irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ФЕДИНСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ. ГОД ЛИТЕРАТУРЫ.ПУШКИН.

                                                                      Пушкин  Петрова-Водкина Пушкинист Непомнящий                                          
                                   
   ГОД
НАЧАЛСЯ С
ПУШКИНЫМ
Что  понятно, поскольку в России  Год литературы. А в начале февраля – традиционные  Дни  памяти поэта, убитого на дуэли в эту  морозную  вьюжную пору.
В литературном музее Федина -  в основном, силами студентов театрального института и института филологии и журналистики - прошел вечер, посвященный «Маленьким трагедиям» Пушкина. Мы сидели в маленьком музейном  зальчике  на фоне  уникальных изданий поэта,  сотрудники  давали небольшой  экскурс по каждой  трагедии,  время от времени  студенты  читали стихи Александра Сергеевича или  драматические монологи.  Настал черед «Скупого рыцаря», тут  студент журфака  просто-таки напугал нас своими «размерами» и темпераментом. Крупный, высокий, тот  сразу заполнил собой всю комнатку, уселся на пол, сумев  при этом обхватить  весь огромный старинный сундук, и грозным голосом, сопя,  не хуже кузнечных мехов, прочел отталкивающие  откровения Барона:
Как молодой повеса ждет свиданья
С какой-нибудь развратницей лукавой
Иль дурой, им обманутой, так я
Весь день минуты ждал, когда сойду
В подвал мой тайный, к верным сундукам…


Думаю, темперамента у юного артиста предостаточно, а вот натурализм из своей  игровой палитры лучше бы  все же  убрать. Отрывок из мультфильма про Моцарта и Сальери, кадры из великолепного швейцерского фильма «Маленькие трагедии», цитаты из великого пушкиниста Валентина Непомнящего ( после эпохи Юрия  Лотмана нынче у нас эпоха Валентина Непомнящего).А еще была закольцованная композиция, когда в начале  вечера и в  его конце внизу,у рояля ,нас ждали «Песни Инезильи» от вокалистки из консерватории.
Александр Островский по случаю открытия памятника Первому поэту  когда-то  афористично сказал: «Через Пушкина умнеет всё, что может поумнеть». Выдающийся ученый и литературовед Непомнящий , который  блестяще читает «Евгения Онегина»  (сейчас повторяют по «Культуре»), записал по поводу слов драматурга  в дневнике: « Характерные для «русских мозгов» высота точки обзора, широта горизонтов, смелость и неожиданность поворотов – всё это в родстве с русской культурой, в частности литературой: с высотой её точки отсчёта ценностей (проще говоря, с высотой идеалов), широтой и свободой взгляда на мир и человека, смелой, порой парадоксальной диалектикой, любовью и стремлением к гармонии; во всём этом Пушкин – непревзойдённый образец».
На другой день после смерти Пушкина  (неважно, что  случилось  это 178 лет назад: целились в Пушкина,а попали в меня,в нас…) мы собрались в нашем литературно-художественном салоне «У Кобзаря» на Шевченко. Аня Морковина,филолог, заведующая пушкинским кабинетом в Областной детской библиотеке, носящей его имя, приготовила  редкие издания книг  о поэте, я сделала многочисленные закладки в стихотворных томиках из моей библиотеки.
Мы сильно рассчитывали на Ингу Мысовкую, заслуженную артистку России, мастера художественного слова. Актерский темперамент Инги можно сравнить лишь с  торнадо вкупе  с  цунами.И она действительно мощно читала нам...    из Лермонтова, Есенина, Евтушенко, Набокова. .. И ничего – из Пушкина. Я напрасно  пыталась вставить словечко в бурный и прекрасный Ингин  поэтическо-вокальный  монолог ( она еще и   пела своим   звучным сопрано), пока не сказала обиженно, что Пушкина тут, видимо, никто не любит. А гости умные молчали, с удовольствием созерцая  моноспектакль одной актрисы.
Выплеснув часть энергии   (только маленькую часть: Инга неистощима),  она «смягчилась» к Пушкину, прочла и  из него, спела романс на его  стихи. Тут смогла что-то  интересное рассказать и   Анна, и провела с нами  очень трудную викторину о жизни и творчеству пиита. Вопросы были настолько сложны , что только два наших художника – Светлана Золина и Николай Дубовов – могли строить свои догадки.Ну и филолог Марина Дьякова, которой сам бог велел.
Присутствие  самого Сергеича ( Аня принесла  чудесную куклу кудрявого «арапа», сделанную хорошим мастером  театра «Теремок»),  загадочно  глядящего поверх наших голов, нас сильно вдохновляло.  Документальный фильм о тверских  моментах  жизни Пушкина, подкрепленных очень пушкинским  мотивом кареты  и вечной дороги («Долго ль мне скакать по свету,// То в коляске, то верхом…»), удачно завершил  довольно пестрый, но  все равно  интересный  пушкинский вечер.
                                                                                                                                 Ирина Крайнова, фото с сайта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments