irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ДРУГОЕ кино.Пушкин против Лермонтова

                       Пуш, Лерм 2

ЛУКОМОРЬЯ БОЛЬШЕ НЕТ
                                               
                                           НЕ ПУШКИН, НЕ ГРИБОЕДОВ, А ЛЕРМОНТОВ …

И снова другое кино побывало в Саратове. Фильм «Дуэль. Пушкин – Лермонтов» привез столичный сценарист и режиссер Денис Банников.
Денис - из известной актерской семьи,Перехал с родителями в наш город еще в детстве. Окончил ГИТИС , мастерскую значительного русского актера Евгения Лазарева. Играл в московских театрах Сатирикон ,имени Н.В.Гоголя. С1991 года - телережиссер и сценарист («АТВ — Новая студия»), создатель передач ,рекламных роликов (приз «Золотой кипарис» в Ялте).В 2004 году снял фильм «Экстраскоп». Почти через 10 лет – киноленту «Больше -меньше»,показанную во внеконкурсной программе Московского кинофестиваля, во многих городах России , в том числе в Саратове.Фильм возили в Севастополь, когда он еще не был в составе России.Это такая сатира на современное общество,решенная средствами художественного кино. И вот новая работа талантливого режиссера - «Дуэль. Пушкин – Лермонтов».
Сценарист – тоже Денис Банников,оператор – Алексей Бережный.В ролях – Александр Карпов (Пушкин), Геннадий Яковлев (Лермонтов), Александр Невинный мл. (Грибоедов), Иван Пилипенко (Вяземский), Евгений Лазарев (Бенкендорф), Виталий Максимов (Николай I), Светлана Агафошина (Наталья Гончарова), Мария Баева (Наталья Александровна Пушкина), Жанна Воробьёва, Елена Соловьёва, Арнис Лицитис.
Автор привлек к участию в съемках сильный состав актеров.Лацитис- известный прибалтийский киноактер старшего поколения , Невинный младший – популярный театральный, Лазарев, учитель Банникова, был ведущим актером «Маяковки», много лет он уже в Америке, но, прочитав сценарий ученика, тут же откликнулся. Много снимается в кино восходящая звезда Баева. Воробьева и Соловьева тоже не новички в киномире.Они прекрасно исполняли центральные роли в прошлом фильме режиссера. Здесь актрисы, играя двух титулованных особ, все время сплетничающих на светские темы, как будто бы и не главные.Но именно они – та пружина , которая толкает действие вперед, та зловредная среда,в которой вынуждены вращаться гениальные поэты .
Съемки происходили в Крыму, еще до его присоединения к России.В подлинных чертогах знатных сановников, среди дорогой антикварной утвари. Великолепны наряды женщин, органично их существование в подлинной обстановке той эпохи.Снята она оператором тоже умело и красиво без красивостей. Диссонансом выглядят в фильме разве что любовные сцены Пушкина – здесь вкус и мера явно постановщикам изменяют.
Сама история, которая разворачивается на экране, увлекает своей неправдоподобностью и в то же время - занимательностью происходящего ,смотришь ее с интересом,  задумываешься потом. Что же происходит?
…1857 год – все остались живы. Ни Пушкин, ни Лермонтов на дуэли не убиты , Грибоедова не растерзали религиозные фанатики в Персии, Николай I не умер и даже… выиграл неудачную для России Крымскую войну.Жив и его верный слуга - шеф жандармов Бенкендорф.Зачем,вот в чем вопрос? Оказывается, чтобы поручить Пушкину, разбогатевшему, остепенившемуся, злому, как овод,написать историю дома Романовых.И показать, кто истинно положительные герои истории.
Пушкин стар,хром, крив на один глаз,желчен и страшно ревнив (все, что осталось от свободолюбивого бунтаря – его африканская ревность). Вся его энергия и сарказм уходят на журнал светских сплетен.Он много пьет и столько же злословит. Утонченно прекрасная Натали по-прежнему любит убитого на дуэли молодого хлыща Дантеса ( его галантерейно красочный облик то и дело возникает перед мысленным взором скорбящей красавицы).Грибоедов становится крупным дипломатом, и  его потуги написать продолжение «Горя от ума» выглядят весьма бледно.
Лермонтова погубила иная страсть - к азартной игре. Он тоже не создал ничего значительного за эти годы.Кроме разве что  стихи на оборону Севастополя.Умен,зол,одинок. Как, собственно, и 20 лет назад. Судя по всему, дела с поэтами на Руси обстоят, как в песенке Высоцкого про Лукоморье.
«Ободрав зелёный дуб ,//Дядька ихний сделал сруб, //С окружающими туп стал и груб.//И ругался день-деньской //Бывший дядька их морской, //Хоть имел участок свой под Москвой.//Так что, в общем, не секрет,// Лукоморья больше нет, //Всё, про что писал поэт, это бред.//Ты уймись, уймись, тоска,// Душу мне не рань,// Раз уж это присказка,//Значит, дело дрянь».
Сиквелы очень модны нынче в мире кино ( продолжение сюжета с прежними героями) .Здесь сиквел исторический.Точнее, антиисторический . Умолчим уже о том, что Госпожа История не терпит сослагательного наклонения.Зачем вообще нужно продолжать жить такому Пушкину? Чтоб оттенить его «ничтожество» рядом с оставшимся верным себе Лермонтовым? Продемонстрировать нелюбовь автора к казенным восторгам по поводу Первого поэта? Да, бедных наших детей в школе Пушкиным сильно перекормили , и это очень чувствуется в фильме. Но вот ведь оказия какая, Сергеич действительно был и остался Первым поэтом страны с такой большой историей и такой  великой поэзией. Это признавали даже те, кто Пушкина не любил.
Набоков говорил о «звонкой музыке» пушкинских стихов, о чудесном их ритме, о том, что самые старые, затертые эпитеты снова обретают свежесть в стихах Пушкина, «которые бьют ключом и сверкают в темноте».А разговоры о том, что «Пушкин закончился,исписался» не оригинальны и имеют за собой очень длинный хвост: Они начались еще в 30 –е годы позапрошлого века, когда«позитивный» поэт, с легкостью рифмовавший все на свете, неожиданно написал трагедию «Борис Годунов», которая даже не вся в стихах, гениальное, неоцененное при его  жизни произведение о праве правителя на власть, о судьбах народа при разных властителях. А это рождался совсем другой Пушкин –зрелый, глубокий, философски осмысливающий свою жизнь,  жизнь  страны . Ну,не мог такой Пушкин превратиться в дешевого фигляра, проживи он хоть сто лет! Тем более -стать придворным щелкопером.
В последние два года перед смертью он засыпал Бенкендорфа и других влиятельных чиновников просьбами отпустить его с семейством в деревню.А для себя потихоньку  писал: «Когда б оставили меня //На воле,как бы резво я пустился в темный лес…//И я заслушивался волн,//И я глядел бы, счастья полн,// В пустые небеса;//И силен, волен был бы я,//Как вихорь, роющий поля,//Ломающий леса».
Совсем недавно ,на открытии Года литературы в России , со сцены МХТ имени Чехова звучали слова Достоевского из его речи  у памятника поэту. «…И никогда еще ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин… Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Подменить тайну великих «секретом Полишинеля» еще никому не удалось.Как точно сказал Давид Самойлов,
«Как нас чествуют и как нас жалуют! //Нету их. И все разрешено»…
Может, во мне говорит какая-то особая нежность к самому солнечному поэту России.Но я рада, что со мной эту любовь разделили мои любимые люди  Анна Ахматова и Марина Цветаева, Петр Фоменко и  Михаил Козаков (тот вообще  сказал в запальчивости, что после Пушкина можно бы  вообще не писать).
Справедливости ради надо  признать, что Лермонтов в фильм получился чудесный . Актер Геннадий Яковлев из Крыма, которого мы знали только по сериалам ,создает удивительно цельный и сильный образ «вечного мальчика», гордого одиночки, храброго воина ,отлично сознающего свою обреченность. Яковлев-  настоящее режиссерское открытие.Его огромные темные глаза полны нездешней печали и нестерпимой нежности к избраннице. А это младшая дочь Пушкина! Их последняя встреча получилая щемящей, с  затаенной трагичностью.
 Мне кажется,пока это лучшее воплощение образа нашего великого поэта-гусара на экране. Отлично подана сцена поэтического турнира, убедительна дуэль двух неуступчивых гениев, превосходно прописаны диалоги героев, зачастую тоже напоминающие словесную дуэль. И  на хорошем русском литературном...Если бы хоть с малейшей доли симпатии -и объективности!- был показан еще и Пушкин ( или взят другой исписавшийся поэт ,что не такая уж редкость), фильм мог стать выдающимся событием.А то получилось такое немного детское сведение счета поклонников музы Михаила Лермонтова с  теми, кто называют себя пушкинистами. Но, возможно,я тоже необъективна...
                                                                                                                                                                                Ирина Крайнова , фото с сайта                    
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments