irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТРЫ. САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА.КНЯЗЬ ИГОРЬ

                                                                                                                                               Премьера


            НЕ ЗАХОДИТ СОЛНЦЕ КРАСНОЕ

У нас снова поставили «Князя Игоря» Бородина - самое эпическое оперное полотно о Древней Руси.

Немало есть российских опер, посвященных нашей богатой истории,но именно эта, незаконченная автором, в основу сюжета которой легло великое произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» , так передает «русский дух и русский размах», что признана «иконой стиля»(хотя музыку дописывали за Бородина друзья, и кое-кто считал ее «рыхлой»).С 1890 года «Князь Игорь» царит на русской оперной сцене, и  каждый театр долгом своим почитает держать его в репертуаре.

В Саратовском театре оперы и балета «Игоря» поставили в 1979 году.Режиссером-постановщиком был народный артист России, лауреат Государственной премии, профессор Р. Тихомиров.Дирижер-постановщик — заслуженный артист России И.Семенов. Помню ту постановку. Она шла почти без купюр, как было принято, и заканчивалась в первом часу ночи(спектакли начинались в полвосьмого вечера) . Когда после третьего действия я увозила домой сына- младшеклассника ( наутро ему  в первую смену), было уже полдвенадцатого ночи.

Говорят,что старая опера «умерла естественной смертью» - обветшали декорации и костюмы.Однако «Князь Игорь» - необходимый компонент оперного репертуара. И вот московский режиссер Андрей Сергеев,хорошо знакомый нам по многим постановкам в Саратовском театре ,вместе с дирижером -постановщиком, народным артистом России Юрием Кочневым предложил новую версию великого народного эпоса.Премьера состоялась в декабрьские дни .

Из прежней постановки запоминался художественный образ Руси – патриархальный, хрестоматийный( с полукружьями храма над светлыми водами) , но такой важный для русского самосознания. Художником-постановщиком тогда был народный художник БАССР, лауреат премии им. С. Юлаева В. Плетунов.

Режиссер Сергеев сам придумал декорации для нового спектакля (и костюмы).  Вышли они совсем минималистические. «Маковки церквей» угадываются лишь по вырезанному силуэту над сценой.Но, возможно, это  форма древнерусского шлема.Очень простая конструкция со ступенями , уходящими в глубь сцены,  в «русской» декорации и прямоугольная ,с огоньками на заднем плане, в половецком стане.

Нас предупредили о «малой затратности» постановки из-за финансовых трудностей.А когда их не бывало на театре? Тем не менее, для пышного псевдорусского убранства «Садко» с разгуливающими по сцене белыми медведями и обширной парной (вместо подводного  царства)денег хватило.

Но и этих аскетичных декораций вполне достаточно, чтобы обозначить расстановку «белых» и «красных»сил.А вот световое решениеглавной национальной оперы могло быть  выразительнее. Не нашла фамилию режиссера по свету в программке спектакля (в драматическом театре без него уже не обходятся). Наверное, оттого одинаково   красное солнце светит везде и во всех действиях– русичам, половцам, снова русичам. Не заходит,,лишь частично закрывается черным диском на время затмения.Но разве нашествие кочевников – не такое же затмение, только еще более  глобальное для Руси ?  Путивль и после возвращения князя из плена погружен  в такую же полутьму. Тема солнца не разработана.

Но не только в незаходящем, агрессивно красном солнце дело. Как-то так вышло, что половцы выглядели мощнее русичей,и сцены в половецком стане были более интересны и убедительны.На площади в Путивле народ и дружина зажаты конструкцией, сцену сужающей.И кажется, что войско у Игоря совсем чахлое.Во втором действии половцев  много- много, они свободно располагаются по всему зеркалу сцены,воины в шлемах растянулись в цепочку и на заднем плане. Восточные и древнерусские «шеломы» очень похожи по  форме, издалека их легко перепутать.И возвращение Игоря в Путивль  не дотягивает до эпической сцены «всеобщего ликования и единения народа», как обозначено в либретто.Колокола на веревках спускают с колосников, однако «ружье не выстреливает», перезвоны имитирует оркестр. Эх, кабы  хоть один колокол звучал по-настоящему:  внушительная  вышла  бы звуковая картина!

Видела сдачу спектакля , где «за половцев» пели наш гость, великолепный уральский бас Станислав Трофимов и эмоционально убедительная Светлана Курышева.Вместе с переметнувшимся к врагам Игоревичем (сладкоголосый Михаил Пирогов) кочевники «переиграли» и мало фактурного Игоря ( пел Андрей Макаров хорошо) , и обладающего сильным голосом, но  создавшего образ необаятельного, неприятно пьяного Галицкого (Виктор Куценко),
и горделивую Ярославну ( Ольга Кочнева), которой не хватило мягкости красок для  героини-идеала  классической женственности.
На премьере ,правда, был другой состав,где Светлана Костина и Виктор Григорьев победили половецкий стан с большим отрывом.Не только мощью вокала, но и убедительностью актерской игры.И еще есть у нас два харизматичных Игоря - в исполнении Романа Гранича и Александра Багмата.

Вообще  же «стан» дан великолепно. С половецкими плясками и ариями - во всем их восточном многоцветии.С полными составами хора на сцене и оркестра в яме.Юрий Леонидович еще  и восстановил красочный акт «Застава половецкого стана», где ханское войско празднует разорение Путивля,а русский князь совершает побег.Он никогда на нашей сцене не исполнялся.

Сейчас всё объявляют «современным прочтением» классики.Даже когда солисты вместо подобающих случаю исторических костюмов пытаются вести драматические диалоги в «мини-бикини», с трудом опускаясь на колени для любовных сцен с высоты  бесконечных шпилек.Спасибо постановщику «Игоря», нас миновала чаша сия - костюмы здесь стилизованы под старину.

Как пишут о "Князе Игоре", «опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита». И новая саратовская постановка вышла монументальной – по числу исполнителей, по глубине замысла, по могучей музыкальной палитре.И может, наступит такой момент,когда «белые» «красных» на сцене  все же одолеют.Хотя …кого считать за красных? И нет ли в замысле режиссера какой другой   "сермяжной правды"?
Да, Скифы - мы! //Да, азиаты - мы,// - С раскосыми и жадными очами! ..

                                                                                                                            Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments