irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА. вечер памяти ПАВЛА МАСКАЕВА в ФЕДИНСКОМ музее

  На экспозиции в СХ                                        

                                                                      ГОД БЕЗ МАСКАЕВА
Год прошел,как мы потеряли Павла Маскаева. Председателя Саратовского отделения Союза художников России, заслуженного художника,замечательного живописца,но прежде всего – очень красивого человека. Наружно и  - внутренне.

Прекрасного друга , защитника художников в самые трудные для них дни.Удивительного мужа, отца, дядю. Харизматичного лидера, полного самоиронии  интеллигента , краснобая и умницу.Нашего Павла. Летом мы собирались в Хвалынске  на вечер его памяти. На третий день после годовщины его ухода нас собрал  Фединский музей.Имеет полное право: здесь когда-то состоялась первая персональная выставка молодого русобородого Маскаева ( еще в подвалах музея). И теперь дружбе музея с саратовским художниками много –много лет.
Говорили почти  все.  Много, душевно, трогательно. До слез. Я записывала. Нарочно такое  не придумать. Эти слова  сочились из самого сердца, до сих пор раненного его ранним уходом.Думаю, надо  просто  включить диктофон и  послушать некоторые записи…
Начал его друг и соратник по хвалынскому движению  Владимир Мошников:
- Я потерял старшего своего брата.Он был защитником,который помогал в самые трудные минуты.15 декабря 2013 года. Дочка Татьяна  просыпается ночью - не спит,я не сплю.А в восемь утра звонит Гриша – Павел умер. …Мне он часто теперь снится.Один из первых снов  -мы собрались, люди хвалынского круга. Появляется Павел среди нас.Когда я  его увидел, бросился к нему. «Паша, что нам здесь делать?»…Дальше кадр как бы  останавливается, картинка пропадает.  На сороковой день – у Татьяны  сон .Видит Павла, он радостный и цветущий.  Я весь год вижу повторяющийся сон- вокзальная тема .  Мы на вокзале, я уезжаю- Паша остается. Возвращаюсь и никак не могу его найти… О ком еще батюшка  мог сказать, что он был воин Христов? И что Христос забрал его туда,  потому что там он потребовался.
Вот эта выставка Пашиных портретов, которые делали участники хвалынских пленэров, (показали в Хвалынске, развернули ее на несколько часов здесь, в музее) – это выражение нашей любви к Паше. С какой теплотой и  любовью говорили люди на  его поминках…Мы не знаем ни одного председателя Союза художников , который в саратовской художественной жизни оставил бы такой  след.К вопросу о сохранении его памяти.. если бы сейчас был Паша, он бы придумал способ, ну, не знаю - улицу назвать,  и текст о нем должен быть глубокий и  серьезный написан».
Далее Володя  отметил ,что как художник Маскаев прожил несколько жизней.Как художник –акварелист. Тут  контекст, связанный  с кругом Павла Басманова.И в контексте хвалынского движения.Как живописец.Павел – художник именно русского мира, настоящий православный человек.И в то же время он был толерантен в отношении разных художественных направлений и взглядов.
Здесь  нам показали отрывок записи  с  достопамятного  «Круглого стола» по творчеству Солянова и реакцию Маскаева на негативную статью о творчестве этого  выдающегося художника. «У каждого свой путь,и именно это надо ценить», - изрек  мудрый Павел.
Нам сообщают  радостное известие: Радищевский музей  при помощи Благотворительного фонда Лукойл закупил три картины Маскаева. Жаль, что только три.
Искусствовед Лидия Красноперова подчеркнула , что Павел  еще до конца не открытый, не осмысленный художник.Она  вспомнила,как на закупке в музее Радищева рассматривали его картину «Дерево лох».Главная хранитель музея изумилась тогда, как Павел попал в точку. Нашел  самое характерное для  саратовской природы, как бы символ ее.Поражало  Галину и, как он писал цветы.Казалось, бы  что еще  можно сказать новое в этом жанре?Но его цветы сразу узнаешь. «Это конкретные, невыдуманные, но он их  так умел объединить и преподнести…Они выражали ту  глубокую нежность и теплоту, которые сокрыты были в душе этого человека.Или его ангелы.Они стоят на страже, и это именно его ангелы, только его».Красноперова предложила открыть мемориальную доску на здании Союза художников.
Илья Маскаев ( племянник художника ), узнав о готовящемся вечере,сначала раскритиковал организаторов: слишком рано, тяжело,пусть  время лечит. Теперь он признает, что был неправ:он  не хочет, чтобы время лечило.Илья  считает , что надо назвать улицу именем такого человека,каким был Павел Александрович.
« Искусство – это продолжение миротворения»- ,  эти замечательные слова  принадлежат Маскаев, который всегда умел находить нужные слова.Они  проиллюстрировали  очередной его рассказ    в кадрах из фильма– об учителях. О тех, кто учил его  искусству и жизни в нем.Сначала он очень тепло  и с юмором говорил об известном  саратовском графике и художнике Валентине Челинцевой .Она была очень добрым человеком,и всегда в картинах учеников искала достоинства,  замечала , как хорошо он  что-то написал. Этим она очень  поддерживала молодых художников.  Те собирались в ее маленькой мастерской и друг друга рисовали. Были уроки творческого рисования –  с простым карандашом(по улицам города) – от известного московского художника , саратовца по происхождению.Было знакомство с Павлом Басмановым.Он руководил группой художников на творческой Челюскинской даче.И стал их в с Мошниковым учителем и наставником. Как  точно сформулировал Маскаев, Басманов- это такая глыба искусства, которая осталась от рубежа 19 - начала 20 века.
Генеральный  директор Радищевского музея Тамара Гродскова подошла навстречу  немного позже.  Именно она сумела найти  очень важные слова о Маскаеве. И его 19 –летнее руководство Саратовском Союзом она назвала испытанием, которое было послано ему свыше.Напомним , что в эти годы у художников отобрали не только мастерские – но и целый Дом на Московской, покушались на последний их  приют – мастерские в бывшем художественном училище.Павел умел отбивать наскоки чиновников. Испытания сделали его сильнее,крепче.Сформировали  личность, повлияли на живопись – «все взросло и вылилось в яркое проявление художника».
Как всегда, прекрасно говорила художник и друг Павла Елена Мальцева.Когда человек уходит, она входит в другую стадию красоты.На  выставке его памяти – Любовь и Вечность.Она говорит о нем, а  на экране идут работы Павла. «Последние работы настолько музыкальны, настолько они ритмично и прекрасно выстроены.. смотришь на них и думаешь, как рано был прерван такой творческий полет…Конечно, когда на это смотришь, это и слезы,и радость. Потому что у нас было чудесное время общения друг с другом.Мы обогащали друг друга, мы помогали друг другу пройти этот путь».
Искусствовед Елена Дорогина ( как и ранее  ведущая вечера замдиректора музея Ирина Кабанова),  сказала,что масштаб  личности художника  понимаешь только со временем. Он относился к той редкой породе людей, который обладал очень целостным талантом   и художника,и человека. Был тем мастером, который защищает красоту.И красоту нес сам –  и своим искусством тоже. Всегда приходил  на выставки с прекрасной розой на длинном-длинном стебле.В жизни каждого из нас был Павел Александрович, а значит: «Не говори с тоской :их нет, / Но с благодарностию: были». Художник Алексей Васильев настаивает, что Маскаев  остался, уже остался в истории саратовской живописи, хотя он сейчас и ушел от нас.А то,что на него нападали…на слабых ведь не нападают.
Художница Татьяна Хаханова рассказала о  едва ли не последней работе Павла .Пять на пять сантиметров, нет никакой предметности: чистый свет и маленькое пятно, как фигурка или свеча.Но воздействие от нее такое , как от монументального огромного произведения.Потрясающая светоностность – свет как цвет.В этой работе  -одиночество и какая-то робость, уже осознание ухода.
Минорный тон воспоминаний подсветил юмором племянник: «Главное- не перехвалить», - полушутливо  приговаривал дядя, когда они обсуждали его  детские «мазюльки». Включили фрагмент воспоминаний, где Павел с мягким лукавством говорит, что, уча детей, он сам научился рисовать птиц.А Илья вспоминает, как Александрович умел ободрить и поругать одновременно. Как-то мальчик  всю композицию свою залил водой, бумага чуть не рвалась. Дядя подошел и сказал: «Отлично, фактура прямо как ковер.Но так больше делать не надо!»
Припомнил, Илья, и как писал картины художник: его холст наклонялся,а еще - шатался. Все от  экспрессии, внешней и  внутренней.
И снова на экране похожий на апостола Павел,и мы слышим его звучный  выразительный голос, еще одно его рассуждение вслух: «Сущность нашей жизни – любовь,а любовь – это всегда красивое. И если ты будешь больше видеть красивое,… жизнь будет гармоничней».
«Он был художник, рисовавший небо,//То был его излюбленный сюжет…- вечер закончился стихами, посвященными памяти Павла Маскаева. Большого русского художника.
                                                                                                                                        Записала Ирина Крайнова


Зимний Маскаев у зимней картины. Союз художников

Маскаев 1
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments