irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ДИПЛОМНЫЕ СПЕКТАКЛИ.ТЮЗ Киселева.КУРС БЕЛЯКОВОЙ ."ГЕРКУЛЕС И АВГИЕВЫ КОНЮШНИ".

                     ПРОГНИЛО ЧТО-ТО В ДАТСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ
Не в Древней Греции прогнило, тем более  не у нас.У нас-то  все ок.
Эта крылатая фраза из « Гамлета» в пьесе Дюрренматта «Геркулес и авгиевы конюшни» цитируется почти дословно. «Воняет в нашей стране. Просто невыносимо», -  морщится один из  парламентариев.  Фридрих Дюрренматт —известный  немецкоязычный драматург,считается  мастером психологического детектива и интеллектуальной драмы.  Но однажды он написал комедию, похожую на театральную игру. Актеры сами  творят   сценическое пространство , их  подробно комментирует секретарь Геркулеса. Ремарки автора эту игру направляют:
« Из навоза выкатывается помост, завешанный спереди белым занавесом.

Кулисы мы будем спускать сверху, например, вот этот фасад виллы в Фивах, он нам скоро понадобится.

Фасад опускается сверху до половины высоты сцены и снова уплывает вверх.

А вот, например, наш естественный спутник – луна.
Наверху слева показывается полная луна, потом закатывается».
На театре разыгрывается миф, где Геркулес (Геракл), победив дикого вепря,отправился на свой шестой подвиг – чистить Авгиевы конюшни.Поскольку у автора вовсе не «древняя- древняя Греция», то национального героя встречают  овациями,но к уборке навоза не допускают. Бесконечно заседает парламент (хотя  заседает – сильно сказано:  стоит в высоких сапогах «по горло в дерьме»).Геркулеса опутывают паутиной  всяческих управлений, чьи решения необходимы для уборки навоза.Иностранный отдел,управление подземного строительства,финансовое ,навозное, управление по делам семьи... встречное и междуведомственное управления…Если б не навоз,в котором уже   тонет Элида , заваленная  по самые крыши, можно  сказать, что славный воин утонул в бумажной  волоките.
Становится ясно, что не нужно местным жителям никакой кардинальной очистки .Их куда больше волнует, «не уменьшит ли» она  «поголовье скота…  не толкнет ли на стезю порока наших женщин…не разорит ли богатых…не подорвет ли экономику…не сотрет ли различия между городом и деревней…не повлияет ли на нравственный мир наших детей...и как-то еще это повлияет   на стратегическую мощь нашей армии!»Как мудро замечает раб правителя Камбиз, навозом до отказа забиты головы элидийцев - убрать его невозможно.А великий герой Греции  подвизается в цирке «силачом», чтобы не умереть с голоду.
Эту философскую притчу о человеке и обществе каждый режиссер толкует по-своему ( пьеса Дюрренматта  идущая, ставил ее и Сатирикон  Константина Райкина). Можно сделать акцент   на политических моментах, которые  в разное время  актуальны по -своему. ...Леонид Филатов, замечательный актер и  сатирик, написал  когда-то зонги для  московского  спектакля: «А смысл в том, что, спутник запуская,// Самих себя не надо запускать.//Не все в стране зависит от начальства, //А потому общественность сама// Обязана — вполглаза и нечасто! —//Но все ж следить за уровнем дерьма».Можно   вволю посмеяться на  бюрократией, которая на Руси, увы, бессмертна.
Режиссер и педагог курса профессора Беляковой Олег Загуменнов  поставил дипломный спектакль на сцене тюза Киселева, предлагая   зрителю задуматься, «есть ли вообще в сегодняшнем мире место подвигу героя-одиночки и кто и как на самом деле способен избавить людей от ими же и произведенной грязи».
Сценография Ольги Колесниковой  метафорично   изображает эту самую грязь.Металлические конструкции с колосников  спущены. Они имитируют непроходимые топи Элиды. Актеры в высоких резиновых сапогах всерьез преодолевают их,как спортсмены в беге с препятствиями,  с каждым разом парламентариям    все трудней перемахивать  растущие  барьеры.Ясно, что мифическим способом – запрудив реки и пустив  воды в конюшню Авгия - проблемы уже  не решить.
Драматург продолжил в пьесе  игру в театр: его элидийцы доили воображаемых коров .У Загуменнова Буренка (или Пеструха) «весома, груба, зрима». Ее выкатывают на сцену  торжественно-  как национальную гордость, как важнейшую статью дохода  аграрной страны. Вот что для  действительно важно для этих крестьян,а не какая-то  там грязь,  пусть и  «по горлышко».
В роли Геркулеса - «мачо» выпускного курса ,высокий , спортивный , суперкрасивый Руслан  Исмагилов.Этакий мрачноватый, весьма вспыльчивый  герой,у которого с чувством юмора не все  в порядке. Как и  написано.Важная роль  секретаря отдана Павлу Кондрашину-смекалистый ,суетливый.  не слишком везучий  антипод героя. Пока он  еще не  стал   «комическим нервом» спектакля.Им вполне мог бы  быть Ярослав Тимофеев , главный комик курса. Но  в тексте   у  письмоносца Лихаса  у него, к сожалению, только одна сцена.
Его монолог непомерно велик ( это не лучшая пьеса Дюрренматта),несколько  запутан.  В середине действия он вдруг  рассказывает наперед развязку  всей истории.Но  делает  это очень забавно!
Запоминается  Авгий (Виталий Дудник), которому дойка своих Буренок (или Пеструх) куда  милее  бремени  власти. Трогательно  симпатичны его дети Филей и Иола (Михаил Емельянов и Надежда Варочкина).Даже не верится , что недавно они сыграли  самого беспутного отца  и самую  озлобленную дочь в    тяжелой драме Горького.
Но  главным героям ( и  красавице Деянире!) и массовке (которая так пластично  носится туда-сюда в париках и гриме  персонажей Хэллоуина)  пока  не хватает  второго плана –иронического отношения к своему персонажу,к тексту,к происходящему на сцене.На третьем и последнем заседании парламента Кадм  Сыроварный заговорил о древних храмах: «Гораздо больше я опасаюсь того, что эта святыня никогда и не существовала».Остальные эхом повторяют  последние слова:  «никогда…веры… предательством… в прах».  Они повторяют за всеми.Конечно, такая сценка  хороша  именно в  комическом  ключе.
В пьесе помост – самое чистое место в этом царстве грязи  - изначально подвижен.Когда нужно,  выдвигается. Там происходят ключевые сцены с  Геркулесом. В спектакле помост  отъехал  аж к  арьесцене.Акустика в новом тюзе оставляет желать лучшего, да  и мимика  оттуда  не видна.
Это  обидно, ведь спектакль получился интересным, необычным ( каким еще он может быть у одного из лучших саратовских режиссеров?), и студенты очень стараются. А самоирония, что ж…  Порой  она приходит с годами.
                                                        Ирина Крайнова, фото с сайта





Геркулес 3
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments