжете ( сколько смотрю некоторые его комедии, столько раз забываю развязку). И Мастер назвал этот показ чистым формализмом, не задавшим никаких вопросов драматургу.
Ребята , конечно, не волшебники, только учатся, но уже следуют формуле Мастера, что театр не должен быть похож на жизнь. «Им стоит заниматься не для того, чтобы было правдоподобно. Театр другой». Если все «как в жизни»,- тогда пожалуйте на улицу, это мы в любом магазине, в метро,в автобусе услышим.
Много и  хорошо говорила  дочь  -очаровательная Ольга  Левитина (как на него похожа...) , ученица Петра Фоменко. Оля вспоминала, как  занимался со студентами отец, это продолжалось   очень долго, и в углу всегда  стояла пресловутая  «миска супа».В конце концов, театр «Эрмитаж» стал и ее домом.Ведущая актриса, главные роли…
Сам Михаил Захарович говорит  завораживающе (эх, диктофон не захватила!), но -  менее зажигательно, чем обычно. Ощущалась усталость   (сильная переработка) и некоторая тревога.Эти ребята- его ученики, заочники, занимаются «с шести утра и до пяти следующего утра».Они всего два раза в год приезжают.Тревога исходила от  неуклонно надвигающегося ремонта.И значит, неизбежны  переселения  в другие театры и все хлопоты,с этим связанные.170 лет здание не ремонтировалось! Тут Михаил Захарович  увлекся легендарной историей «Эрмитажа», и   моментально  нас ею  увлек...

Из архивных источников.В 1870-х годах посреди квартала появилось высокое кирпичное здание, значившееся в документах как фабричное. В 1877 году в городской управе обсуждался вопрос об использовании его под военную консервную фабрику, но до дела не дошло, и в начале 1880-х годов владельцу здания разрешили использовать эту постройку под театральный зал. Была произведена реконструкция здания. И вот на плане 1890 года в окружении мелких частных участков на земле инженер-механика К. В. Мошкина появился театр весьма сложной в плане конфигурации, который содержал Яков Васильевич Щукин, значившийся по документам то купцом, то старшим аптечным фельдшером, а на самом деле работавший буфетчиком и официантом в московских злачных заведениях. В 1894 году он по проекту автора консерватории архитектора В. П. Загорского пристроил к залу одноэтажную каменную галерею и крыльцо.В 1895 году архитектор Балевич спроектировал планировку сада, навесы для буфета, пристроенные к театру две эстрады для музыки и для военного оркестра. Пытались построить кегельбан. Вход в театр был сделан в виде отдельного павильона с кассой, соединенного переходом с основным зданием, которое со временем облепили всевозможные пристройки, где разместились подсобные театральные помещения. В театре кроме небольшого партера было два балкона.

В этом здании  выступала опера Мамонтова и пел Шаляпин. Здесь рождался будущий МХАТ,   и 14 октября 1898 года он открылся «Царем Федором  Иоанновичем» с Москвиным в главной роли. Здесь в фойе состоялась первая читка Чеховым «Трех сестер». Здесь работал  экспериментальный Театр пролеткульта, где режиссером был Сергей Эйзенштейн
Что не веха,то имя. Какие имена...Однажды сюда пришел Михаил Левитин  и  постепенно превратил Театр миниатюр в один из лучших драматических театров страны с изысканным названием «Эрмитаж».
Посетители Ночи искусств задавали  худруку вопросы. Много вопросов.Отвечал  парадоксально.Как всегда. Что это зрителю нужны в спектакле декорации, музыка, даже сама пьеса.Ему же  - только пустое пространство и актеры.Его актеры.
Что спектакль все время  меняется от зрителя.Именно зрители его  меняют.
Что он  не принимает актуализацию автора – считает это пошлостью.
Что не видит пока, что ставить , оттого  и  не ставит.А для спектакля нужно много компонентов (читай выше- что  нужно для зрителя,а что для режиссера).А  я не задала ни одного вопроса.Нет,очень хотелось.Но зачем мучить усталого человека? Его ученики, его школа все делали  для нас , что могли. Спасибо всем за дивную ночь! Ночь Закулисья.
Как сильно     стремлюсь  в театральную Москву осенью, так же страстно через неделю мечтаю вернуться назад –  "к тетке, в глушь, в Саратов".Невиданные расстояния, бесчисленные подземные переходы и  пересадки, мельтешение толпы ,скопление машин…Метания по городу от театра к театру, от музея к музею, по выставкам разным утомляют очень быстро …Прекрасные театры, чудные музеи, уникальные выставки…уже не надо, спасибо- домой,домой, домой!..К  родным , незатейливым кущам.
                                                                                                                                                                       Ирина Крайнова ФОТО С САЙТА ТЕАТРА

                                           
                                                 (Начало см.  выше)


Левитин 2
Левитин 4
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments