irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА. ВИКТОР ЧУДИН, ВЫСТАВКА В РАДИЩЕВСКОМ.

                                                                                                                                                                            ВЕРНИСАЖ

                                                                            ГЕОМЕТРИЯ ЦВЕТА

Чудин

Чудны дела твои, Господи.А если имя одного из самых ярких твоих живописцев- Чудин?

Как только не рифмовали фамилию крупного саратовского живописца с какими чудесами не сравнивали его искусство…И все слова малы,и сравнения хромают, и слаб человеческий язык,как говаривал Александр Островский совсем по другому поводу.И он был прав.

Большие, локальные по цвету, простые по рисунку , певучие по композиции картины художника Виктора Чудина так просты и вместе с тем так гармоничны, что хочется не рассуждать о них,а долго и молча созерцать.Желательно – в тишине и одиночестве.

Накануне выставки искусствовед Радищевского музея Елена Дорогина разослала нам несколько изображений – картины Чудина из музейного собрания. Такого Чудина я и не видывала.Успев привыкнуть к его «акриловому периоду»,к «формуле цвета» и все более беспредметным композициям, с удивлением смотрела я на его сирень – большую пейзажную картину, где фигуры людей – лишь часть ее, на всем - печать лилового цветения, которое уже теряет форму, оплетая все кругом торжествующим цветом.И проскальзывает там даже библейский мотив… На портреты, где легко, экспрессивно, как одним мазком, переданы гибкий стан и изменчивый лик Луизы и благородное тонкое лицо художника Мураховского.На автопортрет, от которого веет древностью и вечностью, как от монастырской фрески,хотя огненно-рыжую бороду Мастера в ту пору еще не высеребрило время.

Он разный, он ищет и постоянно меняется,как истинный художник.Все картины я нашла потом в залах Радищевского на новой выставке Чудина. А в самом дальнем зале– те, что поразили меня еще больше. Классической простотой и ясностью.

Первая, напротив входа. Две высокие,асектичные, вытянутые фигуры у храма, напоминающие столпников. Картина невелика по размеру, но написана с истинно фресковой монументальностью. Она хорошо смотрелась бы на известковой церковной стене (как наружной, так и внутренней) с любым увеличением.

Другая картина висела в углу, за перегородкой.На нее обратила мое внимание Светлана Золина, хорошая саратовско-хвалынская художница.Есть в ней мотивы Петрова-Водкина,его пластическое расположение фигур у озера, написанного с подчеркнутой сферичностью. Интересно, что озеро совсем белое,как и дальний его берег. А там, где обычно бывает линия горизонта, нет ничего. Только белая, словно молоко масса. Озеро вплескивается за раму холста. Там, видимо, кончаются небо,земля и жизнь на земле.

По классификации Виктора Чудина, человек попадает в цветной мир из белого,и в белый уходит. «Человек приходит из белого безмолвия

Выставка Чудина 045з

Выставка Чудина 004а не из чёрного космоса, в зеленовато-зимы, жёлтое радостное, светлое детство весны, когда весь мир кажется вечным и прекрасным. Затем наступает оранжево-красная пора летней зрелости, когда чувства ярки и сильны, как эти интенсивные цвета, плавно переходящие в спокойно-мудрую старость с холодновато-блёклыми сине-фиолетовыми тонами, перетекающими в серые краски поздней осени. И уходит человек, закончив цикл земной, вновь в белую вечность…». Все по его формуле цвета.

А еще - по его собственной геометрии. Виктор Федорович показан на выставке в ретроспекции. От экспрессии мазка и цвета, их сложных созвучий, до плавного,ритмичного чередований форм и цветов. Линии, круги, овалы. Как будто едешь по кругу детской железной дороги.Еще круг, еще… В этом кроется его мудрость, его спокойствие ребенка и отрешенность пустынника. Как пишет Лена в пресс-релизе, «своё видение мира Чудин выражает чистыми, открытыми цветами, максимально обобщает форму, подчас доводя её до уровня знака. ..Произведения, созданные в последнее время – это синтез предшествующих исканий художника, это размышления на тему взаимоотношений человека и мира, облеченные в предельно лаконичные и выразительные композиции».

Чудин – это и вправду чудо. Обыкновенное чудо искусства и жизни в искусстве.

                                                                                                                                                              Ирина Крайнова , фото автора

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments