irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА. ТЮЗ КИСЕЛЕВА. ДЕСЯТАЯ ЛАБОРАТОРИЯ "ЧЕТВЕРТАЯ ВЫСОТА". Показы , часть 2

лаб 22
                                  
                                            «ВЫСОТА» СТАЛА ВЫШЕ  (часть 2)

Итак,за дни творческой лаборатории в тюзе мы  прослушали три читки пьесы и увидели   девять эскизов спектаклей.
                             Последний романтик
Начинала лабораторию авторская читка Алексея Слаповского «Веселое море» (по мотивам книги Виталия Коржикова «Веселое мореплавание  Солнышкина»). Слаповский – наш земляк, нынче известный столичный  писатель,драматург и сценарист. Детскую тематику в его исполнении мы услышали впервые. Книга Коржикова - старая, проверенная временем детская классика.Не без некого морализаторства советской педагогики, четкого деления героев на «плохишей» и не «плохишей».
Но читка получилась нескучная- сюжет полон  неожиданных и забавных приключений.Правда, увлечение драматургом длинными ремарками немного уводит в сторону. Как и песни-пляски через каждую страницу (а то и   две на одной). На мюзикл  пьеса  Слаповского все равно «не тянет», да и тексты песен оставляют желать лучшего. И стоит ли изобретать колесо? На  эту тему уже  есть хорошие песни на стихи известных поэтов.
У автора потом поинтересовались , зачем он выбрал этот текст для инсценировки.Он заговорил  о  мечте,  мечте достойной ( стать моряком),  о том позитиве ,который так  нужен сейчас  поколению.Ну,и конечно, добрый юмор нужен во все времена.Алексей, когда-то влюбленный в подводную археологию, пытался  заразить подростков морем, его   трудной романтикой.Возможно, это  ему удастся.Пьеса Слаповского  будет поставлена в нашем тюзе.
                                           Подростки как они есть
На планшете Большой сцены тюза - эскиз  пьесы Владимирова Антипова  и Алексея Забегина « Четырнадцать плюс».Это петербургские авторы, актеры, драматурги.Антипов сотрудничает с экспериментальными театрами «ТРУ», «За Черной речкой», лабораторией «ОН. ТЕАТР»  , «Этюд- театром» и другими.Забегин –соснователь Петербургского театра социальной адаптации «Организмы», участник театральных лабораторий и Международных фестивалей.Эскиз  спектакля  «Четырнадцать плюс» они представляли в Самаре на  режиссерско-драматургической лаборатории в прошлом году. Он уже включен в репертуар «Этюд-театра».
На нашей лаборатории- первый опыт совмещения студентов и «взрослых» ,тюзовских актеров.Двух главных героев и героиню – недостижимую,как Луна, в этой  своей Турции-  играют ученики Риммы Беляковой , «компьютерозависимого» Денчика и  «крутую» девочку Аню – актеры Александр Степанов и Анастасия Бескровная. И пока они студентов переигрывают по степени достоверности: мы действительно  видим перед собой подростков. Может,  дело во «взрослой  одежде» Ильи и Леши ( Ярослав Тимофеев и Дмитрий Мамонов) .Да и  Настю  Бескровную переиграть невозможно с ее  природной органикой.
Начинающие артисты очень искренни в роли взрослеющих мальчишек.Первая бутылка пива,первые пропущенные уроки, первые неумелые поцелуи. Не столько первые «физиологические» опыты, сколько разговоры  о них ( порой слишком  подробно для  наших ушей – осталось только описать процесс дефекации ).Все их знания из фильмов( или из компа,как у заумного Ленчика).Более чувствительный Леша пишет стихи, неумелые и  искренние.Более впечатлительный Илья хоронит погибшую птицу.
«Илья. Мертвый голубь. ..Нельзя его здесь оставлять. На дороге.
Леша. Прекрасно. Возьми его с собой. Или еще лучше подари кому-нибудь. Маринке, когда она из Турции вернется. Она любит голубей.
Илья. Надо его похоронить.
Леша. Что?
Илья. Надо его похоронить».
Они очень неровные, непоследовательные, четырнадцатилетние.Илья  жалеет мертвого голубя, но не защищает друга, когда его  собираются избить.  «Красная шапочка» Аня (  точный «прикид» от Юрия Наместникова),  вроде, увлечена Лешей, но в отместку тоже отдает его на расправу. «Кукла  Барби» в виде одноклассницы Марины, посылавшая с экрана идиотические приветы всему классу, кроме влюбленного в нее Лешу, окажется обычной девчонкой, тоже к нему неравнодушной .Подростки –неустойчивые люди…
Поставил эскиз пьесы Семен Берзин (тоже из Питера), выпускник мастерской Фильштинского, номинант «Золотой маски».Он опустил вниз все тяжелые конструкции , по ним скачут герои, преодолевая  дополнительные препятствия .Это тоже потребность «растущих организмов».Герой, опьянев  от первой бутылки, виснет вниз головой на железной балке,  показывая, как ему плохо. Неловкие, резкие ,часто хаотичные движения, не дети, не взрослые – «гадкие утята».
Пьеса написана в форме дневника – день за днем, каждый день героя начинается с  видео: дурацкие кривляния  героини на фоне открыточно красивой  Турции.Финал спектакля не вдохновил, поскольку желанная Марина в жизни  окажется просто никакой.Но песня на стихи ее верного рыцаря  задевают душу. «Плюшевые волки рядом гуляют,//Бедную куклу зубами пугают.//Мой кораблик не утонет в кукольной реке,//Побежит слеза с ладони к тебе».Подростки,одно слово…
                                      Лир или не Лир?
Вечером все отправились на  Четвертую высоту -  на Малую сцену тюза, где показывали эскиз пьесы канадца Юджина Стикленда «Королева Лир». Название интриговало. Лир наоборот?  Все, что касается Шекспира, для меня  притягательноДо сих пор помню лучшую творческую лабораторию тюза, когда приезжал чудный Алексей Бартошевич, а молодые режиссеры ставили только шекспировские тексты...
Постановщик эскиза -  итальянка (Алессандра Джунтини), окончившая нашу Петербургскую театральную академию, и  тоже - у Фильштинского. Уже интересно!Пьесу драматург написал для 80-летней актрисы Джойс Дулитл,  ставилась  она в Канаде и в Турции.
Увы,  пьеса оказалась банальной и скучной .Старая одинокая актриса  прямо  оживает , узнав, что можно сыграть главную роль в женском театре. Самого Лира! Память ее уже подводит, она нанимает суфлера - дочь друга.Девушка сначала   неохотно отбывает повинность,  потом , естественно, увлекается.На эти роли  взяли актрис,которым,  видимо,  не совсем они  подходят. А возможно ,  дело  в неудачных вкраплениях электрогитары и микрофонов (режиссерский штамп, появляются, где надо и не надо!) -получилось закрикивание Шекспира, еще усиленное техникой.
На обсуждении  столичные критики ополчились на текст,а я подумала, что если   старую актрису сыграла бы , скажем,Алиса Бруновна, чей  -точно такой!-  юбилей мы сейчас отмечаем,…в ее исполнении  даже телефонную книгу слушать интересно.Так был Лир женщиной или нет?  Нет,  так североамериканские женщины борются за  равноправие.Нам бы их заботы…
                                   Апокалипсис  с Animal
Эскизы лаборатории разделили,   днем они шли на планшете Большой сцены,  вечером - на Малой.Слишком много показов, надо  было найти место для репетиций.  Режиссерам отдали в их владение  все фойе.Бродя  в антрактах по театру, мы  то и дело натыкались на закрытые двери и надписи с  ключевым словом «ТИХО!»
Один из самых приятным показов  - Ульрих Хуб ,«Animal Lounge, или «Все тайное становится явным».В  переводе и постановке петербургского режиссёра Екатерины Гороховской.Катю мы  хорошо знаем и  любим, этот одаренный человечек поставила в тюзе Киселева уже три спектакля. Причем два – для самых маленьких зрителей.  И Хуб с его очаровательной пьесой «У ковчега в восемь» всех  покорил. С  лаборатории  он давно перекочевал в афишу театра.
Новый текст немца тоже очень  симпатичный, ироничный, с прозрачным подтекстом, но более «забытовленный», что ли,  чем «Ковчег» с его притчевым началом.Здесь житейские подробности порой  преобладают.Точно расставлены все  актеры на роли, легко узнаваемы типажи в путешествующих животных.Глупая суетливая Гусыня – курортница ( Виктория Шанина), чванливый недалекий Тигр – звезда рекламы  (Илья Володарский),нахватанные, говорящие только  хором Овцы (Ольга Лисенко- Кристина Топчева),шумный, экспансивный Обезьян /а/, подсевший на лекарства (Алексей  Чернышев),  ленивая высокомерная Панда«голубая кровь» ( Михаил Третьяков), честный старательный  клерк Пес (Артем Кузин). Наконец,смелый, ловкий , нечистый на руку Лис (Артем Яксанов). Который все про всех знает наперед.Одного он еще  не знает: что, обобрав  этих наивных дурачков и удачно уйдя от  погони, он  вернется за ними. Обнаружив, что здание аэропорта вот-вот рухнет,и все его уже покинули.Как заметили критики на обсуждении, Лис тут, весь в металле и   заклепках,  будто  «плохой американский парень», который всех спасает. Возможно, его  образ еще как следует не проработан, но эскиз уже получился привлекательным.
В  постановке Гороховской много энергии, режиссерских находок,  отлично выдержан темпоритм, который ровно катит к финалу.Многовато шума  и крика ( Обезьян с Гусыней)-  но то от хорошего актерского куражу. Отличная собралась компания !
Правда,натуралистически щедро  накидано везде  мусора. В финале он даже  забивает важнейшую сцену на заднем плане:  Апокалипсис на большом экране –  «лапша» из разных  фантастических фильмов,а на фоне их , в едином хороводе, движутся  птицы и звери.Добро и зло не так полярно, как раньше.  И мир все  более опасен для жизни.Автор как бы  предлагает взяться за руки «веселым и хитрым» , «скучным и добрым». Только так они справятся. Хотелось бы  увидеть законченный спектакль по пьесе Хуба.Суета, излишние эмоции уйдут – ощущение  театрального праздника   останется.                                                                                                             Ирина Крайнова, фото предоставлены театром
          ( Оконч.см. выше)


лаб 5

лаб 18

лаб 16

лаб 9
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments