irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТЕАТР "ВЕРСИЯ",ПРЕМЬЕРА по ПТУШКИНОЙ

                                              Версия,Лаур              
       
                                                 БРАВО, ВЕРСИЯ!

Муниципальный театр   «Версия» поставил пьесу Надежды Птушкиной «Браво, Лауренсия!».
Птушкина - известный комедиограф, из самых идущих на постсоветском пространстве. Ее пьесы переведены на основные европейские языки, на японский. Режиссер, драматург, сценарист,она  окончила режиссёрский факультет школы-студии МХАТ у Олега Ефремова. Написала более  70 пьес, в России, СНГ и за рубежом  поставлено  около 40. В петербургском театре «Эксперимент» - «Мажор» и «Ненормальная», в Театре имени К. С. Станиславского   -«При чужих свечах» и «Пизанская башня», «Овечка» - в Театре на Литейном, пьеса «Пока она умирала» под разными названиями  - в  МХТ Чехова,  в других московских театрах. В театре А. С. Пушкина  автор сама поставила пьесу «Корова».
Легкие, смешные,с  мастерски закрученным сюжетом, тексты  Птушкиной за  своим крепким комедийным фасадом скрывают этические проблемы:  сложность  взаимоотношений поколений, полов,всю болезненность  вхождения  интеллигентных людей в так называемую «рыночную среду», которая принимает  уродливые,  иной раз-  карикатурные формы . Они и
называются порой фарсом, даже трагифарсом.А люди, как ни странно,  по-прежнему хотят любить  и быть любимыми.
Как пишет драматург,с присущим ей юмором и долей искренности, «вообще, к Театру я отношусь как к мужчине. Любить его можно как угодно преданно, умно и поэтично, но навязываться не следует… Но что-то у меня уже с ним было, и это прекрасно. Я искренне люблю лесть и похвалы, особенно чрезмерные. И лицемерно соглашаюсь с любой критикой».  Ее роман с театром запоздало, но сложился.
Многие пьесы автора экранизированы, просмотр фильма по ее сценарию «Приходи на меня посмотреть» (первоначально -  пьеса  «Пока она умирала») стал таким же  новогодним   обрядом, как «Иронии судьбы». Снята  кинолента по пьесе «Браво, Лауренсия!»
Когда ставят или снимают по  Птушкиной, есть две опасности: «не впасть,как в ересь»,в излишние сантименты ( ими порой грешит  сама автор) и -  не опошлить действие  реалиями нашего времени.Художественному руководителю театра «Версия» Виктору Сергиенко это вполне удалось ( режиссер, и  сценограф, и музыкально  оформил действие). Все сошлось у театра: отличные текст, режиссура и  игра актеров.  Соблазны «пошлых лазеек», конечно же,  были.  Вот одна из ремарок: «Посреди комнаты — сидит в кресле резиновый надувной крупный, голый мужчина».Даже представить страшно, какой   ужас сотворили бы из нее в одном хорошо знакомом мне  театре, не отличающимся, увы, разборчивостью в средствах.В «Версии»  надувной  парень целомудренно представлен …не весь.
Не стали тут  детально воссоздавать и квартиру героев. Легкие конструкции и  стеллажи приближают  ее к нашим  дням ,а
баннер с картины Дега на заднике   отсылает к балетному прошлому героини.
Сыграть на контрасте первого впечатления об избраннице сына  и раскрытием ее характера - вещь заманчивая. Но актриса Татьяна Нагула нигде  не переходит незримой  черты в показе резкости Эли, ее сленга,  подает первую встречу с  будущей свекровью  в  тонком  ироничном ключе. Эля умна и прекрасно знает, как  говорить с людьми другого круга.
Роль женщины за сорок  трудна для молодой актрисы, но справляется  та чудесно, обнаруживая  новые грани таланта.  Следует обратное сказочное превращение:  толстая, неуклюжая, в вульгарном парике  «гусыня» после рождения сына сбрасывает  старое оперение, становясь  стройным, гибким «лебедем», готовым перенять у  свекрови все ее  па-де-ша и гранд-батманы. Драматург характеризует каждого из четырех действующих лиц. Эля удостоилась самого подробного описания.Она -  такая «патологически правдивая, непосредственная и альтруистичная натура… любит самозабвенно, но и требует сверх меры…»
Маменькиным сынком,   заботливым и покорным, видим мы как будто актера Юлия Риделя в роли Олега.  Оценка автора это подтверждает: «Молодой мужчина, с мягким великодушным характером, с очень хорошими манерами, улыбчивый». Однако Птушкина  коварный  автор. Мягкий Олег  показан в переломный момент,когда в его жизнь входит другая женщина, и  эра  полного господства мамы заканчивается.
Не привыкший принимать решения, герой мечется, выкручивается,страдает, но делает  выбор.Выбирать ему придется еще раз,тоже очень серьезно.Но  в этом  состоит интрига  пьесы, о которой заранее рассказывать не стоит.
Блестящая комическая  актриса Татьяна Чупикова появится только во втором действии,  не  в совсем обычном для себя амплуа.  Ее Майя Ивановна  -  «спокойная, провинциальная философски настроенная женщина. Простодушна, не глупа, порядочна и застенчива».На первый план выйдет  не смешная сторона большой, аляповато одетой женщины,а ее душевные качества.В короткое время  «провинциалка» сдружилась с «гоноровой» балериной, сумела стать необходимым человеком в доме.
 Именно  тихая Майя Ивановна своим спокойным голосом  говорит главные слова в этой оглушительно смешной пьесе.  «Любим мы, матери, перед детьми так свою жизнь выставить, что прямо житие святых получается!». "Она простит. Ей пора научиться прощать».

Нелегкая роль выпала Анне Мельниковой, прекрасной характерной актрисе. В ремарках автора ее характер как раз  не раскрыт. «Не молодящаяся, а именно женщина в хорошей форме. Должно ощущаться ее балетное прошлое», -определен  только  рисунок роли.Тонкая, изящная актриса  двигается по-балетному легко. Ее диалоги сыном остроумны,их   умные речи и слушать приятно. «Олег (доброжелательно). Ты права всегда и во всем.
Ольга Яковлевна. Не надо со мной разговаривать так, словно я старше прабабушки Тутанхамона!»
По ходу спектакля меняется только одна
Ольга Яковлевна. Ее сын   лишь делит теперь   любовь между двумя женщинами. А его  мать, обреченно  вздыхавшая в начале второго действия: «За что,за что? И нет выхода!», в эпилоге   умильно спросит невестку: «Эличка, радость моя, что мне для тебя сделать?» Она  научилась принимать любовь сына, разделенную на две части.
Появление ребенка в доме, обстоятельства,с ним  связанные, таили немало подводных рифов для старших  актрис.Но самозабвенное обожание двух бабушек Мельникова -Чупикова  сумели показать  мило,забавно и -  без  традиционного «хлюпанья носом».Спектакль  вышел даже смешнее пьесы -  благодаря игре  всей великолепной четверки  и - мастерски отыгранным паузам.Пауза не менее важна на театре, актеры это хорошо знают. И самое главное : он  получился не плоским, одномерным.В нем есть глубокие планы,  которые ненавязчиво прочитываются. «Одиночество – это не тогда, когда нет никого. А тогда, когда тебе нужен только единственный» (Птушкина, "Ненормальная").
                                                                                                                     
Ирина Крайнова , фото с сайта театра

Версия,Лаур 1
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments