
ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ДЕТСТВА Одна из самых любимых детских книжек – «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. А один из самых смешных его рассказов – о том, как Дениска и его друг Мишка пели на школьной сцене песенку про Васю и его папу, помните?«Папа у Васи силен в математике,//Учится папа за Васю весь год.// Где это видано, где это слыхано?-// Папа решает, а Вася сдает!»Мишку «заело» - он в который раз начинал один и тот же куплет.Дениска вынужден был тоже его повторять...Когда расстроенный Мишка со сцены убежал, его друг, решив спасти положение, попросил музыканта начать сначала… и запел все тот же первый куплет под оглушительный хохот зала.Помню свою реакцию в детстве – я тоже хохотала,как безумная. Младшеклассники нынче другие, «здоровый детский смех» от них редко услышишь. Да и не о том,в общем, новая постановка в нашем кукольном театре «Теремок». Не самый смешной получился и сценарий отчаянно веселой детской книжки.Его сделала дочь писателя,талантливый детский драматург Ксения Драгунская.Как она подчеркнула, «наш спектакль,как и рассказы Виктора Драгунского,создается для ребят,которые любят от души похохотать, но вместе с тем способны задумываться о серьезных вещах, сочувствовать другим людям. Это спектакль для тех,кто ценит верную дружбу, хочет повидать белый свет и собирается вырасти хорошим, честным,интересным человеком». Рассказики на сцене множатся,перетекают один в другой без пауз,соединенные лишь сквозной музыкальной темой ( композитор Г.Копчекчи). И после забавного«Где это видано, где это слыхано…», следует поэтичнейший «Он живой и светится». Герой, которому папа подарил красную пожарную машину (в книге - отличный самосвал) ,не задумываясь, меняет его на светящуюся банку. «Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках. - Что это, Мишка, - сказал я шепотом, - что это такое? - Это светлячок, - сказал Мишка. - Что, хорош? Он живой, не думай». В постановке главного режиссера театра Геннадия Шугурова ( а ему лирические места всегда даются ),в баночке прыгает маленькое сияющее чудо. И вот уже все актеры выходят с банками, где светятся волшебные огоньки. Маленькое театральное чудо. Начался спектакль с монолога героя «Что я люблю». К нему присоединились друг Мишка и их дворовая подружка. Но даже все вместе они не могут перечислить все, что любит добрый и наивный Дениска. «Я люблю посмеяться... Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех - смотришь, через пять минут и вправду становится смешно… Когда у меня хорошее настроение, я люблю скакать. Однажды мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он спросил: -Ты что скачешь? А я сказал: - Я скачу, что ты мой папа! Папа понял». Есть среди Денискиных рассказов такой, где он описывает свои «нелюбови». «Еще не люблю, когда мама идет со мной погулять и вдруг встречает тетю Розу!.. Не люблю, когда у меня выигрывают… Не люблю, когда ребята задаются…» Про «не люблю» превосходно показан другой рассказ Драгунского - о манной каше. Наголодавшиеся в войну родители пичкали своих детей манной кашей. Дениска,естественно, ее не любил.Режиссер превращает тарелку с кашей в летающую тарелку в полном смысле слова .Она растет в размерах, и ,наконец,гражданин, пострадавший от вылитой за окно каши являетс в сопровождении милиционера в огромнойшляпе на месте лица с растекающейся по ней горячей массой. И более душещипательная история попала в инсценировку. О Тете Вруше, которая обещает мальчику то настоящую саблю, то поездку за город - к собакам илошадкам. Доверчивый ребенок впервые сталкивается с обманом, он ранит его очень больно. Рассказов в книжке множество , ведь прототипом Дениски был сын писателя, которого тот наблюдал в разные периоды жизни. Для спектакля были отобраны только несколько. Яркий «видеоряд» с фигурками, похожими на механические игрушки из музыкальной шкатулки, позволяет очень наглядно все представить. То это боксеры,дерущиеся на ринге, то чудная цирковая девочка на серебряном шаре – первая мальчишеская любовь Дениски. Куклы здесь планшетные, их водят актеры в «живом плане»,зачастую переигрывая своих маленьких персонажей. Они работают на сцене не в привычных черных трико кукольников, а в деловых костюмах (и актрисы, и актеры). Костюмы сильно нас отвлекают, куклы же не очень вдохновляют - они слишком маленькие и одинаково безликие (я путала Маму и вредную Тетю, так они похожи; а у Драгунского Тетя была очень толстая, «платье сидело на ней, как подушка на наволочке»,и серьги она носила разные). Фон с ретрофотографиями симпатичен, но излишне пёстр - снимков могло быть куда меньше. Жаль, что такие досадные вещи подпортили общее впечатление о спектакле, который вышел «поучительным, озорным,лиричным»,как собственно, сама книга " Денискиных рассказов". Заканчивается действо, как и началось: дети рассказывают о своих пристрастиях.Круг замыкается - мы снова вернулись в детство . Остается назвать актеров,так органично существовавших в стихии мира Виктора и Ксении Драгунских. Это народная артистка России Татьяна Кондратьева,актрисы Татьяна Бердникова и Оксана Сорвачева, отличные молодые актеры, ученики Кондратьевой Алексей Усов, Дмитрий Ковдя,Роман Сопко,Иван Подмогильный и другие. Ирина Крайнова, обозреватель театров Саратовской области в Российском театральном журнале «Страстной бульвар» (СТД России)

ФОТО предоставлены театром