irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ ЯНКОВСКОГО. АКАДЕМДРАМА.РАЙКИНЫ,ЯЦКО,ГАНИН.

Фест. Райкфото Элеоноры Белонович

                                  С ИМЕНЕМ ЯНКОВСКОГО
Кроме вечеров, встреч, пресс-конференций  была большая  программа показов. Очень большая в этом году -12 спектаклей, 8 театров.
                 
              Часть 3. Заразить театром . Бутенко-Райкина
Один показ не состоялся по «погодным условиям»,как я уже писала, даже открытия фестиваля как такового не было.Просто на другой день пышные губернаторские цветочные дары достались не МХТуТеатральной школе Константина Райкина, что вполне заслуженно.
"Мне хочется, чтобы нам удалось вас заразить театром, чтобы это стало не просто профессией, а образом жизни, способом существования, способом познания действительности. Чтобы это была не просто служба, а служение, вера сродни религии" ,- утверждает  художественный руководитель Школы Райкин.При огромном напоре абитуриентов Мастер научился  безошибочно  вычислять своих по  внутренней  энергетике.Иногда  претенденту стоит только поднять глаза  - и  Константин Аркадьевич видит:  его человек.
Муштрует он, правда, студентов нещадно: с полдесятого утра до начала одиннадцатого вечера без выходных.Каждый день   утром – актерское мастерство (здесь и Елена Ивановна Бутенко-Райкина ручку прикладывает – декан актерского факультета Школы). А каковы уже на втором курсе ученики четы Райкиных, мы могли убедиться.Специально для фестиваля они подготовили класс-концерт «Азбука актера».
Райкин на сцене только для того, чтобы бить в тарелку, когда очередной этюд или сценка завершены. Все делают его ребята: выбегают в клоунских масках,пародируют эстрадных див и зверей, «оживляют» немое и анимационное  кино, додумывают сюжеты  картин.Не просто сценки – законченные одноактные пьесы , исполненные  с потрясающей гибкостью, пластикой , колоссальным  чувством юмора.Мотоцикл и девушка: «мотоцикл»  имеет довольно упрямый, колючий норов.Любовь манекенов: Он и Она делают  робкие движения друг к другу, но их «застукивает» продавец и постоянно разводит в разные стороны. Эстрадный номер Бьорк – исполняется со всеми жестами  и вздохами модной певицы…А еще ребята поют гимн Марьиной рощи – неспокойного места Старой Москвы,где сейчас находятся   Театр («Сатирикон») и Школа.Учитель уморительно рассказывает, как он сам  взял измором Школу-студию МХАТ: читал басни и стихи  вперемешку с  показом хищных зверей. Это  блистательный театр одного актера, он  каждый раз находит новые краски  для своего рассказа.Но к концу феерического студенческого концерта  бурный райкинский темперамент стихает,   негромко и выразительно он   читает  строки Давида Самойлова:
Приходите, юные таланты…
Сберегите нас от серой прозы,
От всего, что сбило и затерло.
И пускай бесстрашно льются слезы
Умиленья, зависти, восторга!
Они пришли.В финале на сцене    учителя и ученики школы Райкина вместе.Елена Ивановна едва  сдерживает слезы,   словно  повторяя  про себя слова Константина Аркадьевича: «Этому делу стоит отдать жизнь». Стоит, стоит!
                                                       
Стать серьезным. Яцко, Ганин
Два спектакля привезла к нам Школа драматического искусства – театр,основанный знаменитым Анатолием Васильевым , переданный когда-то   своему выпускнику, ученику Юрия Киселева ,Игорю Яцко.
Спектакль «Аглая» известного  драматурга Клима на фестиваль отобрали по той причине, что автор дописал несуществующую главу романа «Идиот», а в инсценировке этого романа  наиболее раскрылся талант Янковского саратовского периода.С согласия режиссера (Владимир Клименко) на Малой сцене драмы расставили  ростовые  фотографии Янковского в роли Мышкина.
Его светлый,чистый,  неземной взгляд  весь полуторачасовый моноспектакль (Ольга Хорева) обращен на  актрису.  Выпускница  петербургской театральной школы,она  обладает удивительной пластикой – ее длинные «пианистические» ладони и пальцы  почти недвижимы и - полны внутренней энергетики, как и ее одухотворенное, изнутри красивое  лицо.
История маленькой девочки, любимой, заласканной всеми, и первая  ее   драма  , происходившая   публично,в церкви.  История очень  в духе Достоевского ,   новая краска в характере гордой , порывистой,  неровной Аглаи. Но дальше психологизм образов   великого романа уступит место их вольной трактовке.  Аглая окажется не избалованной дочерью, немного  всеми помыкающей и неожиданно для себя влюбившейся в Князя, а нелюбимой, жертвующей  своей свободой ради его «миллионов». То,что нет у князиньки никаких  миллионов,в романе ясно становится  скоро,    едва ли не Епанчины первые и узнают. Психологические несоответствия   (много и других) слишком  бросаются  в глаза. Видно, перечитала я в юности роман – из любимых
был.И не смогла  принять этот независимый, довольно сильный  текст, названный автором  «несуществующей главой». Не дано мне понять, зачем для своих драматических упражнений  надо выбирать непременно классические, слишком известные и слишком любимые произведения.А Хорева  актриса великолепная!..
Зато какое удовольствие я получила от Уайльда в  блестящем исполнении ШДИ... Причем абсолютно от всего - его парадоксального текста, четкого,замедленного, прямо музыкального его произнесения –чтобы  насладиться музыкой речи (это как раз в  стиле Васильева и его Школы), от  самого духа , английского духа постановки, пронизанного к тому же мягкой иронией.
«Как важно быть серьезным», - легкая, как  континентальный (не английский!) завтрак, комедия Уайльда, сопровождает нашего   Яцко  всю жизнь. Игорь играл еще  в дипломном спектакле у Киселева, был занят и в тюзовской его версии.И вот, после двух «серьезных» постановок   уайльдовских вещей в ШДИ, Игорь Владимирович решается поставить комедию - заметим, впервые в свой режиссерской практике.Она имела большой успех и в Москве и    оглушительный – в Саратове.
«Легкомысленная комедия для серьезных людей» началась уже в фойе драмы, когда  режиссер спектакля (он же Игорь Яцко) громогласно объявил с балкона, появившись  в смокинге , с книжкой подмышкой,что актриса , исполняющая роль тети Августы, не прибыла  в Саратов из-за  сгустившегося тумана.Так наш город окончательно превратился в туманный Альбион,а актеры  получили дополнительный шанс порезвиться от души.Что они и сделали.
«Тетушка» не стала гримироваться и утруждаться переодеванием в женское платье. Только однажды позволила  себе надеть длинный шарф и темные очки  -  и то лишь для загородной прогулки.Она появлялась на сцене, неотступная, как статуя Командора, вещая прописные истины со всей непреложностью истинной леди.Ничуть не наигрывая,  донося текст   чуть отстраненно,актер сумел создать невозможно смешной и цельный образ.Мы, признаться, боялись одного: что истинная леди Брэкнелл все же долетит вовремя до нашего города (грозилась ко второму действию!).
Здесь было все - зеленый английский газон, настоящий английский черный  дог(  немецких,
правда, кровей),  с музыкальным именем Верди, роскошный белый рояль,на котором то  артистично играл Шопена , Шумана и  Россини Федор Амиров, то блестяще импровизировал, предваряя развитие довольно запутанного сюжета.Добавьте сюда легкие декорации ,  этакую летнюю мебель загородного дома (художник Игорь Попов),  крупное полотно на заднем плане  -в стиле ню, но - с джентльменами, одетыми  в купальные принадлежности столетней давности.
Немая сцена начинает действие: как в эру дозвукового кино, лорды слегка закусывают и выпивают в ускоренном темпе. У них вся  стать, все   манеры  «сливок общества», но герой Сергея Ганина   (ученик прекрасного саратовского режиссера и педагога Владимира Федосеева) преспокойно льет остатки  напитка себе за шиворот - в лучших традициях  театра абсурда. Его каноник Чезюбл  составил превосходную партию универсальной актрисе Марии  Зайковой  - мисс Призм ( видели ее моноспектакль по Кокто на  первом фестивале), их комичные   пластические этюды  не поддаются никакому описанию, особенно   танец-выход с зонтами. Очень хорош еще один наш земляк – Роман Долгушин,в роли  милого молодого человека с непроизносимым именем Алджернон. Е
го органике и легкой  динамичности может  позавидовать любой актер. Кстати ,сначала Роман закончил саратовский филфак,
В антракте действие продолжается в фойе: пока лакеи нарезают свежие багеты,старательно намазывая их маслом (butter and brood!),   разливая чай  под милостивыми улыбками леди Брэкнелл, на зеленом коврике, среди цветущих растений услаждают слух музыканты и вокалисты.Под аккомпанемент двух скрипок, альта и виолончели исполняются дуэты, арии, квартеты на стихи Оскара Уайльда,а также – элегия его памяти. Роскошный денди – длинноволосый Оскар  наблюдает с портрета  происходящим.А гигант Верди   в то жевремя подает лапу всем желающим прямо со сцены...
Действие продолжается, и  хотя сложновато перенести все мизансцены из длиннющего, вытянутого галереей  Манежа (один из театральных залов ШДИ)  на прямоугольную сцену Саратовской драмы, спектакль не потерял ничего из того, что постановщики назвали настоящим праздником бытия- «особым искусством, требующим чувства и стиля».И скандальный саквояж Джона Уординга,  второго джентльмена ( тоже отлично сыгранного Владимиром Петровым), так возмущавший тетушку Августу,  появляется  в финале  на сцене, как ключ ко всем давним  «страшным» тайнам.Игорю Яцко комедии ставить и ставить!..                                                                            
Ирина Крайнова

Фестиваль,спек-ль,,Как важноСергей Ганин-каноник Чезюбл, фото Алексея
Леонтьева
                                                                 ( Продолж. следует)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments