irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТРЕТИЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ имени ЯНКОВСКОГО. САРАТОВСКАЯ АКАДЕМДРАМА

   
                                   
Янковский (1)
                   
                                         С  ИМЕНЕМ ЯНКОВСКОГО

В Саратове в третий раз прошел Всероссийский  театральный фестиваль Олега Янковского. И впервые он назывался не «памяти Янковского», а имени его.
                   Часть 1.   Сохранить огонь. Янковский
Это существенный момент,значит, нашему фестивалю суждена долгая жизнь. Он родился по инициативе Саратовской академдрамы ( при поддержке правительства области),где Олег Иванович  начинал как актер. Детство и юность  будущего кумира  театральной и кинопублики  проходили в нашем городе
.

 У фестиваля Янковского двуединая задача:  вспомнить великого актера и показать значительные  работы  представителей саратовской театральной школы, к которой относился   Олег.Такую  цель с самого начала определила основательница , арт-директор фестиваля (-завлит драмы и  режиссер) Ольга Харитонова.
…Высоко-высоко, над  фойе театра, на широком экране человек с нервным усталым лицом несет огарок свечи в сыром мрачноватом пространстве, прикрывая пламя  от ветра то  длинной узкой ладонью с напряженными венами, то полой темного осеннего пальто. «Она,эта, свеча,мало кого освещает и никого не греет.Но пронести  этот маленький источник света, сохранив пламя, немного дальше очень важно. Собственно, этим мы всегда  и занимаемся…» Это  неспешное движение зачаровывает , оно видно отовсюду – снизу, сверху,   с улицы (идея – Алексей Трубецков, исполнение – Алексей Гуськов).   Даже  те, кто никогда не  смотрел «Ностальгию» Тарковского и не  знает ничего об этой роли Янковского,глядя на огромный экран, чувствуют  глубинный смысл в вечном  походе ностальгирующего по  теплу и свету героя.
«Пронести  этот маленький источник света…немного дальше», -  это задача    для новых поколений выпускников саратовской театральной  школы, чьи великолепные работы мы видели на трех фестивалях.

 Олега Ивановича- блистательного актера,удивительного человека,сумевшего выразить мысли и  настроения нескольких поколений интеллигенции, на  фестивале вспоминали  постоянно. Открывался фестиваль ( должне был, по крайней мере) «Крейцеровой сонатой» в   версии МХТ им. Чехова. Роль Позднышева- одна из лучших киноролей  зрелого Янковского.Здесь  его играет  Михаил Пореченков, актер совсем иной психофизики.
Отвечая на наши  вопросы на  пресс-крнференции,актрисы Наталья Швец и Ксения  Лаврова-Глинка отмечали, что именно задача уйти от стереотипов   продиктовала выбор режиссера спектакля ( Антон Яковлев). «И это уже другая история, другая мотивация, другой человек». У Янковского  Позднышев рефлексирующий ,находящийся  в  плену  своих комплексов, всю вину за случившееся   он берет на себя. Но в  семье не может быть одного виноватого, это проблема двоих.И  театральное высказывание МХТ им. Чехова - прежде всего «о свойствах страсти».
К сожалению, мы так и не увидели  спектакль  со столь  своеобразной трактовкой толстовской драмы.Парнеры много и хорошо говорили о Михаиле Пореченкове, в котором  сосредоточился весь нерв  спектакля. А он в это время (после вечернего  выступления ) сидел в московском  аэропорту,  и  густой- густой туман спустился в тот день  на  Москву и  на Саратов. Так что в седьмом часу вечера, после бесплодных ожиданий, показ   «Крейцеровой сонаты» перенесли на январь.
Продолжая разговор о Янковском , который все нес  этот едва различимый огонь в фойе драмы, руководитель «Сатирикона» Константин Райкин (  привез  на фестиваль весь второй курс своей Театральной школы) рассказал, каким большим поклонником Янковского он был , посмотрел все  его театральные работы в Ленкоме. Лучшей он считает царя  Петра  в «Шуте Балакиреве».

Своя история с Янковским   у актера Сергея Ганина, в недавнем прошлом – звезды  саратовского театра АТХ, теперь – ведущего актера элитарной  московской Школы драматического искусства. «Иногда, когда он выступал в «Волжских далях», мой  отец его отвозил в Саратов.Он был белокурый, невероятно красивый…расспрашивал у отца, как ловить рыбу. Мне было 9 лет. Я  спросил у него: « Я тоже хотел бы стать актером, я смогу?» Он внимательно посмотрел на меня и сказал «Да» .Почему он так ответил – загадка, он просто посмотрел. Это  запало мне на всю жизнь. И неожиданно я пришел в театр -из железнодорожного техникума, из самодеятельности. Думаю, тень благословения Олега Ивановича надо мной до сих пор витает».
Ирина Горелик – бывший завлит Саратовского тюза, основатель и руководитель Иерусалимского театра «Микро»,тоже участника фестваля,   "освежила "свои детские впечатления.« Помню, мы с моей подругой бежали за ним по улице .Он только сыграл в фильме  «Щит и меч». Можете себе представить страстно влюбленных в немецкого офицера российских девочек? Какого грандиозного обаяния  актер был, что мы не Любшина ( советского разведчика )  тогда выбрали!».Ирина подметила такую черту любимого актера (  ходила на все его спектакли), как  «лучеиспускание». Все актеры хорошо играют,   но к  одному  все время тянется взгляд. Потом у Янковского   был в Саратове какой-то сложный период, Ирина знала его через своего  отца. Но тогда же Олег  сказал: "Что бы то ни было, а я счастливый человек".
Отдельный вечер  на фестивале посвятили родным Олега Ивановича .В музей театра пришли его брат, по-прежнему  живущий в Саратове (Николай Янковский), и  племянник (Игорь Янковский),актер и продюсер из Москвы.
Игорь  Ростиславович  поделился творческими планами : снять кино о выводе наших войск из Афганистана в 1989 году .Главное, чтоб эта история была реальная. Информацию собирали   с помощью спецорганов. Не так все было безоблачно с «выводом»: постарались его  подпортить и     американская разведка, и  моджахеды.
 Своего дядю, с которым у него разница всего в   семь  лет, Игорь считал братом и  шутил, что он  - первый Янковский, приехавший в Москву.Они дружили и  виделись часто,беседовали за стаканом виски ,за трубкой табака .  Когда Игорь с женой решили снять жилье ,   приглядели они одну дачу А место оказалось знакомое. Оказывается, напротив  дом Олега.   Живет там племянник  до сих пор. Место ему нравится.

Игоря  всегда удивляла техника работы Олега над ролью, это его мгновенное «включение», как только  он  находил «зерно »образа. Как-то поехали они   купаться в Сосновый Бор. Олег минут на десять ушел в палатку. «Чего уходил-то»? — «Да съемки завтра, «Крейцерова соната». «Зерно» искал.Десять минут – и  потом такой  фильм!   Игорь бывал    на всех театральных премьерах Олега. Тот не любил звать  его на сдачу –  приглашал на спектакль третий-четвертый, когда немного все «устоится».
Ваня,  внук Олега, по словам дяди, невероятно похож на Олега,  больше Филиппа. Он в театре-студии Женовача играет Максудова в «Театральном романе».  Когда он на сцене  появился  в луче света , "то был абсолютный Олег"…
У   Игоря  Янковского с Олегом   до сих пор  какая-то внутренняя связь:«Он делает нам погоду в доме. Когда мы бываем на его могиле, какое бы ни было ненастье, потом выглядывает солнце». Наверное,  оттого ,что  сам  он  был таким солнышком.
У родных артиста спросили, думали ли они о   памятнике Олегу Ивановичу.  Игорь  Ростиславович резонно ответил, что фестиваль  его имени, да еще с таким уровнем участников,и есть лучший памятник  актеру Янковскому.
Николай Иванович рассказал об истоках «артистизма» семьи.Они жили в центре Саратова ,в  квадрате четырех театров: детского, оперы и балета, драмы и ТЮЗа. Он благодарил  театр и жителей  города: «Самое главное, что народ хранит светлую память об Олеге.И  Саратов тут сделал очень много».
Четыре мемориальные доски!Никого из своих выдающихся сынов город не отметил так  мощно :доска на доме, где жила семья  Янковских ( в траурные дни  у дома   появились свежие  цветы и горящие свечи), доска на школе, где учился будущий барон  Мюнхгаузен и  князь Мышкин, доска на здании, где находилось театральное училище – там делал первые профессиональные  шаги Олег Янковский.И,наконец,  памятная доска в фойе  академдрамы.  Все театральные коллективы  после пресс-конференции    несли хризантемы и  розы  к   барельефу актера. Традиция фестиваля.
Театр драмы собрал уникальную выставку - фотографии Ненастьевых, Зиновьевых, Янковских, как бы семейный фотоальбом. Здесь вся семья Олега.  Игорь Янковский передал  театральному музею  бесценную семейную реликвию – фотографию  отца   братьев Янковских  Ивана Павловича  - офицера  русской армии в первую мировую войну.Он снят в окружении  однополчан- семеновцев, многие из которых  будут выбиты за несколько дней   тяжелых боев.
На фестивале  презентовали   книгу , выпущенную в Саратове «Ах, как бы начало вернуть.Олег Янковский в Саратове» (составитель и редактор Ольга Харитонова). Как сказано в предисловии, авторам хотелось, «чтобы первая книга, посвященная саратовскому периоду жизни  и творчества Олега Янковского, была похожа на саму жизнь, где серьезные научные штудии, анализирующие творчество артиста, соседствуют с глубоко личными сердечными признаниями,бесценные воспоминания родного брата, Николая Ивановича,о саратовском детстве – со свидетельствами  коллег и партнеров по сцене, опыты реконструкций спектаклей «Идиот « и «Таланты и поклонники» с размышлениями о том, как воспринимаются давние герои Олега Ивановича  сегодняшними зрителями».Авторы, среди которых доктора философских и филологических наук,кандидаты филологии   и журналисты,представили нам  свои разделы.
Мы видели рождение этой книги на прошлых фестивалях: на одном из них прозвучало блестящее по своей парадоксальности сообщение Вадима Михайлина «Скромное обаяние  позднесоветского интеллигента»,  на двух были  показаны опыты реконструкций давнишних драмовских спектаклей с участием Янковского  - «Идиот» и «Таланты и поклонники».
Среди нескольких симпатичных фестивальных  выставок в фойе театра внимание  привлекает скульптурная группа Ольги Пегановой. Три фигурки – три главных персонажа Янковского в Саратове: Князь  Мышкин со светлым нездешним взглядом,   и  взыскующий прищур из-под очков  строгого учителя Мелузова,  и светский лоск  вальяжного
героя «Стакана воды» . Разбор ролей в новой книге дан подробно, привлечены и лучшие рецензии тех лет .Издание  очень информативно и интересно для широкого круга читателей.
В рамках фестиваля состоялась премьера  документального фильма «Янковский» Аркадия Когана,автора таких превосходных документальных лент,как «В.Высоцкий и Марина Влади. Последний поцелуй», «Михаил Жванецкий.Жить долго и умереть молодым» , других.
Этот фильм он начал делать при жизни артиста.Когда его не стало, семья, которая не  выносит шума вокруг имени Янковского ,не сразу разрешила снимать дальше.Олег Иванович был очень закрытый человек. Но, узнав о концепции режиссера (Мастер  не ушел совсем,он с нами  - там тоже есть кадры с негасимым огоньком «Ностальгии»), разрешение  на съемки дала.  Получилась тонкая, глубокая вещь, где нет прямых  слов  автора. Говорят родные и люди,  близкие дому, идут кадры культовых фильмов, мы видим  меняющееся, стареющее лицо нашего  кумира , но от того еще более прекрасное, похожее на вырезанную из камня скульптуру древнего бога с высокими скулами и восточным  разрезом глаз                                                   Ирина Крайнова, фото Элеоноры Белонович
                      (Продолж. следует)

Фестиваль. Пеганова
Фест. МХТ 1 Дамы все еще ждут Пореченкова - Позднышева...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments