irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ ЯНКОВСКОГО. АКАДЕМДРАМА.БОКУРАДЗЕ, ГОРЕЛИК, АФАНАСЬЕВ

           С ИМЕНЕМ ЯНКОВСКОГОЯнковский  1
                      

               
                                 Часть 4.  Пробовать,искать. Бокурадзе
На фестиваль приехал театр,  мне совершенно незнакомый. Знала, что из маленького городка – спутника Самары, знала, что там играет ученица профессора Беляковой  Юлия Клюкина -Бокурадзе, что театр экспериментальный.Но не более того.Новокуйбушевский  театр-студия «Грань»- это название надо непременно запомнить.
Они привезли нам притчу «Вол и осел при яслях» .Детскую, рождественскую,с куклами.По  тексту француза Жюля Сюпервьеля.Пьесу обнаружил молодой режиссер и руководитель театра Денис Бокурадзе. В театре  существует традиция рождественских спектаклей.Приходят ребята с родителями в небольшой зал, садятся  на подушки перед самой сценой, а  артисты им все рассказывают и показывают.Текст Сюпервьеля привлек режиссера глубиной,драматичностью и  -  располагающей доверительностью интонации.Куклы  и сценографию придумала самарская художница Алиса Якиманская.
На сцене как бы старинный комод, откуда
появляются куклы – очень маленькие и  изящные, причем - в самых неожиданных местах. То снизу,то сверху, то сбоку. Это не кукольный театр в строгом смысле.Куклы, выточенные из дерева, лишь  иллюстрируют текст, читаемый Юлией Бокурадзе и немного – Александром Овчинниковым ( учился в Саратове на отделении актеров театра кукол).Вначале было Слово…
Голос Юлии, матерински нежный и мягкий, повествует  о долгих  скитаниях Иосифа и Марии, о добром Воле и   умном Осле, которые  сопровождали их в пути. А руки ее показывают детям ( близко-близко!) то крошечную деревянную флейту, то колыбельку,то миниатюрного младенца.Юля сама скоро станет матерью.Причем это вечное чудо  жизни   случилось с ней , когда она уже играла  спектакль про Марию и Иисуса.
Текст сложный, философичный, содержит и  эмоциональное потрясение для  маленьких слушателей. Старый Вол умирает в пути.Как -то на спектакле маленький мальчик  встал и начал ходить по залу. Денис сидел сзади, он поймал малыша, усадил к себе  на колени. Его папа отправился покупать ботинки,   ребенок  остался один.Он  на ухо спрашивал обо всем  режиссера,  тот  тихонько отвечал. «А я тоже, когда умру, стану звездой?» - спросил, наконец, малыш, следуя  своей внутренней логике. Прав, тыщу раз прав режиссер!-даже ради  одного такого зрителя стоит выходить на сцену.
На пресс-конференции р
ежиссер и директор «Грани» очень увлекательно рассказывали о своем театре, экспериметальном,театре вечного поиска,  устроенном  еще знаменитой Эльвирой Дульщиковой.С очень маленьким составом ,  коллектив сумел стать необходимым для своего городка, притягательным для областных жителей , желанным на театральных фестивалях, обладателем многих премий. Гран-при фестиваля малых городов России получила   наша Юля за роль в спектакле «Фрекен Жюли».Он  потом долго  шел в Театре Наций в Москве как лучшая постановка фестиваля.Дважды награждена актриса Алина Костюк.Уже 13 лет театр «Грань» проводит свой собственный  фестиваль  провинциальных театров «ПоМост».
Настоящим катарсисом для меня стал Сартр – второй спектакль новокуйбышевцев, привезенный к нам.Тоже постановка Дениса Бокурадзе.Тот же художник, те же две актрисы на сцене. Только к ним прибавились  еще Даниил Богомолов и Любовь Тювилина.Жан –Поль Сартр- философ и экзистенциалист. Проблема жизни и смерти центральная в его творчестве. Одна из важных мыслей сомневающегося в себе и окружающем мире   литератора: «Если бога нет, мы не имеем пред собой никаких ценностей и предписаний,которые оправдали бы наши поступки…Мы одиноки, и нам нет извинений».
Спектакль театра «Грани» имеет заголовок  «PS». И подзаголовок – трагифарс  по пьесе  «Huis clos». Постскриптум можно  расшифровывать и как мысли после спектакля, и после Сартра,и, возможно,  после смерти.
Потому что этих трех людей уже нет.Они помещены в странную комнату, обитую медными пластинами с заклепками.Никакая  не имитация, пластины  точно металлические (художник Алиса Якиманская), герои ходили босиком по медном полу в холодном помещении ( как раз в тот день  были неполадки с отоплением микрорайона).Дрожала мелкой дрожью героиня Любови Тювилиной.Та, которая  Красотка. Озноб это был нервным или  каким другим, нам не дано угадать. Всклоченные волосы, сильно подведенные глаза,  слишком яркие губы –  близка к кинообразу  "ведьмочки". Но строит из себя невинность,пересказывая  подробности личной жизни.
Единственный здесь мужчина-  с виду  воспитанный и интеллигентный : очки выигрышно  изменяют  внешность.Только героиня Алины Костюк ничего не приукрашивает в себе: белесые ресницы, вздыбленные  пряди волос , немигающий взгляд,которыйобычному  человеку трудно выдержать.
Здесь каждый знает о другом то, что тот хотел бы запрятать в самые глубины своего мозга .  Немигающая  вскрывает эти тайники и закоулки сознания столь истово, беспощадно, что  порой кажется  посланницей самого Сатаны, подсадной уткой в этой неприятной  компании.
Однако придет черед  выйти из тени и ее грехам.Мы любим казаться лучше, мы  не те, за кого себя выдаем. При ближайшем рассмотрении Интеллигент окажется ужасным бабником и домашним тираном, сгнобившим  преданную жену.Красотка распутна и повинна в смерти своего  нежеланного ребенка,  в  самоубийстве любовника.Немигающая в любви предпочитает мужчинам  женщин. Совращенная подруга , не видя исхода,  открывает  ночью на кухне
газ.Но гибнет  лишь одна из них.
За прозрачным зеркалом – как бы портал,  откуда  вползают эти страшные звуки – вздохи, стоны, детский плач. Там  прошлое,у каждого свое.Его нельзя приукрасить,от него нельзя избавиться , за стеклом  убитые, замученные,жертвы, грехи наши. Издавая какие-то нечеловеческие звуки, смеясь потусторонним смехом,в изломанной пластике модерна их впускает в пространство  комнаты Юля Бокурадзе.Видела ее  дипломные  работы  - никак  не думала, что она вообще способна  на такие роли…
Освещен каждый герой в лоб.Допрос с пристрастием каждого каждым.Первым не выдерживает Интеллигент.Согласен  уже на адский жар,  горящий котел, сковородку, или какие еще ужасы сулят грешникам,только не стоять здесь босиком ,  не держать ответ перед самим собой. Однако  дверь в ад закрыта,   они продолжают терзать друг друга признаниями и откровениями. Когда в конце  дверь  открывается,сил уйти уже нет.Мы одиноки, нам нет извинений? Спектакль Бокурадзе – тонкий, интеллектуальный, метафизичный – мое самое большое потрясение фестивальных дней.

                                                       Вернуться к истокам.Горелик
Иерусалимский театр «Микро» показал  спектакль по роману популярного израильского писателя Меира Шалева «Как несколько дней».Театр дочерей Льва Горелика , названный так же,как  отцовский, существует больше 20 лет.Начинался с трудными подросткам  - с целью увлечь их искусством.Давно стал профессиональным,причем с большим  конкурсным отбором. Руководитель  театра Ирина Горелик рассказывала, как она увлеклась книгой Шалева о первых переселенцах в землю обетованную.Пришла к автору и на плохом тогда иврите доказывала, что это ее книга, она хочет с ней работать.Автор ей поверил.Главную роль, как всегда, получила сестра Маша, ученица Ермаковой,красивая  и талантливая актриса.
Израильские актеры ( многие – тоже дети переселенцев, русский знают уже не все) показали нам , как строилась  их деревня.Она живописно выглядит  в деревянной раме (режиссер любит работать с натуральными материалами). Жители пританцовывающей походкой проходят за  ней,то работая  и  строя, то танцуя или ссорясь,  сбегаясь на свадьбу, смотрины или похороны.Самый работящий у них –Рабинович (Итай  Блайберг), он все время что-то мастерит, плотничает,ловко,с  первого раза вбивает  длинные гвозди . У Рабиновича большое стадо,   он берет  в работницы пришлую женщину "с ясным лицом".Только в работницы!
Самый мечтательный среди них – Шейнфельд ( Илан Хазан).Обаятельный,добрый, у него такой симпатичный седой венчик вокруг лысеющей макушки.Именно  он по наущению итальянца научится готовить, танцевать и шить для любимой женщины.Глоберман ( Бени  Шиф) – торговец, ему  тут турусы разводить некогда.  Не от него ли сын у неприступной, гордой  Юдит?  Мы будем угадывать весь спектакль,чей это мальчик. А  надо ли? «Женщина со светлым лицом» и округлыми формами напоминает праматерь, первую женщину на Земле,к которой все так потянулись. От трех мужчин – один сын.
Один из мужчин в детстве носил косу и платье.Отрезанные волосы - потерянная коса , он лишился своей силы.Коса спрятана под камнем, который нельзя поднять.Когда камень  поднимают,   коса возвращает  былую силу.Мифы, мифы,мифы – про трех мужчин, про мужчин-женщин  (такой устроился в работники к Шейнфельду),про быка-корову, дающую молоко, про  возвышенную любовь брата к сестре, возможно, - к родной сестре.  Здесь нет пошлости и  пикантных подробностей,а есть несуетливый сказ про времена такие далекие или мифологичные что, возможно, существовали и  двуполые пралюди. Есть дух сказания  и  - эпоса.  Спектакль  идет на иврите с титрами, такими  быстрыми и подробными -порой за ними не поспеть. Тогда интересней смотреть на актеров.Их мимика и жесты объясняли  нам все.А добрый еврейский юмор окрашивал действо теплым светом.

                                                                  Поиграть в  любовь . Афанасьев
Московский областной тюз , где играют два выпускника саратовского профессора , превосходного педагога Александра Галко, привез пьесу плаща и шпаги «С любовью не шутят» Кальдерона. Самое любопытное, что  ни плаща , ни шпаги в озорной, немного хулиганской версии режиссера Николая Дручека не наблюдается.Дручек – ученик Петра Фоменко ( а с недавнего времени  - режиссер МТЮЗа).А от кого ждать хорошего театрального хулиганства,как не от ученика самого Фомы?
Испания, 17 век ( актеры о том нам постоянно  напоминают), и  фехтуют они пальцами, которыми ловко изображают то шпаги, то кинжалы, костюмы носят только слегка историчные (художник Мария Митрофанова), где  большую роль играют лямки и пояса , сильно смахивающие на подтяжки и бандажи. И как ловко сеньоры этими подтяжками пощелкивают!А еще они выходят втроем и притоптывают в такт каблуками, как в каком-нибудь страстном испанском танце.У сеньорит  каблуки повыше ( неприступная донья Беатриса-Елена Исаева вообще на шпильках), и художественного стука  от них побольше.
На Малой сцене драмы – только стулья, на которые по очереди герои садятся, не уходя за кулисы.Иногда они устраивают игру в «кто лишний», деля между собой стулья.Пластика у актеров тюза замечательная (хореограф Алишер Хасанов), двигаются они много.А еще –классно  играют в предметы , изображая несуществующие буфет или балкон.И вообще все время играют, легко выходя из роли, подчеркивая свое  ироническое отношение к  персонажу.Как отметил постановщик, для них эта искрометная , полная забавных ситуаций комедия - актерский тренинг, «работа с логикой барочного текста»,и лучше б ее
вообще играть  на круглой площадке, чтобы зрители сверху наблюдали за всеми рокировками.
Основные  цвета костюмов – белый и черный,с отдельными вкраплениями красного, разбивают актеров на пары и группы ( слуги примыкают к господам). И только хозяин дон Педро (Юрий Вьюшкин) один в черной водолазке, которую  легко делает историчной, нацепив гофрированный воротник. А смый подвижный, проказливый, симпатичный персонаж  -  Москатель (Артур Казберов), слуга дона де  Луны.В пару ему - хорошенькая  хитроумная Инесса (Елена Афанасьева).
Доехал  к нам только один выпускник Галко – Антон Афанасьев. Его немного  циничный дон де Луна  подан  стильно и иронически, особенно когда его внезапно поражает стрела Амура. Аскетичная донья Беатриса не расстается с черной мантильей, напоминая в ней забавную ворону, так что влюбленному для решительного  объяснения приходится под нее заглядывать.В общем, комедия Дручека получилась не менее  театральной и пьянящей, чем комедия Кальдерона. Только двум донам  - Хуану и Луису - не следовало так  напрягать голосовые связки в  некоторых сценах.Зал  у нас камерный…                                                                                                               Ирина Крайнова
                                                                      (оконч.  выше)


фест. Грань.

фестиваль микро
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments