irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ДОМ -МУЗЕЙ ПАВЛА КУЗНЕЦОВА.135 ЛЕТ. Встреча с родственницей

                                                                                                                                                  Выставка, встреча

                                       ОСЕНЬ В ДЕКАБРЕ

Пишу о выставке у Дома Кузнецова, самой короткой и многочисленной нашей выставке, только в декабре. Так получилось.

Затевала новое электронное издание, осваивала технические премудрости, которые для меня – темный лес.Но не могу не рассказать о том дне, 17 ноября, когда все саратовские художники ( и многие прикладники) приходят к бревенчатому дому на краю Глебычева оврага со своими новыми работами.

Этой осенью художнику исполнилось бы 135 лет.И саратовские живописцы постояли со своими картинами не только у мезонина кузнецовского дома ( как водится, ровно в полдень, одну минуту), но и у полуразрушенного его соседа, давно и упорно предлагаемого художественным сообществом в качестве галереи, где можно бы разместить, наконец, картины самого Павла Варфоломеевича и его супруги Надежды Бебутовой.

Когда-то из московской мастерской художника его наследники передали в Радищевский музей около трёхсот произведений. Наш фонд имущества вообще не понимает слово «отдавать». Вот «забирать» - да, это знакомый ему лексикон.

Постояв на приятном , вовсе еще не ноябрьском холоде у этой развалюхи (бабье лето словно переехало из сентября в ноябрь),все двинулись во двор дома Кузнецова, где уже закипал гигантский самовар, пить чай со сластями. Добрый обычай Дома,в котором всегда жили гостеприимные люди!В окнах, выходивший в сад, виднелись мальчишки с румяными яблоками.  Сразу видно,что год яблочный уродился.

Стройными рядами все  направились в комнатки музея, где на фоне изумительных портретов Кузнецова и Бебутовой произошла необыкновенная встреча.Эта хрупкая,прелестная женщина с большими печальными глазами уже несколько дней была гостьей Саратова, музицировала в залах Радищевского музея. Она очень известная пианистка , родственница жены Кузнецова. «Надо обязательно пойти на концерт Манюры», - говорили у Кузнецовых,когда она выступала.

Мария Степановна Гамбарян часто бывала в их столичном доме, и чета художников даже хотела писать ее совместный портрет, но Манюра была «необязательная»модель, и они отказались от своего намерения.Сохранился только графический портрет Марии работы Бебутовой, сделанный на концерте. Мы видим его перед собой в экспозиции. И одновременно  созерцаем прекрасный оригинал!

Как описывает Мария Степановна, это была большая старинная московская квартира, разделенная с известным армянским художником Сарьяном.Кузнецовы любили устраивать светские рауты, где все было строго по регламенту, Манюра должна была играть. Павел Варфоломеевич любил Шопена.Девушка смущалась, ей казалось, что не всем нравилась ее игра.Рояль был хороший, с совершенно изумительным звуком.Басы вообще бархатные.

Мария, ученица знаменитого Льва Оборина, станет потом преподавателем Ленинградской консерватории,солисткой Ленинградской филармонии и будет много исполнять Баха и Моцарта , Бетховена и Шумана, полюбит на всю жизнь Шопена.А на раутах у Кузнецовых она была еще совсем юной .

Семья ее родом из Тифлиса (Тбилиси), где жило тогда много армян.Дед был знаменитый врач. Он первый сделал себе противохолерную прививку.Когда создавали новую республику –Армению, требовалось много специалистов.Отец Марии - крупный химик,учился в Мюнхене, они едут в Ереван на каучуковый завод.На лето мама взяла ее под Москву к тете.А рядом жил профессор консерватории. Услышав игру девочки,  сказал,что ей надо непременно поступать в Центральную музыкальную школу. Так в 11 лет Манюра оказалась одна в Москве.

Но тут начинается война,она уезжает в Ереван.1943-й год, Московская консерватория уже работает. Для девушки не было вопроса, ехать или нет.Поехала и осталась – даже сначала без документов. Она уже жила в мире большой музыки.

Дружит с внуком Валентина Серова, хотя это была очень своеобразная дружба. Девушка-то оказалась с характером. Княжеских ведь кровей по отцу, еще бабушка была  у нее очень хорошая пианистка, дивно играла Шумана. И тетя училась в Московской консерватории, но панически боялась сцены, концертировать не могла. А Мария полюбила публику с детства.Как в 9 лет выступила впервые на сцене , так и твердила всем : «Хочу опять туда!»

В Москве они с мамой долго скитались по углам, очень нуждались.Отца репрессировали, он был деканом в Ереванском институте( но по своей великой рассеянности настоящего ученого  это забывал). Его уговаривали уехать в Москву, когда волна репрессий докатилась до них. «Мое место здесь», -отвечал отец.Через два месяца за ним пришли…

Репетировала и занималась  Мария Степановна на частной квартире, однако   с соседями ей везло. Они не не роптали,даже наоборот:  «Мы утро начинаем с музыки!» - говорили они  маме с дочкой. Подарили девушке и  рояль,в конце концов,появилась у нее и своя крыша – тоже не без добрых людей.

Смотришь на эту очаровательную, нестареющую женщину,которую  в мире музыки называют иконой романтического пианизма,слушаешь ее рассказы о навсегда ушедшей эпохе, где жили истинно интеллигентные люди, которые совершали истинно интеллигентные поступки, и радуешься, что они вообще жили. А,возможно,еще  и  живут.Еще я бы назвала Гамбарян иконой стиля.

Родственница Кузнецова

Мария Степановна

С ТРИО-СОНАТОЙ

                                                                                      Ирина Крайнова, фото Валерия Кузьменко

Справка «С.А»

Мария Гамбарян - заслуженная артистка Армянской ССР, заслуженная артистка России.Поступила в 1937 г. в Центральную детскую музыкальную школу при Московской консерватории в класс профессора А.В.Шацкеса. Затем училась в Московской консерватории у профессора К.Н.Игумнова. Окончила в 1948 году , в 1951 году - аспирантуру.Успешно гастролировала как в СССР, так и за рубежом. Провела мастер-класс в Испании,в Корее вышли два ее компакт-диска.Преподавала в Ленинградской консерватории. В 1960 году переехала в Москву. Преподаватель Российской академии музыки им. Гнесиных. Занимается переложением произведений армянского композитора Комитаса для камерных ансамблей.Выступает с сольными концертными программами.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments