
ДАМСКИЙ КАПРИЗ
В Радищевском музее открылась очередная интересная выставка. Название ее скорее летнее, чем зимнее: «Искусство навевать прохладу».
Представлены 80 вееров из собрания Государственного музея А.С. Пушкина (Москва) и костюмы из собрания известного историка моды Александра Васильева.Таинственный и галантный женский аксессуар не всегда был принадлежностью слабого пола. Огромное пахало, которым рабы овевали царей древнего мира, – прямой предок складного дамского веера.Кстати,в Юго-Восточной Азии долгое время веерами пользовались как мужчины, так и женщины.А в Японии до сих пор можно встретить мужчину с веером в руках.
Но постепенно и прочно им завладела прекрасная половина человечества. На вернисаже нам напомнили известный французский афоризм: «веер в руках красавицы – скипетр на владение миром». К нам в Россию веера стали проникать уже при царе Федоре Михайловиче.Петр Великий много чего повелел дамам,в том числе – являться на светские рауты в бальных нарядах с веерами.Их начинают изготавливать в России.Расцвет «веерной феерии» приходится на эпоху барокко , XIX век, начало XX. Было несколько их взлетов в истории веерной моды. Светским дамам предписывалось иметь до 20-30 разных вееров – по разным поводам, к разным нарядам. На бал, на официальный прием,зимой, летом, во дворец, на загородную прогулку. Возник и язык «страсти нежной»при помощи этой изящнейшей вещицы.Раскрыть или закрыть веер, закрыть не до конца, поднять или опустить, повеять к себе или от себя – все имело значение для тайных переговоров на языке Амура и флирта.
Музей Пушкина представил еще молодую коллекцию (собиралась с 60-х годов,значительно пополнена недавно). Но она уже третья по полноте и качеству в Москве,уступает только останкинской и собранию Исторического музея. В вывозной экспозиции - эталонные образцы разных периодов и направлений, от середины XVIII до первых десятилетий XX века: роскошные произведения искусства, подлинные шедевры талантливых художников, резчиков, декораторов. А еще- позолотчиков и вышивальщиц, кружевниц и монтировщиков. Подсчитано, что в создании веера могли участвовать до 24 -хчеловек. Музей Пушкина – литературный, и к выставке собственно вееров дан еще прекрасный литературно-художественный фон: модные журналы, хроника светской жизни, отрывки из литературы. «Привязанность к вееру дошла до того, что теперь совершенно невозможно обойтись без него: веер нужен во всякое время…» подчеркивала «Мода. Журнал для светских людей» за 1853 год.
Как пишут искусствоведы, здесь «представлены веера различных типов, видов, форм: складные веера, огромные и миниатюрные перьевые веера, круглые веера из черепахи и слоновой кости с экраном в форме медальона – называющиеся кокарда, веера пальметт с экраном из отдельных шелковых листьев, каждый из которых автономно прикреплен к пластине и даже трансформирующийся веер-зонт».
На этом устроители увлекательнейшей выставки не остановились, и привлекли к ней и женские наряды. Да не какие-нибудь,а из эксклюзивной хранящейся,в основном,в Париже, коллекции Александра Васильева. Платья, шляпки, перчатки подобраны так, что составляют полную гармонию с прелестным, воздушным, почти невесомым чудом по имени веер. Конечно же, такая экспозиции не могла открыться как-то формально. На вернисаже после всех хороших и нужных слов, под увеличенной фотографией великолепного испанского веера не менее великолепная Елена Лельчук играла музыку барокко. Леночка и сама дама в испанском стиле, она изумительно вписалась в интерьер зала. Как, собственно,и вся чудная наша «Трио-соната» - ансамбль старинной музыки под руководством Владимира Скляренко.Барочная музыка, следом за ней - проникновенная французская мелодия XX века,как нельзя лучше звучала среди всего этого французского, испанского ,китайского великолепия , сотворенного из кости и редких пород дерева, бумаги и тончайшего шелка ,пышных страусиных перьев и легких крохотных перышек. Дамский каприз? Но какой же это приятный каприз… Ирина Крайнова

