irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

МОСКВА ТЕАТРАЛЬНАЯ."СОВРЕМЕННИК"

       

          В МОСКВУ! В МОСКВУ. В МОСКВУ? –
                ДОМОЙ!ДОМОЙ!!ДОМОЙ!!! (часть I)


Современник
Моя поездка в Москву была  сильно театральная – как всегда,   немного музейная и окрестная.Но -   довольно хлопотная. Причем хлопоты я обычно устраиваю себе сама собственной рассеянностью.Вот три свежих примера из последнего турне.
Дорожные передряги
Нет, я не опоздала на поезд (зная себя, отправляюсь теперь  на вокзал задолго до его прихода), не перепутала день и час своего путешествия. Но почти сразу  же устроила небольшую очередь и разборку в коридоре вагона перед , пардон, туалетом.Там слишком долго кто-то заседал.А я стучала, изрекала  недовольные реплики, обращалась  за поддержкой к сзади стоящим. Те, наэлектризованные, тоже стали  волноваться.Позвали проводницу – она  заглянула в  замочную скважину и что-то неодобрительное  и непонятное проговорила (поезд казахский был). Ждем еще, напряжение  возрастает6 «Что можно там вообще делать столько времени?!» - возмущается народ…Наконец,я  решительно требую открыть дверь ключом : вдруг   человеку дурно стало? Проводница недовольно   приближается снова ,  сильно толкает дверь –  и , чудо, дверь самооткрывается! Я со смущенным  бормотанием  юркаю внутрь.Вагон-то старый, дверь тугая – недотолкала!
Следующий хипиш я устроила на вокзале у входа в метро. Сын оставил мне карточку-«тройку ( метро-автобус -электротранспорт), пытаюсь пройти через топорики ограждения.Но  зажглась  грозная надпись типа «не действителен».Как  же это не действителен?! С упорством, достойным лучшего применения, подсовываю свою  карту  снова и снова.Ко мне  важно подходит охранник, пробует и он приложить карточку  к кружку контроля.
-Видимо, закончилось  количество поездок, - разумно предполагает охрана.
- Не может  этого быть! Мне сын дал!Он не мог!!..-парирую я возмущенно.Ну, не мог мой ребенок  так подвести свою немосковскую маму.
Видя мое  глубокое негодование,к нам потянулся еще один блюститель порядка. Пытался и он справиться с моей картой-  эффект тот же. Мужчины  с облечением сплавляют меня к ближайшей кассе: «Спросите,там разберутся!».
Я кидаю взгляд в указанном направлении и  читаю…отрезвляющую надпись: «Пригородные кассы». Боже, да  я  рвалась на электричку!Ну,ладно, я со своей феноменальной рассеянностью.  Охрана-то  куда смотрела? Карточка  моя  явно не железнодорожная.
Третья история тоже случилась на родимом Павелецком   вокзале,  когда  уже ехала в обратную сторону. Прибыла туда загодя, как все слишком нервенные дамы.Спустившись  в подземелье за багажом , подхожу к своему окошку. А там уже сидит дочь подруги с двумя багажными  местами ( передачка  родителям в обратную), само окошко закрыто на перерыв.Времени еще  навалом, я  пока несильно дергаюсь , тоже усаживаясь на подставку для вещей.
Но прошло время перерыва , счет пошел на минуты,а моего хранителя багажа нет как нет.Обращаюсь в окошко по соседству. «Он сейчас будет», - дожевывая пирожок, невозмутимо сообщает соседний служитель.
Время утекает стремительно, окошко все еще закрыто,  я бодрой  рысцой снова  бегу к соседнему,сурово  потребовав выдать-таки  мои вещи.
- И вы все время здесь сидели?! –удивляется служитель,хорошенько  вчитавшись в мой номерок, –ваше окошко вообще в другом зале!
Мы с дочкой подруги мчимся ,высунув языки,с трудом находя этот другой зал.Нет, это не багажное отделение,это  лабиринт Минотавра! Карты  пора выдавать  пассажирам вместе с номерками  -с указанием нужного зала!
Было еще историйки мелкие, которые я даже не запомнила.  Но, в основном,были , конечно, отрадные впечатления. Театр – в первую голову …

        Ноябрьские сонаты
Побывать за шесть дней дважды в «Современнике», два раза в РАМТе и один – в Эрмитаже…о, это была дивная театральная неделя!
В Малом зале Современника был Бродский. «Белая» поэма Иосифа «Посвящается Ялте» написана им чуть ли не накануне вынужденной эмиграции.Чудно  сплетена с музыкой Шнитке.Актер Артур Смольянинов поставил ее для виолончельного фестиваля и выдающегося музыканта Бориса Андрианова .Тот соединил эту поэму с сонатой Альфреда Шнитке.
Разовый проект оказался удачным и жизнеспособным.Он вошел в репертуар театра.
Ироническая поэма,расследование одного убийства – только  канва,чтобы рассказать об одиночестве и неприкаянности человека  на этом «празднике жизни», где курортная  «Ялта -//с ее цветами, пальмами, огнями,//отпускниками, льнущими к дверям//закрытых заведений, точно мухи к зажженным лампам».Абсолютная черная , темная сцена, зрительный зал еще  освещен. Гаснет и он, и из темноты выплывают силуэты  виолончели и фигурки пианистки.Вспышка сигареты – лицо актера в круглых очках, напоминающего самого поэта.Шахматист и партнер по игре убитого.Еще чирк спички  в другом месте – появляется женщина с прекрасным и усталым лицом. Конечно,она  актриса.Конечно, убитый был для нее всем миром,хотя она  и не подозревала об этом раньше.
Мир жил. Но на поверхности веще
- как движущихся, так и неподвижных —
  вдруг возникало что-то вроде пленки,
  вернее — пыли, придававшей им
   какое-то бессмысленное сходство.

Снова вспыхивает крошечное пламя –  и  вот уже возник  суровый капитан  с тщательно зачесанными назад волосами.Личный враг убитого.Почему ?А  без видимой причины.Чуял нутром , ощущал шестым чувством,как она тянулась к НЕМУ,хотя между ними давно, ничего…
И последний персонаж – нескладный подросток,в том возрасте, когда обижаются не только на грубое слово, но  на взгляд или жест.Объясните мне тогда,//в чем смысл жизни? Неужели в том,//что из кустов выходит мальчик в куртке//и начинает в вас палить?! – с видимым гневом вопрошает автор.
Но смысл в другом. Он в жизни и свободе.И мы их увидим в финале.Вдруг полностью раздвинулся задник сцены, неизмеримо ее углубив ,  открылся голубой бесконечный простор с палубой корабля  над сверкающим солнцем морем.«Колхида» вспенила бурун…Ялта медленно качнулась и стала поворачиваться».
Два актера играют все роли –Артур  и Наталья Ушакова,еще два музыканта на сцене. Два автора у пьесы – Бродский и Шнитке.И столько такта, ритма, какое чувство меры и вкуса в во всем. Стихи и соната не прочитаны, не исполнены,а прожиты на одном дыхании.
И совсем другая соната – бурная и печальная. «Осенняя соната» ставилась  на Марину Неелову, которая давно не выходила на сцену.Она играет ее вдохновенно.Я видела Марину давным-давно, еще в старом «Современнике», вместе с Константином Райкиным  и Лией Ахеджаковой в спектакле «Квартира Коломбины».Нежно и   преданно люблю ее все эти годы.
И вот эта фантастическая актриса выходит в роли Шарлотты в пьесе по культовому фильму Бергмана (сценарий опередил драматургию). И у меня  появляется стойкое ощущение, что на сцену вышла Раневская из «Вишневого сада». Именно Раневская,а не суховатая расчетливая Аркадина,как писали рецензенты.Обаяние ее безгранично – никто не устоит, она сама это знает.Конечно, явиться к столу  в небогатом , пуританском доме в шикарном красном наряде от кутюрье, на высоких каблуках, старательно обходя лужи во дворе – верх непрактичности.И строгая старшая дочь Эва с мужем –пастором тщательно облачают  легкомысленную Шарлотту в неуклюжие  калоши, накидывая поверх ее невесомой кофточки свои  тяжелые клетчатые пледы.
Дочь Эва с удовольствием проделает это не раз, но так и не сможет заковать мать в оковы обыденной жизни. Да, она добьется своего(жестка в этой роли Алена Бабенко, напоминая суровую операционную сестру): выведет Шарлотту из того состояния повышенной восторженности,которое  так раздражает сдержанную дочь.А ведь это  всего лишь маска.Причем защитная. Замечательная пианистка, красивая и успешная дама, она никогда не умела ладить с собственными детьми. И просто-напросто их боялась.Бояласьона  и того, что дом и семья отнимут ее музыку, поездки по миру, ее славу… А дочь судит мать пристрастно,  беспощадно, как могут судить только выросшие в нелюбви дети, которые знают про нас все.
Здесь нет примирения -всепрощения, которое так подкупало в фильме Бергмана.
Мать несчастна, унижена, «разоблачена» в своем эгоцентризме.Она обманулась, ехала за утешением,не так давно потеряв  мужчину,который любил ее и защищал  от быта.А неожиданно  попала на «суд совести».Но разве могут наши дети судить нас так жестоко? Что они знают о наших душевных терзаниях?
Прелестная,легкая,очаровательно беспомощная в житейских делах(которые не касаются ее музыкальных дел), Шарлотта стремительно  бежит из гнезда, которое   так и не  обогрело ее .Большой  талант обречен на неприкаянность и бесприютность.Даже,если ему стоя аплодируют залы. Такова плата Всевышнему.И такой приговор  подписывают Эва и  вместе с ней режиссер Екатерина  Половцева.

Декорации Эмиля Капелюша  чудесны– старый, неважно покрашеный дом, наклонно  уходящий куда-то пол, скрюченные от холода осенние листья, и - некий портал, откуда неслышными шагами приходят тени прошлого…Все это  дорисовывает картину неустроенности и душевной стужи.
Хотя в спектакле есть несколько хороших мужских ролей, это был  диалог двух больших  актрис – Нееловой и Бабенко.Видела «Осеннюю сонату» в нашем городе в исполнении наших актеров.Она получала   заметное  «обрезание»текста, и  становилась  куда прямолинейней.Уходили оттенки чувств, полутона,намеки, которые  составляли главную прелесть бергманского фильма.И которые сохранены в московской версии.Тонкая игра Марины Нееловой  вернула тексту первозданную свежеть.И, конечно, музыка – она звучит почти все время, пронизывая пространство сцены:Барток, Шёнберг,Шопен,сонаты Баха и Бетховена.Сонаты, сонаты…
                                                                                                                                                                    Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments