irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА. ТЮЗ КИСЕЛЕВА. ДЕСЯТАЯ ЛАБОРАТОРИЯ "ЧЕТВЕРТАЯ ВЫСОТА"

                                10-я лаборатория в тюзе 025

                                           «ВЫСОТА»  СТАЛА ВЫШЕ
В Саратове прошла  юбилейная десятая творческая лаборатория «Четвертая высота». Как всегда,в Саратовском театре юного зрителя имени Ю. П. Киселева

Восемь лет назад очень известный театральный  человек - критик, драматург, заместитель директора Екатеринбургского тюза, учредитель фестивалей, организатор лабораторий, член экспертного совета «Золотой маски» Олег Лоевский предложил нашему  тюзу  «позвать несколько молодых режиссёров, дать им недавно написанные пьесы и  -всего три дня на репетиции, получившиеся «эскизы» спектаклей показать зрителю и попросить его проголосовать» , давая им оценку.Так  начинались творческие лаборатории. Толкований   названия наших за эти годы я слышала немало. А такое впервые:  в честь четвертого этажа Малой сцены театра, на который  приходится карабкаться зрителям, назвали лабораторию «Четвертой высотой».Что близко к истине: действительно, забралась она очень и очень  высоко по узкой, почти что винтовой лестнице. Добавим, что читаются на лаборатории и ставятся пьесы ,в основном,по современной драматургии.
Художественными руководителями проекта стали  Олег Семенович Лоевский и  худрук  тюза Киселева народный артист России Юрий Петрович Ошеров.
По итогам девяти лабораторий  репертуар театра  пополнился девятью спектаклями  (начинались как эскизные показы).В Год культуры к  творческой лаборатории «Четвертая высота» добавилось слово «фестиваль». Она включала в себя  несколько блоков.
Лабораторный , когда молодые режиссеры, выпускники московских и петербуржских театральных вузов, показывали эскизы спектаклей по современным пьесам и инсценировкам для детей и подростков.  Участвовали в них артисты тюза  и студенты театрального института саратовской консерватории  ( курс профессора Риммы Беляковой).Студенты впервые привлечены к  показам, они замечательно вписались в экспрессивную атмосферу эскизов, внеся в них  свою молодую энергию и азарт. Авторские и застольные (актёрские) читки  - тоже хорошо апробированная форма  лаборатории. В прошлом году она вообще преобладала,потому лаборатория-девять выглядела  скучней, чем обычно.Все-таки не каждый автор может хорошо и  внятно донести свой текст. А когда много актеров читает  в ряд за столом,да еще  как бы   «в роли»,  я порой   вообще теряю    сюжетную нить.
На сей раз читались пьесы известных драматургов –московского саратовца Алексея Слаповского, много идущего на  наших сценах Михаила Бартенева и очень популярной сейчас Ярославы Пулинович. Мне показалось, что лучше всего доносит  текст Бартенев, делая это негромко,  даже как бы  не эмоционально, но чрезвычайно выразительно.
Новый блок  для лаборатории— «Театральные уроки». Впервые на лаборатории-фестивале «Четвертая высота»  прошли мастер-классы для учителей по театральной педагогике. Вели их  руководитель отдела просветительских проектов БДТ им. Товстоногова Борис Павлович (Петербург) и театральный педагог Варвара Коровина (Москва). Специальные уроки  со школьниками до и после спектакля призваны научить их понимать театр, его необычную структуру, уметь погружаться в спектакль и  потом грамотно проанализировать увиденное. Задачи не простые для детей, даже  не каждый взрослый   может быть грамотным, умным зрителем. Иногда  этому надо специально учиться.
Мне удалось побывать только на одном занятии Павловича и Коровиной,  и я  получила огромное удовольствие от той атмосферы игры,в которую они погрузили участников урока- тренинга.Взрослые люди охотно здоровались, бегали , менялись стульями и заодно  примеряли на себе  другие ипостаси.Он хорошо  расковались и  самозабвенно играли , создавая свой маленький театральный мир, чтобы потом научить этому искусству своих учеников.Будем как дети, это так увлекательно!..
Еще одно ноу-хау лаборатории: резиденционная программа «Новое поколение».  По итогам конкурсного отбора 10 молодых специалистов (  драматурги, артисты, режиссеры, критики ) , относящиеся к  детскому театру, приехавшие к нам  из Белгорода ,Перми , Екатеринбурга, Липецка, других городов , побывали на лаборатории, участвовали  в обсуждениях и занятиях по театральной педагогике. Теперь наш тюз ждет итогов от засланных резидентов: совместных межрегиональных проектов.
Третий, тоже новый блок - фестиваль, который  продолжался с  30 ноября до 5 декабря. В честь юбилейной даты в афишу театра этих дней  вошли  спектакли текущего репертуара , которые  были поставлены по итогам прошлых  лабораторий. Открылся показ «Отрочеством» по пьесе Пулинович (по Л.Н. Толстому) в постановке Алексея Логачева -итог девятой лаборатории.Также  шли пьесы Елены Исаевой ( «Про мою маму и про меня» ),Мартина  МакДонах  («Королева красоты») ,Виктора Ольшанского («Зимы не будет») ,Ульриха  Хуба  («У ковчега в 8») и Ярославы Пулинович  («Наташина мечта») .Именно с нашей «Четвертой высоты» эта жесткая современная пьеса начала  свое триумфальное шествие  по театрам России и других стран.
В работе лаборатории участвовали  не только драматурги  (Слаповский, Бартенев, Пулинович ,  молодой екатеринбургский  драматург Тая Сапурина),  но  и ведущие российские критики: Ольга Глазунова (заведующая кабинетом театров для детей и театров кукол СТД  России) , Марина Дмитревская (театральный критик, главный редактор «Петербургского театрального журнала») и другие, Александр Вислов (Москва),Титулы нашего отца-основателя – эрудита и остроумца Олега Лоевского -уже в  пару строк не укладываются. Ведь он еще и  лауреат международных  театральных премий имени К.С. Станиславского и С. Дягилева.
Десятая творческая лаборатория-фестиваль «Четвертая высота» проводилась  при поддержке министерства культуры  России и  Союза театральных деятелей России. Она действительно была невероятно насыщенной и интересной. В первый раз за эти годы  ни одному эскизу лаборатории я не поставила «низкий балл» ( по классификации Лоевского –«Забыть ,как кошмарный сон»). Просто не смогла.Даже если тексты были сыроватые, несколько сумбурные или откровенно слабые, вытягивала изобретательная, динамичная режиссура молодых, помноженная на талант тюзовцев и свежую струю, идущую от будущих актеров. Подробнее об эскизах – во второй части материала.
                                                                                                                                                       Ирина Крайнова
                                          (Продолж. следует)


10-я лаборатория в тюзе 006

10-я лаборатория в тюзе 026
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments