irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА . МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАЛЕТНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

Балет 1

               И ВДРУГ — ПРЫЖОК, И ВДРУГ — ЛЕТИТ...
«И быстрой ножкой ножку бьет ». Итак, финишировал последний театральный фестиваль этого года  для саратовских театров.

И можно, наконец, перевести дух, подвести итоги,собрать и спокойно проанализировать впечатления. Театральный марафон начался для местных «культурных» обозревателей  в начале ноября, когда на две недели зарядил юбилейный фестиваль имени Янковского в драме Слонова.После всех пресс-конференций, встреч, вечеров  собственно спектакли заканчивались порой  к полуночи.Через день после его окончания(!) стартовала творческая экспериментальная лаборатория – фестиваль «Четвертая высота» в тюзе Киселева. Она продолжалась безо всякого антракта пять дней, причем - с 11 утра  до 9 вечера.А ближе к концу ее открылся   Второй Международный балетный фестиваль в Саратовском оперном театре.
Далеко не все мои коллеги выдержали месячного «напряга», некоторые сошли с дистанции  уже на тюзовской лаборатории.Если учесть, что первую неделю ноября  я полностью отдала Москве и московским театрам,  можно  вообразить степень моей  «театро-усталости».Но зрелище, которое  я увидела на фестивале «Звезды мирового балета в Саратове», стоило   всех хронических недосыпов и творческих мук…
Самым блистательным зрелищем стал Гран-гала концерт. Он еще имеет подзаголовок: «Великие Па-де де мира в исполнении 10 лучших танцовщиков из 8 стран».Правда, не доехал до нас   неподражаемый Сергей Полунин , который якобы  как раз на нашей сцене решил распроститься с российским балетом, отбывая за рубеж.Но ведь  так трудно собрать  столько мировых величин в одно время  в одном месте.А почти все заявленные звезды к нам пожаловали.
Классика на сцене соседствовала с вполне современными композициями, одна пара стремительно сменяла другую. Открыли парад  балетных  знаменитостей  кубинская балерина Арианна Лафита Гонзалес (ученица самой Алисии Алонсо) и Витторио Галлоро, тоже  премьер национального балета Кубы. Заразительно и артистично они исполнили ПА-де-де из балета «Арлекиниана» Дриго.Их сменили ведущие солисты  балета Государственной оперы Дрездена Анна Меркулова и Денис Вегиний  ( бывшие наши люди ) -  уже в русской классике :Адажио из «Спящей красавицы».Это было одно из самых красивых Адажио балета Чайковского, которое я когда-либо видела. Превосходную  технику показали прима-балерина и премьер Кремлевского балета и Балета Манилы ( Филиппины) Александра Тимофеева и Михаил Мартынюк. Как они умудряются телепортироваться в такие разные точки, загадка.Но их танец выглядел просто зажигательно – тем более ,что  Па-де- де изображало персонажей «Венецианский карнавала» Пуни.
Приятное впечатление оставило выступление пары казахских артистов: Айрегим Бекетаевой и Еркина Рахматуллаева. Лауреаты Международного конкурса Юрия Григоровича,солисты Государственного балета Астаны, они  станцевали Па-де-де Чайковского из другого великого  балета ( «Спящая красавица»).
Настоящим открытием для нас стал молодой солист из Канады Франческо Габриэле Фрола.Молод, красив, как бог,  движения его сильны, легки , техника вообще  не поддается никакому описанию ( «И вдруг — прыжок, и вдруг — летит...») Вместе со своей очаровательной партнершей  Селеной Гуерреро они исполнили Па-де-де Дианы и Актеона   из  «Эсмеральды» с той жгучей страстью, которую может внести  в хореографию не только талант, но  и национальный характер. Оба- солисты Канадского Национального балета, он – итальянец, она – мексиканка ,с говорящими именами ( Флора –цветок,Селена –луна).
Во втором отделении наши Тимофеева и Мартынюк показали классный современный танец в духе модерна на музыку Спектора «Несмотря ни на что». Солисты из Германии Анна Меркулова и Денис Вегиний   продолжили классическую линию  : снова Чайковский, снова Па-де-де. На сей раз  - из «Щелкунчика».Казахские  гости  совершенно преобразились в  танцевальном   композиции Форе ( «Павана»).Как изящно пишут музыковеды, «положив в основу своего сочинения ритм, из одноименного медленного испанского придворного танца, украсив мелодией, полной неги и насытив «пряными» гармониями, Форе отдал дань увлечению французов испанской музыкой. Основная тема Паваны то проявляется, то исчезает в череде гармонических и мелодических кульминаций, оставляя за собой прохладно-призрачный шлейф элегантности времен Belle Époque».Павана была донесена  танцорами  со всей негой и ритмом.
Тут зал взорвался   нарастающими темпами   балета «Пламя Парижа».Па-де-де   исполнено  нашими гостями из Северной Америки на фоне пламенеющего задника -  со всем  темпераментом  южных народов. Па-де-де в «Корсаре»   другого итальянца - Галлоро, вкупе с кубинской  свободной манерой Гонзалес, дал   новый эмоциональный толчок. А  все завершилось   вихревым Гран-па из «Дон-Кихота». Уже без шлейфа элегантности – иной  музыкальный тон, но с такой виртуозной легкостью…
Финал  гала концерта стоил того, чтобы его  посмотреть. Все пары – участницы  на сцене, все синхронно  и грациозно исполняют прыжки, вращение , поддержки,  соединив все номера  в одно большое, великолепное Па-де-де. Ставил Кирилл Симонов, приглашенный балетмейстер Саратовского театра оперы и балета.Недаром его называют одним из самых ярких молодых хореографов современности.
После концерта мы с коллегами отправились за кулисы. Почти все они облепили молодое дарование в  лице Франческо Габриэле Фрола.Красивый, стильный юноша давал интервью телевизионщикам  с помощью тальянской переводчицы.А я подбиралась к Арианне Лафите Гонзалес , которая в самой  что ни на есть балетной позе подписывала многочисленные автографы (сидя на полу,наклонившись вперед  и спрятав ножки). Кубинка, конечно же , владеет английским: меня интересовало, танцует ли она босиком, как велит модерн, как «завещала»  им великая Алисия.Арианна сообщила мне, что  босиком танцует,но предпочитает надеть пуанты и «сделать носочек», как велит ей строгая классика. Она  вообще любительница старого доброго балета.Что ж,это случается  с учениками великих реформаторов сцены.
Мне удалось побывать еще  на двух спектаклях фестиваля.Это были  трагичная «Жизель» с прозрачной , щемяще прекрасной  музыкой Адана и нестареющий,  опьяняющий веселостью и   жизнелюбием Минкус и  его «Дон Кихот». В  первом  балете блистали наши гости Бианка Фота из Румынии и Дэвид Трзензимич из Великобритании. Трзензимич — премьер  и  Королевского балета Великобритании,  и Национального румынского балета.Его полеты наяву  в  дуэтах с Бианкой  просто ошеломили.Но не только техника англичанина поражала воображение. Он искусно вел роль влюбленного графа, скрывающего свое происхождение, и смущенного вельможи, когда его разоблачили, и  искренне скорбящего влюбленного, потерявшего любимую девушку.
Бианка не поражала, нет  - тонкая, воздушная, как  еле различимый абрис,она была той самой Жизелью – наивной  французской крестьянкой, посмевшей полюбить высокогородного господина. Она  спорила за Альберта с его невестой Батильдой, мгновенно теряла рассудок из-за пережитого потрясения...слабая девочка, она боролась за  его жизнь с всесильной  и грозной королевой  виллис ( сильная роль Натальи Колосовой) и -побеждала.Бианка Фота – подлинная  прима: и  балетного искусства,и   драматического.И наши артисты Алексей Борисов, пара Алексей Михеев-Кристина Кочетова были на высоте.
А завершился большой балетный праздник очаровательным «Дон Кихотом» в свежей  и оригинальной версии Кирилла Симонова. В показе  доминировали солисты Берлинского государственного балета Яна Саленко и Дину Тамазлакару. Прима и премьер – муж с  женой (как рассказали на пресс-конференции) . Яна - украинка, не так давно они выступали в Киеве в поддержку его нищающего хореографического училища.Партию Китри в «Дон  Кихоте» Яна впервые станцевала на сцене Королевского балета Великобритании.
Рыжая, худая,динамичная , с ярким макияжем,вся в красном, она молнией мелькала в сольных выходах, гнулась тростинкой в  сильных руках Базиля –Дину в дуэтах.Тоже худой, смуглый, орлиным профилем похожий на цыгана или латиноамериканца, супруг показывал чудеса гибкости и скорости, неожиданно эффектно замирая - одаривая зрителей ослепительной белоснежной улыбкой. Явный комический дар
артиста очень  импонировал зрителям   в  роли   лукавого и сообразительного цирюльника.
Здесь вообще много  было хороших « смешных» ролей.  О чем говорить, если на сцене самый  харизматичный - и  самый характерный актер саратовской балетной труппы –  великолепный Игорь Стецюр-Мова. Мил и смешон Рыцарь  Печального Образа в исполнении Игоря Малащенко,неуклюж и забавен Санчо Дмитрия Зубова, нелепо надут богатый дворянин Олега Иванова.Фестиваль звезд балета в Саратове  начался ярко и завершился достойно.Зрители  получили  настоящее эстетическое наслаждение. А я - еще  и отдохновение от драматического искусства в чистом виде,где увы, всегда только слова, слова, слова...Vivat музыка, балет и Саратовский театр оперы и балета.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Ирина Крайнова
фото СВЕТЛАНЫ ЛОПУХОВОЙ



ОРГАНИЗАТОРЫ ФЕСТИВАЛЯ:
http://www.operabalet.ru/i/x.gif
Директор — Ренат Мухамедьяров, автор и руководитель проекта — лауреат Международных и Всероссийских конкурсов Николай Шиянов, главный дирижер и художественный руководитель театра — народный артист России, лауреат Государственной премии РФ Юрий Кочнев, руководитель балетной труппы театра — народный артист России Игорь Стецюр-Мова, дирижер — Медет Тургумбаев.


Балет 3
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments