irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКА вееров из Москвы

         
Пеппи в Версии 082
                                                               
                                                                      ДАМСКИЙ
КАПРИЗ

В Радищевском музее открылась очередная  интересная выставка. Название ее скорее летнее, чем зимнее: «Искусство навевать прохладу».
Представлены 80 вееров из собрания Государственного музея А.С. Пушкина (Москва) и костюмы из собрания известного историка моды Александра Васильева.
Таинственный  и галантный  женский аксессуар не всегда был принадлежностью слабого пола.  Огромное пахало, которым рабы овевали царей древнего мира, – прямой предок складного дамского веера.Кстати,в Юго-Восточной Азии долгое время  веерами пользовались как мужчины, так и женщины.А в Японии до сих пор мож
но встретить мужчину с веером в руках.
Но постепенно и прочно им завладела прекрасная половина человечества. На вернисаже нам напомнили  известный  французский афоризм: «веер в руках красавицы – скипетр на владение миром». К нам в Россию  веера  стали проникать уже при царе Федоре Михайловиче.Петр  Великий много чего  повелел дамам,в том числе – являться на светские рауты в бальных нарядах  с веерами.Их начинают  изготавливать в России.Расцвет  «веерной феерии» приходится на эпоху барокко , XIX век, начало XX. Было несколько их  взлетов в истории веерной  моды. Светским  дамам предписывалось иметь до 20-30  разных вееров – по разным поводам, к разным нарядам.  На бал, на официальный прием,зимой, летом, во дворец, на загородную прогулку. Возник и  язык «страсти нежной»при помощи этой изящнейшей вещицы.Раскрыть или закрыть веер, закрыть не до конца, поднять или опустить, повеять к себе или от себя – все имело значение для тайных переговоров на языке Амура и  флирта.
Музей Пушкина  представил еще  молодую коллекцию (собиралась с 60-х годов,значительно пополнена недавно). Но она уже третья по полноте и качеству в Москве,уступает  только останкинской  и  собранию Исторического  музея. В  вывозной экспозиции - эталонные  образцы разных периодов и направлений, от середины XVIII до первых десятилетий XX века: роскошные произведения искусства, подлинные шедевры   талантливых художников, резчиков, декораторов. А еще- позолотчиков и  вышивальщиц, кружевниц и  монтировщиков. Подсчитано, что в создании веера могли участвовать до 24 -хчеловек. Музей Пушкина – литературный,  и к выставке собственно вееров дан еще  прекрасный литературно-художественный фон: модные журналы, хроника светской жизни, отрывки из литературы.   «Привязанность к вееру дошла до того, что теперь совершенно невозможно обойтись без него: веер нужен во всякое время…» подчеркивала «Мода. Журнал для светских людей»  за 1853 год.
Как пишут искусствоведы, здесь «представлены веера различных типов, видов, форм: складные веера, огромные и миниатюрные перьевые веера, круглые веера из черепахи и слоновой кости с экраном в форме медальона – называющиеся кокарда, веера пальметт с экраном из отдельных шелковых листьев, каждый из которых автономно прикреплен к пластине и даже трансформирующийся веер-зонт».
На этом устроители  увлекательнейшей выставки не остановились, и привлекли к ней  и  женские наряды. Да не какие-нибудь,а из  эксклюзивной хранящейся,в основном,в Париже,  коллекции Александра Васильева.  Платья, шляпки, перчатки подобраны так, что составляют полную гармонию с прелестным, воздушным, почти невесомым чудом по имени веер. Конечно же, такая экспозиции не могла открыться как-то формально. На вернисаже после всех  хороших и нужных  слов, под увеличенной фотографией великолепного испанского веера  не менее великолепная Елена Лельчук играла  музыку барокко. Леночка и  сама  дама в испанском стиле, она изумительно вписалась в интерьер зала. Как, собственно,и вся чудная наша «Трио-соната» - ансамбль  старинной музыки под руководством Владимира Скляренко.Барочная музыка, следом за ней  - проникновенная французская мелодия XX века,как нельзя лучше звучала   среди всего этого  французского, испанского ,китайского великолепия , сотворенного из кости и  редких пород дерева, бумаги и  тончайшего шелка ,пышных страусиных перьев и легких крохотных перышек. Дамский каприз? Но какой же это приятный каприз…                           Ирина Крайнова


Пеппи в Версии 104

Пеппи в Версии 156
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments