irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТРЕТИЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ имени ЯНКОВСКОГО. САРАТОВСКАЯ АКАДЕМДРАМА.Ермакова.

            Фестив.Ермак.
           
                                       
С  ИМЕНЕМ ЯНКОВСКОГО                                    
                                                                                    (Продолж.)          

                           Часть 2.   Меняться всегда.Ермакова

70 лет - Янковскому.И еще одна важная  дата для саратовской театральной школы   в ноябре–90 лет народной артистке СССР Валентине Ермаковой. Превосходный  педагог, каким-то невероятным чутьем вычислявшая среди  робких, неумелых  девочек и  мальчишек большие таланты,она вырастила крупных театральных актеров.На каждом фестивале  бывают коллективы, где блистают ее ученики. Замечательные актрисы Анна Вартаньян ( Петербург) и Анастасия Светлова (Ярославль)- обладательница Золотой маски, представляли свои работы на прошлом .
Шесть учеников Ермаковой побывали на этом фестивале. Он стал как бы бенефисом выдающегося педагога.    Владимир Калисанов, ведущий  артист режиссера Дзекуна в его саратовский период.Теперь   – артист МХТ им. Чехова («Крейцерову сонату» с Калисановым в роли  Попутчика мы увидим 18 января). Заслуженная артистка России Елена Бутенко –Райкина, окончившая курс Ермаковой- Дзекуна , три года игравшая в нашем театре.Сейчас  Елена Ивановна - жена и верная помощница  Константина Аркадьевича, актриса его  «Сатирикона», педагог РАТИ, декан актерского факультета Театральной школы Райкина. На пресс-конференции она   вспоминала о Дзекуне с Ермаковой: :«прекрасный режиссер , великая актриса».А еще Александр Иванович дал   студентам понимание того, как важна яркая театральная  форма ( что очень пригодилось в «Сатириконе») и  что актер  должен меняться, развиваться всегда.
Иерусалимский театр «Микро», который впервые приехал в Саратов, – по приглашению фестивального комитета – создавали две талантливые дочери нашего местного  Райкина – Льва Горелика.И театр они назвали в честь отцовского, саратовского.Ирина Горелик стала  режиссером,Мария Горелик, учившаяся у Ермаковой вместе с Галиной Тюниной и Евгением Мироновым,  -ведущей актрисой  «Микро».Она  показала на фестивале 
моноспектакль  и сыграла главную женскую роль в инсценировке притчевого романа Меира Шалева.
Ученица нашей великой Валентины Александровны  - и  неподражаемая Галина Тюнина, та самая , что из первых фоменок, основной костяк    чудесного театра «Мастерская Петра Фоменко».  А когда-то она была студенткой нашего театрального училища, выходила несколько лет подряд  на сцену нашего театра.
«Чувствую огромную благодарность этой  сцене, - призналась Галина.-  Ольга Харитонова очень хорошую книгу написала о моем учителе, всем рекомендую. В первую очередь Валентина Александровна была актрисой,и  учила она  нас очень просто: на собственном опыте .Наша профессия  такая, что передается из рук в руки -не через книги и  лекции. Валентина Ермакова была рукотворным мастером. Она бросала опыт из своего сердца в твое».
Галина сыграла в фестивальном показе  фоменок («Война и мир.Начало романа») три  непохожие роли:- Анну Шерер- Графиню Ростову- Княжну Марью. За них она получила Золотую маску.

Любимый последний ученик Ермаковой ( а любимых у нее было много)  -Максим Матвеев , актер МХТ им. Чехова,отметил на встрече , что про Валентину Александровну можно говорить бесконечно, она была человеком -Вселенной.И дала  ему большой жизненный толчок , после которого очень  понятно, как существовать дальше в профессиональном плане,да и в жизни тоже. «Я вспоминаю ее наравне  с моими  ушедшими родственниками. И саратовский театр для меня неразрывно связан с ней».
Максим исполнил несколько ролей в нашумевших «Карамазовых» МХТа, привезенных  на фестиваль  командой артистов во главе с  постановщиком Константином Богомоловым. А на другой день Матвеев явился совсем в  иной ипостаси – как соучредитель  благотворительного фонда  «Доктор Клоун»: привез спектакль «Приключения в пижаме» для детей, которые долго лежат в  стационаре.Спектакль в исполнении  актеров Женовача с успехом показали в Областной детской больнице.
В финальный день  фестиваля Евгений Миронов, еще один любимец  Ермаковой,  предъявил дивную Ксению Раппопорт   и весь роскошный Национальный филармонический оркестр России во главе с маэстро Владимиром  Спиваковым для музыкального спектакля «Признание в любви» ( по переписке Чайковского и Надежды фон Мекк).  На встрече же   замечательный актер  в очередной раз признавался в любви своему Мастеру.
Он как раз  вернулся с ее могилы (  ездит всегда, как приезжает в Саратов).Говорил о своем Мастере как о «мощнейшей личности». Она была больше, чем актриса.Всегда создавала поле поиска.
До последнего ездила в Москву в театры,искала новые пьесы для постановки со   студентами.Уже в больнице Валентина Александровна посмотрела первую серию «Идиота»,  тут же позвонила и сделала свои замечания.
Женя советовался с ней  по самым сложным вопросам: у нее была какая-то "кошачья" интуиция.Уже вошла в  театральные легенды история, как Миронов должен был сниматься в Париже в фильме, который ему совсем не нравился.А тут Фокин предлагает ему сыграть Ивана Карамазова в «Современнике». Он позвонил Валентине Александровне, она сказала потрясающую фразу: «Париж стоит мессы,но Достоевский стоит Парижа».Наутро он летел в Москву - в театр. Актер совершенно убежден, что она была и осталась в его жизни очень важным человеком. Говорят,у них были совершенно особенные отношения.Он один мог звать  на ты народную артистку СССР, профессора, лауреата Госпремии - ему  не возбранялось

В один из фестивальных дней мы снова собрались в музее театра,и Ольга Харитонова рассказала нам  о своей Ермаковой. Как о женщине и актрисе.Как органично она чувствовала себя в любой роли – хоть шотландской королевы,хоть простой русской бабы, хоть секретаря парткома. Она и была партийным лидером театра (не по притворству – по должности и  убеждениям),и у Оли , комсомольского вожака, интересовалась, когда   она вступит в партию.Но взгляд при том у  Валентины Александровны  был такой лукавый, точно она отлично понимала, что ее «младший брат по комсомолу»  этого не сделает.
Ермакова хотела написать книгу о своей жизни ,  пригласила Олю ей помогать.Это была  интересная работа, могла получиться  интересная книга. Жаль,  не была закончена.После  ее ухода из жизни  деньги на издание книги о  Валентине Александровне изыскал Евгений Миронов…
Затем   мы увидели  большую посмертную телепрограмму, посвященную Ермаковой  (автор – Татьяна Зорина). Коллеги актрисы по сцене и театральному училищу,ее ученики говорили, какая она была потрясающая артистка,педагог, личность...Центристка -умела завладеть всеобщим вниманием, всегда обаятельна, хорошо одета, причесана.Женщина и Актриса до кончиков пальцев.И так – до последних дней.Она была уверена,  что встанет с постели, выйдет из дома после сильного гололеда , обязательно сыграет еще…Браво, актриса!
                                                                                                       Ирина Крайнова, фото Элеоноры Белонович


фест.Райк.1ЕЛЕНА БУТЕНКО- РАЙКИНА,САТИРИКОН

фестиваль МХТ 3Владимир Калисанов,МХТ Чехова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments