irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. ТЮЗ КИСЕЛЕВА. ДЕСЯТАЯ ЛАБОРАТОРИЯ "ЧЕТВЕРТАЯ ВЫСОТА".Показы, часть 3.

                            «ВЫСОТА» СТАЛА ВЫШЕ  (часть 3)
                                                                (Оконч. Начало см.  ниже)
                                 
                                                                          БЕСКОНЕЧНАЯ ЕДА

На Малой сцене показали этюд  пьесы «Бесконечный апрель» Ярославы Пулинович. Режиссёр - москвич Антон Маликов. Актерская  (застольная) читка этой пьесы  проходила на прошлой лаборатории.Каждая человеческая жизнь стоит книги. Или хотя бы текста.Это текст о реальном человеке, о  его большой петербургской квартире, где теперь  живут  только его воспоминания. Для оживления воспоминаний очень старого и очень больного человека постановщик придумал множество приспособлений.Белый кожаный диван, у дивана всегда почти сидит Мама  (Жанна Волошина), прекрасная и  далекая, вся в белом. И – черное зеркало над диваном, куда герой заглядывает,вспоминая самое страшное : войну и блокаду ( Юрий Ошеров).
Туго приходится нашему превосходному Ошерову  в  роли Вени: он загнан в прокрустово ложе дивана, практически, не сходит с него.Вертит в руках бобины с магнитофонной пленкой, перебирает, удерживает  в руках,как важные эпизоды   уходящей жизни .Почти все диалоги происходят там,в пространстве, спрятанном внутри старенького магнитофона. Аудиоряд при почти полной статике актеров  выразителен лишь  вначале ( диалоги с мамой,с женой,с дочкой) и сильно  утомляет потом. Тут режиссер густо начиняет сцену «съестными» метафорами.Их интересно разгадывать, как шарады.
Веня изо всей  силы сжимает в кулаке апельсин – знак отчаяния и боли.  Мать аккуратно чистит оранжевый плод, не видя ничего вокруг, - кожура летит на пол.Жена  (Ольга Кутина),  неизбежная, неотступная, как вечный двигатель, крутит и крутит ручку  мясорубки, перемалывая все – апельсины, кассеты...Фруктовый сок  бессмысленно растекается по полу. Исхода нет.Разбитое яйцо, рассыпанная скорлупа – а это  будто   несложившееся счастье  Вени с его  случайной Попутчицей…
Но конфеты,высыпанные из коробки прямо на сцену,показались  уже  перебором, искусом  для пребывающих  на втором  подряд долгоиграющем фестивале саратовских театральных обозревателей. А еще были блины, которыми Мать кормит сына, уводя его в  небытие (сам по себе эпизод сильный, но  хватит ли запасов еды для грядущих спектаклей?!)
За всеми  этими метафорами , театральной игрой как-то  побледнели, выцвели  такие важные  моменты пьесы,как встреча Вени с ребенком в блокадном Ленинграде ,сцена в поезде – самая лиричная из всех.Более определенным стал образ жены , многослойнее– дочери.Актриса Татьяна Чупикова  рисует    не человека с бедным лексиконом и  не монстра какого-то (как мне казалось на читке), а обыкновенную ,слабую женщину, измученную долгой тяжкой болезнью старика-отца. Когда  она не глядя мажет себе губы, разрисовывая заодно пол-лица, мизансцена прибретает  уже трагикомический  подтекст. Не слишком удачна подана тема  Внучки .Ее телефонный монолог заглушила громкая музыка.
Что-то  ушло из текста при таком старательном режиссерском  украшательстве.Об этом нам  говорила и драматург. Ярослава Пулинович видела пять версий пьесы на разных  показах. Интересней  ей  показался вариант самарцев, поданный просто, без особых изысков, на каком-то метафизическом уровне.Ставили эскиз  «Бесконечного апреля» и американцы.Они ничего не знали про блокаду Ленинграда,это стало для них откровением.
                                                          ДВЕ МАНЮНИ -ДВЕ
На планшете Большой сцены поставили «Манюню» ( инсценировка Суходольского по  отличной книге Наринэ Абгарян ). Режиссёр Евгения Никитина. История, близкая к  «Четырнадцать плюс».Только здесь взросление девочек, их первые недетские проблемы,недетские вопросы, которые они задают себе и окружающим.Правда,одеты героини,как в 50 –е годы : чулки в рубчик со спущенными коленками, стародавние фасоны платьев. Такие  во времена московской олимпиады уже не носили.
Играют девочек Ирина Протасова и Анна Богданова, и играют очень хорошо,забавно и  трогательно. «Мы с Тамарой ходим парой» - они как две Манюни сразу.
Грозную бабушку Манюни, морскую волчиху с трубкой в зубах,  удачно изображает Валерий Емельянов. И сестра Наринэ Каринка  тут актер-мужчина. Но как смешно чудесный Алексей Кривега ни  демонстрирует девочку-силачку, легко раскидывающую толпу ,точно  Пеппилотта Рольгардина, в этом   есть уже неправда и  нарочитость.Попадает точно  в образ Мама Надя (студентка Валерия Ярошенко). Женственная, любящая, отлично  знающая, как  следует  обращаться со слишком любознательными и независимыми детками.
Девочки познают мир , себя,собственное тело.Их стригут налысо, потом , естественно,мальчишки задирают их в школе ,однажды  они организуют  небольшой взрыв  ванны и бреют себе руки (а  заодно уж  и лицо! ) ,чтобы никакие  волосы там не росли, узнают страшную тайну ( конечно же,в искаженном виде), откуда берутся дети.Иногда они собираются в коллектив – скажем,пионерский хор, где за парадным  строем  поющих детей разыгываются свои маленькие  комедии и трагедии . Хор  изображают студенты, он комично окаймляет многие  сценки.
Девочки влюбляются  во взрослого дяденьку, почти старика (26 лет!), заезжего москвича. Они  даже подерутся между собой,  подарят ему самое дорогое , что у них есть: одна - коровью лепешку, другая – кулон.Жаль, что история первой любви очень  урезана и никак не выделяется в череде их  бесконечных проказ. Рождение женщины в  девочке показано  Наринэ Абгарян  тонко и психологично.Но , конечно, не  для шестилетнего зрителя. Так почему-то определили адрес эскиза .Все ,что вынесли младшеклассники из него, –это набор запретных слов, которые они  повторяли на все лады за нашими спинами...Язык улицы не есть язык театра.
На обсуждении говорили, что ушел из пьесы   сильный армянский колорит, который  очень  ее украшал .  И что спектакль пока на перепутье между клоунадой и психологизмом. Нельзя сказать, что   образы девочек даны схематично – они  такие  милые , обаятельные! Но книга дает куда больше  уму и сердцу.
                                                         МАТАДОР В НОКАУТЕ
Снова Малая сцена, пьеса Михаила Дурненкова «Путь матадора».Автор – драматург, сценарист,один из лидеров новой драмы. Текст,в основе которого  реальное событие.Русский матадор, первый в истории этого жестокого спорта, потерявший все права на своего маленького сына. В цивилизованной европейской стране!  Режиссёр -Александр Созонов, ученик Кирилла Серебренникова.
Вышло так, что постановщик слишком увлекся эффектной стороной истории – корридой. Плащи, мулеты, прочая испанская экзотика отвлекали мысль от основной линии. Кроме того,  куски текста о быке и корриде очень  большие, прочитаны невыразительно и никаких эмоций  не  вызвали. И здесь использованы микрофоны, которые только раздражают.
Сильный актер Алексей Карабанов,  по-мужски привлекателен  русский матадор в его исполнении.Убедителен и его испанский коллега, единственный друг в  чужой стране- Александр Соловьев. А некоторых  зрителей   они  не задели из-за явного «перехлеста» с корридой. Драма  героя может и должна быть внятна . Он очень любил отца ( «Я его боготворил. Готов был сделать все, чтобы он обратил на меня внимание. И тут он решил идти со мной на рыбалку…Я готов был пальцами рыть землю, чтобы достать червяка, чтобы у него не было возможности сказать мне «нет». Готов был броситься в арык, у которого мы сели рыбачить, я хотел руками поймать рыбу и насадить ее ему на крючок»). Как когда-то   отец для него,всем на свете стал  для  русского  матадора разлученный с ним сын.
Виктория Самохина в роли Мари- Кармен изначально обозлена.  А ведь ей наверняка нравился этот   необычный тореро.Куда лучше у нее выходят сцены женской мести  оставившему ее мужчине.
Трудно сказать, что не так в этом этюде.Легче представить,как оно могло быть.  Угадывается перекличка с «испанскими романами» Хемэнгуэя.И если б текст подавался строже,документальней, без театральных красот, ,  в черно-белом варианте( например,с использованием экрана), он  только  бы выиграл.
Я очень люблю театр, мне кажется, он может сказать все, причем эмоциональнее , яснее, убедительней любого другого искусства.Но в данном случае  мне  больше  понравился …газетный текст о нашем герое. Реальном: капитан ВВС, спецназовец, чемпион по бальным танцам России и Испании, киноактер, тореро.Два года судебной тяжбы, двухмесячная голодовка,наконец,   возможность увидеть сына. И -отказ от профессии, отъезд в Москву.  Жизнь интересней любых ее пересказов.
                                                          МОРЕ ПРИКЛЮЧЕНИЙ
Меньше всего повезло тексту Любови  Стрижак «Море деревьев». Он выдержал атаку всех ведущих театральных критиков страны,  съехавшихся  в Саратов. Люба  - драматург молодой,лауреат Международного конкурса (со своей  пьесой «Кеды»). Новую  пьесу, написанную для Гоголь-центра,  только собираются поставить. Приговор  нашей лаборатории был суров: пьеса сырая,рыхлая, и проч., проч.  Мне не казалось, что так уж все плохо. Там слишком много сюжетных линий, фантазия героев скачет семимильными шагами – за ней не поспеваешь , запутываешься в  бесконечных приключениях. И мечта главного героя выглядит как-то уж слишком  плакатно  -детский  полет в космос.Да  и финал трафаретный. Но режиссёр Артем Устинов- ученик Сергея Женовача - сделал с этим материалом все, что мог.
Пугающее начало, где  звучит  восточное сказание, а из тьмы выплывают гибкие фигуры ниндзя.Мистически-ироническое  продолжение - с вампирами, разбитыми на  любовные пары. Неожиданно суровая  реальность в виде «обезьянника»: за решеткой - заигравшиеся подростки. Новый виток игры: наш милиционер - уже   небрежно-вальяжный шериф ,Америка, тюрьма…А еще появятся пираты ,и кого там вообще нет! Распахнутый в зал занавес  ( зрители на сцене) с мечтающими о космосе детишками  смотрится после всего этого «винегрета» не  слишком  логично.
Короче, режиссер вместе с  актерами игрались и резвились тут, как могли.. «Настоящий шериф» Александра Федорова, отстраненно заботливые Мама и Папа девочки  ( Елена Вовненко и Руслан Дивлятшин)  невозможно навязчивые Гувернантка и Учитель  мальчика (Евгения Кутенева и Андрей Гудим).Хуже   получились мальчишки,    они очень похожи  внешне и   по комплекции.Дебют студенки Валерии Головкиной в драматической роли (отделении актера музыкального театра)  был более успешным.
                                                   АРМАГЕДДОН ПО-АМЕРИКАНСКИ
Американская пьеса Дебора Зои Лауфер «Последние дни» производит сильное впечатление.Режиссёр эскизного показа Рикардо Марин - мексиканец, окончивший курс профессора Козлова в Питере.Работает в его театре Мастерской с самого основания.Тема конца света появляется и в этом ироничном тексте и  -становится определяющей.Мать семейства,  истово ждущая развязки,   упорно занимается  благотворительностью  и  не расстается с …Иисусом, каким она мысленно видит его, пытаясь выпросить у него будущее послабление  для мужа и дочери.Образ Спасителя (Михаил Селиванов) дан автором  с той  допустимой долей самоиронии католиков, которая совершенно невозможна в нашей конфессии.Актер в этой роли  мил, прост и  - снисходительно терпим к    растерянной женщине, озабоченной  лишь благополучием  близких.
Актриса Татьяна Лукина подает  свою  подвинутую на идее-фикс Сильвию Стайн ( Мать)  с нажимом, внутренней истерикой, которая  нигде не прорывается наружу.Блестящая актерская работа! Отец семейства Артур Стайн,невероятно тяжелый в общении, пребывает в вечном оцепенении.Месяцами  не снимает  пижаму, не  выходит  за порог.  Из  подавленного состояния  его выведет Нельсон – очаровательный молодой человек: долговязый, худущий,   обаятельный ( превосходный  дебют студента Михаила Емельянова).  Он смог утешить  и Сильвию, не дождавшуюся  нового   Армагеддона, и  найти общий язык с  их дочкой Рейчел, мрачноватой  миниатюрной брюнеткой «в стиле готик» (студентка Надежда Варочкина). Но что ни сделает любовь,а  забавный, неловкий, похожий на молодого Александра  Абдулова, Нельсон влюблен в неулыбчивую  Рейчел.
Были  и   на этом  просмотре моменты зрительской усталости  - от обилия слов («Слова, слова, слова!»). И  исполнителю роли Артура не хватает пока внутренней энергетики, чтобы показать возрождение своего героя. И «застольная читка» второго действия  выглядела  скучнее динамично -изобретательного показа  первого. За три дня  постановщик не  успел бы силить весь материал.В любом случае ,это  очень светлый, веселый показ,с подтекстом .Нельсон  появился в  унылом  доме Стайнов, как добрый рождественский ангел, и всем  стало хорошо: угрюмому Отцу,  слегка сбрендившей Матери,их  колючей  дочке.
Олег Лоевский, подводя итоги, сравнил пьесу с «Иронией судьбы» . Нельзя о последствиях  трагедии говорить с юмором?  Высказывались и такие мнения.  Герой пьесы Артур Стайн пережил гибель всех  своих сотрудников 11 сентября. Но у американцев другая  точка зрения на этот вопрос.Пьеса получила грант Ассоциации американских театральных критиков,  она много идет в Штатах.  Там на свой лад  реабилитируются после трагических событий.
                                                     КУДА МАКАР НЕ ГОНЯЛ
А гонял Макар везде , где мог, в поисках пропавшей коровы и ее «похитника». Последняя читка лаборатории -от известного детского драматурга Михаила Бартенева  ,«Макарова месть».То ли сказка,то ли присказка, то ли небыль,то ли  быль вообще.Язык сочный, народный, зачин– как в русской бытовой сказке. Только герой идет не счастья искать, как некрасовские странники, а управу на плута и вора.А где управу найти в краю плутов, как не у самого  первого хитрюги, поступив ему в услужение и  научившись плутовству?
Макар, вроде, и  корову свою признал, да как  теперь заберешь? Купила ее бабка -горемыка, бедующая одна  с сиротками-внучками.И  научится Макарушка у Главного плута, как людей  дурить так, чтоб сами несли все на блюдечке с голубой  каемочкой. И не вдруг догадается,что его благодетель и наставник и есть тот самый коровник и вор.
Финал пьесы не совсем понятен.Скорей, он многоплановый. Не очень пока  ясно, и как  сказочку поставить –  тут должен  получиться какой-то бег  по кругу, от себя  к себе. А то, что сказка умная,мудрая ,   философичная даже, очевидно.Как говорит худрук тюза Юрий Петрович Ошеров, он давно к ней подбирается.Надо бы  уже и подобраться.
                                                      КОЛЯ И ЕГО ДЕМОНЫ
Последний показ происходил на планшете Большой сцены.С  пьесой Таи Сапуриной «Банка сахара» экспериментировал московский режиссёр Алексей Логачев, ученик замечательных педагогов-режиссеров Каменьковича и Крымова. Тот самый Логачев, который так интересно поставил на тюзовской сцене «Отрочество» с наивными и смешными зайцами нашего детства. Здесь  у него действуют  монстры.Группа монстров  названа «Людьми, которые могут что-то сказать, но не говорят» ( тоже студенты  профессора Беляковой).Чудища  какие-то вялые,еле выползают из своих укрытий,  к очередной  жертве подбираются  вихляющей походкой  инвалидов умственного труда. Жанр пьесы    обозначен, как  медляк в одном действии.
В люках находятся  главные действующие  лица – компьютерный  Коля (Евгений Сафонов), устроивший  себе райскую жизнь, не выходя из дома, - деньги  зарабатывает в виртуальном Forest-клубе, продукты и вещи ему приносят по Интернет-заказам,- и соседка Галина ( Елена Краснова),крайне любопытная, очень ленивая баба, которой Коля платит мзду за молчание – отоваривает в Инете. Поначалу  они кажутся  сумасшедшими, просто одичавшими от одиночества. Постепенно начинаешь видеть в  молодом человеке шаржированный «портрет поколения». Социальные сети заменяют  для него  все более проблематичное общение, Инет  для таких,как Коля, -дом родной
Колины ли демоны ковыляют по лестничным переходам,  отлавливая зазевавшихся путников, Галины ли это фобии  - трудно сказать. Не ходите, в общем, дети в Африку гулять.  Несмотря на разницу в возрасте, образовании, интеллекте, затворничество их очень сближает. И когда обозленная соседка замолкает ..на пару дней, Коле  что-то уже не по себе.Ни протекающие краны,ни прорвавшиеся трубы, ни пожары и  наводнения ,ни  прочие стихийные бедствия не могут заставить их открыть дверь и впустить «чужого». Коля сделает только  одно исключение - для красивой молодой девушки из  службы социальной защиты. Он даже как бы  увлечется... на полчаса, не более. И завязав ей глаза, галантный  кавалер выдворит девушку на лестницу.Было бы очень смешно, если б не было так грустно…
В спектакле явно   просматриваются два финала:Коля, наконец,  выполз на улицу, нашел ( конечно, по электронной карте!) офис Марины – она ждет в начале светящегося туннеля. «Хеппи энд» для чувствительных зрительниц.
Второй финал убеждает куда  больше: прорвав фотообои райских южных чудес, Коля лезет к нам , сообщив попутно, что Марину он не нашел,  но уехал в Страну розового перца , и   сделать  это было очень легко. Судя по Колиной хронической  нелюдимости, уехал он туда… в своих  виртуальных мечтаниях.
Мечтой останется  и хорошенькая Марина (удачная роль Ани Соседовой), маняще  поющая на  разных языках.Все здесь  играют хорошо, а дуэт Краснова – Сафонов просто великолепен. Как и текст очень молодого автора, получившей  уже  за него первую премию конкурса «Евразия». Тая приехала на лабораторию и  увидела триумф  своей пьесы на показе.
Столько хороших, современных, по-настоящему интересных текстов. Про взросление мальчиков и  девочек,  про большие проблемы, которые касаются и детей, про мир животных, который зеркально  отражает наш, про угрозы , которая создает техника   нашему существованию… Правда, из 12 представленных текстов, детскими   (подростковыми) можно назвать только три.Я не слышала  лишь застольную читку  новой пьесы Пулинович "ХорХарона", прочла ее  сама. Пьеса сильная, не без некоего мистицизма, явно не детская.Пока лишь  известно, что театр   взял  в работу    приключенческую пьесу Слаповского о Солнышкине.Не густо для театра ЮНОГО зрителя.
                                                                                                            Ирина Крайнова, фото предоставлены театром

лаб 19

лаб 26

лаб 12

Лаборатория 1

лаб 17

лаб 27
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments