irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

МОСКВА ТЕАТРАЛЬНАЯ .РАМТ

Акунин


                   
          В МОСКВУ!В МОСКВУ. В МОСКВУ? (часть II)
                                      ДОМОЙ.ДОМОЙ! ДОМОЙ!!

              
    Ян под ударом

Этот спектакль хотела увидеть давно.Акунин пишет на исторические темы хорошо,загадочно, убедительно,и когда не входит в  излишние подробности  таинственных убийств, читать его очень интересно.
Как можно это перенести на сцену?В театре РАМТ могут все.Тем более сам мэтр – худрук Алексей Бородин.  Они вон эпопею «Берег утопии» осилили – идет весь день и театр полон- что ж про акунинские   романы говорить?
Большая здесь  работа художника Станислава Бенедиктова.
Черное и белое начало во всем: большие  фонари над сценой  разного цвета,скульптуры, ширмы переворачиваются и становятся из белых черными. Роковой веер  огромный, его обращают к нам то светлой, то темной стороной.Два  музыканта, похожие на нидзя,все в черном,  бьют в японские барабаны по обе стороны сцены,у рампы, все  ширмы быстро и бесшумно  двигают слуги, тоже в черном.
Режиссерское решение между мизансценами очень удачное: нидзя являют завидную пластику ,  мелькая с ширмами, как черные пантеры.
Вообще вся «японская линия» постановки великолепна: бои, поединки мужчин, где русские показывают элементы  английского бокса,а японец – неизвестные тогда в России приемы восточных единоборств.Вообще хорош очень Маса Владислава Погибы.Он комичен, но не шаржирован, смел и умел. Настоящий верный товарищ загадочного Фандорина.
Знаменитый сыщик, столько раз явленный нам в кино,в исполнении Алексея Веселкина элегантен и спокойно-насмешлив.В  полном ансамбле с ним и с Масой играют чувствительная  горничная  Глаша и  самолюбивый лакей Аркаша (Татьяна Матюхова и Роман Степенский). Как-то слабее ( и скучнее!) смотрятся общие сцены с участием многочисленных Борецких.
Их общее построение «в линейку»,статичность, некое «окарикатуривание» образов в отдельных местах, произнесение текста «в лоб», без иронического подтекста, который всегда присутствует у Акунина,отсылает нас даже не к началу XX века,а к веку XIX.
Но детектив, тем  более  такой объемный, всегда труден для перенесения на театральную почву.К тому же многое зависит здесь от основного противника Фандорина –недоучившегося  студента Яна.А он  у Алексея Янина какой-то аморфный и слишком в тени. Его кузина Инга (Анна Тараторкина) куда как активнее.Но это так, мысли вслух.Конечно, «Инь и Ян.Белая версия» - очередная яркая,отличная работа Мастера и всей его талантливой труппы.


Несмешной Чехов
Почему-то мы пребываем в  твердом убеждении, что начальный Чехов – Чехонте, как он тогда подписывался , обязательно должен быть невероятно ,оглушительно смешон.Так ставили его  фильмы – по «Свадьбе», «Медведю», «Предложению», так они игрались  во  многих театрах.
Художественный руководитель Молодежного театра Алексей Бородин,  поставив к 150-летию Чехова пять его  комических, бенефисных пьес, заглянул немного глубже, чем  это обычно  делается («Чеховъ-GALA»). Он заглянул в душу очень уж мнительного и пугливого помещика Ломова (Петр Красилов), тоскующего по морю и морской службе  капитана Ревунова-Караулова (Юльен Балмусов), измученного начальством и старостью бухгалтера Хирина (Алексей Блохин). И увидел обыкновенных людей, «как вы да я».   Разглядел  душу маленького человека - и  ей посочувствовал.
Но от этого спектакль не стал менее веселым и увлекательным.Декорации Станислава Бенедиктова создают на сцене легкую деревянную конструкцию, нечто среднее между дачным домом и конюшней.Режиссер каким-то хитрым образом соединил  пять чеховских комедий в одну,перемешав сюжетные линии, дав  каждой разные планы  и мизансцены. Нет, герои «Медведя» не встречаются с героями «Юбилея» или « Свадьбы», их диалоги не мешаются между собой , но они существуют в разных плоскостях, параллельных друг другу,  и сделаны из одного теста.
Очень хорош здесь любимый мной (еще по «Берегу Утопии») Илья Исаев. Он создает полнокровный образ еще  «нестарого помещика»- вспыльчивого, страстного лошадника, убежденного противника «слабого полу».  Словом, настоящего мужчины.Любопытно наблюдать, как искренне он негодует на   всякие ужимки соседки помещицы , не желающей вникать в его финансовые дела, и  как невольно подпадает под чары «вдовушки с ямочками» (пленительно красивой зрелой женской красотой Ирины Низиной).
Уморительно смешна сценка  с неудачным сватовством, где «невеста» с рыжей косой (Дарья Семенова) доводит бедного претендента до обморока и  частичного паралича,но стоит на своем до конца в  их глупом, бесконечном споре «за Лужки». Необычно подан давно классический образ Мерчуткиной в «Юбилее» (Татьяна Матюхова). Нет,это не существо среднего рода, не чудовище в женском обличье, как ее порой изображают. Она даже по-своему мила и женственна, но ее застывшая , приклеенная улыбочка вскоре начинает раздражать.И вполне понимаешь бедных служителей банка.Такую непроходимую дуру еще поискать! Хотя нет,  Мерчуткина  несильно здесь  отличается от дурноголовой жены управляющего, только  еще молодой и привлекательной (Рамиля Искандер).
Сначала я недоумевала, почему завершает  столь блистательный парад чеховских персонажей очень смешной Нюхин-«муж своей жены»,но играет его  не самый комичный актер театра –Алексей Маслов.Да потому что, когда мы утрем слезы после очередного пассажа горе-лектора («О вреде табака»), услышим его слова об университете и больших надеждах, которые он подавал, вслушаемся и поймем,что это и про нас тоже,о наших  смелых мечтах и больших планах на всю  будущую жизнь. Которые мечтаются только в очень ранней юности.Тоска по Несбывшемуся.Как, когда вползла она в это  озорное,забавное зрелище, сказать трудно…
Лектор, выходя вперед, все читает свою странную лекцию, рядом хор чеховских героев, заглушая его, поет «Шумел камыш».Хорошо поет, с чувством, как и написано когда-то. После спектакля  зал встал и долго аплодировал – Чехову, актерам, постановщикам.Столько букетов я не видела даже на премьере.
                                                                                                                    Ирина Крайнова, фото с сайта театра
                                             (  Начало см. выше)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments