irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ ЯНКОВСКОГО. АКАДЕМДРАМА. МАТВЕЕВ,МИРОНОВ

    
                                  янковский 2 С ИМЕНЕМ ЯНКОВСКОГО
                       
                                                                  (Окончание.См ниже)


                      Часть 5. Поиграться  с классикой.Матвеев
Два последних дня фестиваля стояли особняком. После двух наших спектаклей, где  тоже заняты яркие  представители Саратовской театральной школы( Григорий Аредаков,Людмила Гришина, Елена Блохина,Эльвира Данилина,Игорь Баголей,Владимир Назаров, Виктор Мамонов, Андрей Седов и другие) –«Урод» Майенбурга, получивший шесть Золотых Арлекинов на областном театральном  фестивале, и  композиця по стихам русских поэтов «Прошу театр не посещать»( идея и постановка Ольги Харитоновой) - к нам все же доехал МХТ им. Чехова, хотя опять не в полном актерском составе . Увы, все еще болеет Филипп Янковский, исполнитель роли Дмитрия  в «фантазиях Константина Богомолова» на тему романа «Братья Карамазовы».Роль старшего из братьев обозначил в фестивальном показе (актерской  игрой назвать это трудно) сам постановщик.
Сцена  нашей драмы превратилась в черный, сверкающий мрамором саркофаг, некий колумбарий,  куда, как ячейки с погребальными урнами, вдвигаются   экраны, подающие  актеров  весомо , зримо.Много вокруг телекамер, дорогой кожаной  мебели . Все – черное. Стулья  черные,как смоль,   когда  попадают в лучи света,они  кажутся обмазанные дегтем.Только где-то высоко на стенах-   назойливый орнамент, мотивы Гжели.Посуда тоже подается  с народными  -хохломскими  -узорами в самой кичевой их форме. Русские наряды даны пародийно , особенно сарафаны и кокошники Грушеньки     (актриса Александра Ребенок).Грушенька сменит только  цвет, но не  фасон после смерти Мити Карамазова, с которым она в Сибирь на каторгу … и не думала,и не собиралась.Куда ей ,Грушенька здесь персонаж «со смехом». Такая веселушка- молодушка.Этому дала, этому дала,этому,а этому не дала.Как та сорока- ворона  в недетском варианте.Или просто не успела? Нет образа - нет трагедии.   За такую ли Грушеньку бьется с отцом вяловатый Иван?! Стоит ли вообще?..
Слепящий свет прожекторов, оглушающая музыка,  просто эстрадный рев , во всю мощь децибел.Когда так по нашим ушным перепонкам,  и Высоцкий невыносим с его любовной лирикой. Щедро измазаны  дегтем  ,как ворота  непотребной девки,   все карамазовские дела и вообще все дела. Сдержанный, молчаливый  Иван (Алексей Кравченко , с его  мощным сценическим темпераментом, копит энергию перед последним, решающим действием) - вдохновитель убийства отца.Дмитрий - растратчик   невестиных денег на кутежи, на  Грушеньку. Смердяков, их сводный брат - убийца, хладнокровно рассчитывающий убийство.
Это роль очень хороша у  Виктора Вержбицкого. Обычно это приниженный ,убогий сын Лизаветы Смердящей. У Богомолова  он  умен, не без   достоинства, скрытого за  показным смирением. А вот старец Зосима в  том же исполнении совсем не убедил.Говорит нарочито старческим, надтреснутым голосом, с  дурашливыми нотками  – ему изначально  не веришь.
Алеша (Роза Хайруллина) подозрительно тих и  покоен - перед поворотным своим решением покинуть монастырь.  И  тут ты солидарен с режиссером,что пол актера и возраст значения не имеют.Роза органична в любой роли.А здесь у нее  и лицо,  и голос,  и интонации юноши.
Отец Карамазов – особая песня.Я прост открыла для себя Игоря Миркурбанова,артиста нервного, холерического склада, вмиг загорающегося, обладающего   больше  всех энергией  и отрицательным обаянием героев Достоевского.В роли Черта он тоже  попадает в очко, их поединок с Иваном срывает , наконец,маску равнодушия со старшего сына Федора Павловича.Пожалуй, только этот диалог, да еще разговор  со Смердяковым, после убийства как-то  приближены к глубинным пластам романа.
В остальном нас всего  лишь клипово проводят по основным  сюжетным линиям. Катерина Ивановна (Дарья Мороз),ясное дело,  скрытая стерва. Она все заранее знает про Дмитрия , рада его уличить и унизить.  Ни о какой  ее жертве  ради спасения Ивана речи не идет.   Старшая Хохлакова (Марина Зудина) тут стерва откровенная. Угощает просящих  о помощи  никому  не нужными советами.Зато распутна мадам  широко,по-карамазовски.Чисто фарсовая реприза: Хохлакова и Перхотин просто  сидят в креслах  , глядя друг на друга,а на экране  идет идиотический до маразма  текст  «постельной сцены» между ними.Зудина показала себя  как отличная  острохарактерная актриса.Запоминающийся образ создает  инвалидка Лиза (Наталья Кудряшова). Почти ребенок, злой отрешенной, пугающе  холодной злостью на весь мир.
Богомолов всегда  строит,конструирует свои спектакли, как хороший архитектор.Здесь каждое лыко в строку: укрупняющие плазменные  экраны, кинокамеры,  задняя стеклянная стена, за которой свои ужасы происходят,  телепередачи о   теме убийства.  Смоляные стулья, смоляные же  стены, густо мажет   смолой героев  режиссер, никого не помилует. Изнасилование «ментами» друг друга ( решено пластически, оттого не менее гадко и  так заезженно!), фривольная сцена Грушеньки с Катериной Ивановной , расстрел Митеньки еще   в  тюрьме. «И со страшным криком кинулися вниз»  Алеша с Лизой. Крика не слышно, а распластанные  тела на мостовой  нам хорошо видны.
После  похотливой сцены  Федора Карамазова со  Смердящей в семейном склепе ( он же –Дом)  появится и ей  памятник на могилке. Не подумайте ничего хорошего : в виде черного унитаза , как всем- так   ей.Мордой в унитаз   всех,без исключения. Алешу-то за что?!..
На пресс-конференции режиссер говорил о театральной игре ,в которую его команда с удовольствием играет.Она отлично знает законы этой игры. Играет классно. Тексты, которые пробегают по экрану,  коротенькие,  тупейшие , к Достоевскомуони отношение имеют весьма касательное . Это тоже такой  смешной прикол - краткое изложение для недоразвитых. Недоразвитые роман, конечно, не прочтут,  не откроют
даженерадивые школьники и студенты,которые тоже его  не прочтут, так и будут всю жизнь  думать: вот,мол, был автор,  такую  забавную чернуху кропал.   Чему смеемся, господа? ...
                                    Любить  не на словах. Миронов
Однако два примера бескорыстной любви в финале фестиваля развеяли мои мрачные настроения накануне.
Первый нам подал Максим Матвеев. Он не только приехал с мхтовским  спектаклем, но и привез с собой  спектакль благотворительного фонда «Доктор Клоун» для больных детишек «Приключения в пижаме». Максим – один из учредителей фонда. Артисты  выступают в больницах Москвы перед ребятишками , которые находятся на длительном излечении.  Спектакль, где нет ни одного слова, только мимические сцены и игры,поставил режиссер
Александр  Хухлин, лауреат Золотой маски.Мы увидели его в областной детской больнице. Там много пугающих ребенка незнакомых вещей -  больничная  пижама,больничная кровать, подушка, одеяло.Все оживает , все движется : подушка лает собачкой, одеяло летает птицей, матрас смешно марширует. Доктор оказывается  веселым ,а капельки крови, взятые для анализа, могут светиться яркими огоньками и взмывать в воздух.Это было  увлекательное, немного страшное и очень смешное действо.
А вечером в оперном театре  музыкальный спектакль по переписке Петра Чайковского и Надежды фон Мекк в сопровождении оркестра Владимира Спивакова  показали Евгений Миронов и Ксения Раппопорт.Миронов вместе с Машей Мироновой ведет другой благотворительный фонд  - поддержки деятелей искусства «Артист». Выручка от продажи билетов на  спектакль-концерт пошла  на нужды саратовских ветеранов искусства.Когда такие звезды собираются в одном месте ,да еще с такой благой целью,  им и стены рукоплескают.
Концерт был великолепный, музыка Петра Ильича, безбрежная и прекрасная,как море  в любое время дня,  ночи, обтекала, охватывала две тонкие фигурки: одна  в черном – сдержанная,статная, очень  женственная Мекк и - Петр Ильич в скромном костюме , поначалу "застегнутый на все пуговицы".Но звучат его  божественные симфонии, концертные и драматические темы,с невероятны артистизмом дирижирует маэстро.Композитор   обнаруживает постепенно  ум, такт, глубокий интерес к нему этой богатой, высокодуховной ,  несчастливой в любви  женщины.Он сильно привязывается, немного расковывается, пишет ей  все откровенней.Она становится его лучшим другом…Потом их неожиданное столкновение на прогулке  (единственный раз в жизни!) – артисты  только меняются  местами на сцене. И снова  между ними статус кво.Мекк дозволено  его любить на расстоянии.
Финал этой истории печален:он  уже богат и славен, она разорена и   больна. И писать ему перестала.Он  думал,что разлюбила,охладела к его делам и заботам.Кто разгадает  сердце любящей женщины?   Может, не хотела, чтоб запомнил ее больной   и немощной.Во всяком случае, имя этой загадочной женщины  навсегда рядом с именем  великого композитора. Она вытащила его из крайней нужды,  поддерживала,как умела,он смогжить и  творить…
Концерт – спектакль  «Признание в любви» достойно увенчал фестиваль имени Янковского.Его имя  в наших душах, его огонек свечи, пронесенный сквозь ночь,всегда  с нами. Каждый актер академдрамы  несет  свой огонек  на  огромном коллективном  фотопортрете в Большом зале драмы.Снимали  каждого
отдельно,  соединив в  одну вереницу несущих «огонек той веры». Веры в жизнь,в разум, в свет,в конце концов.
                                                                                                                                                             Ирина Крайнова

Фестиваль. Мир.фото Алексея Леонтьева
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments