
КРАСОТА ИЛИ ПРАВДА?
Снова большая, «опоясывающая» выставка открылась в историческом здании нашего художественного музея. Она по периметру занимает залы второго этажа и носит символичное название «Пред властью красоты».
Красота полностью завладела этим музейным пространством. Экспонируются картины и графика мастеров русской салонной живописи второй половины XIX -начала XX веков из Саратовского музея имени А.Н. Радищева, Русского музея, Пензенской картинной галереи имени К.А. Савицкого, Ярославского художественного музея, представлена скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства из коллекции Радищевского музея.
Салонная живопись процветала в Европе и Америке позапрошлого века, не принимая новаторства в искусстве. Внешние методы и приемы романтизма, позднего классицизма, позднее –натурализма и реализма были в ней определяющими.Как пишет искусствовед Ангелина Ступина, «термин «салонное искусство» произошел от названий художественных выставок, устраивавшихся в 1737-1848 годах в так называемом «квадратном салоне» Лувра. С начала 1850-х ежегодные живописные вернисажи в Париже стали называться Салонами. Именно в это время появляется еще одно значение термина «салон» как искусства чисто развлекательного характера, ориентированного на вкусы и потребности массового зрителя. Салонную живопись, по словам одного исследователя, отличали «ловкость изображения и легкость восприятия».
«Красочные, занимательные, выполненные на высоком художественном уровне…» - таковы были работы салонных художников.У нас в России, где сильны были демократические тенденции в живописи,о работах «салонных» художников (академистов в России), критика отзывалась весьма негативно. Достоевский отмечал, что «г-н Дюма пишет с необычайной легкостью и быстротой, господин Айвазовский тоже. И тот и другой поражают чрезвычайной эффектностью, потому что обыкновенных вещей они вовсе не пишут, презирают вещи обыкновенные…у того и у другого произведения имеют сказочный характер: бенгальские огни, трескотня, вопли, вой ветра, молнии...»
Признавая за салонной живописью виртуозное мастерство,критик В.Чуйко замечал: «Необыкновенно сильный, блестящий колорит -вот качество г.Маковского, которое, как кажется, всеми признано, но необходимо добавить, что этот колорит слишком цветист, слишком внешне эффектен и не всегда верно передает действительность… К.Е.Маковскому недостает чувства меры».
Красота или правда? Демократы от живописи называли академистов идеалистами, а те своих эстетических противников - передвижников -реалистами или даже грязистами. Что было недалеко от истины, так сера и убога палитра социальных картин многих участников Товарищества передвижных выставок
Сейчас интерес к салонной живописи очень велик. Восхищает умение этих художников передать блеск шелковых тканей и роскошную тяжесть бархата, сверкание драгоценностей на шеях красавиц и благородный отлив бронзовых вещей.В этом они не уступают своим великим итальянским и голландским предшественникам. Модели на портретах невероятно красивы какой-то знойной южной красотой, дети – так просто маленькие ангелочки, случайно оказавшиеся на земле.Конечно,и сами портретируемые обладали роскошной внешностью, как, например, жена и дети блестящего портретиста Константина Маковского.Но есть в его работах некая сусальность. Мне всегда ближе были картины Алексея Харламова, которые, конечно, тоже и красивы, и эффектны, но еще обладают некоей магией освещения, напоминающей поиски художников давних времен. Его « Итальянку с тамбурином» (из собрания нашего музея) я не променяю и на три салонных портрета.Кстати, и Маковский,и Харламов участвовали в парижских Салонах.
Выставка получилась очень интересная, разнообразная, парадная даже. Недаром открылась она игрой юных скрипачей. Так все же правда или красота? Вспомним слова поэта: «Если к правде святой// Мир дорогу найти не сумеет,// Честь безумцу, который навеет //Человечеству сон золотой». Сон золотой все же лучше серости и убогости будней.
Ирина Крайнова
