irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. ТЮЗ КИСЕЛЕВА. премьера "ПРИКЛЮЧЕНИЯ СОЛНЫШКИНА"

 
                               
Афиша Солнышкина

                                      КОРЖИКОВ, СОЛНЫШКИН, ПЕРЧИКОВ…
В 101-й день рождения  великого Юрия  Киселева в  тюзе, носящем его имя, прошла  премьера спектакля «Приключения Солнышкина» по пьесе Алексея Слаповского.
 Поставил спектакль известный театральный режиссер, киноактер, ученик Мастера  Сергей Пускепалис.  Он продолжил проект «Опыт учеников. Наследие Мастера»,  начатый к 100-летию со дня рождения Юрия Петровича. Проект  стартовал в театре год назад показом спектакля тоже  в режиссуре  Пускепалиса - «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова (МХТ им. Чехова).
 Пьесу для  тюза по мотивам   увлекательной, озорной книги нашего детства «Веселое мореплавание Солнышкина» Виталия Коржикова написал тоже наш земляк -  писатель, драматург, сценарист Алексей Слаповский.   Впервые мы  услышали текст Слаповского на лаборатории   «Четвертая высота» - в его авторском чтении. Он  так обильно начинил  пьесу песнями и танцами, буквально  через каждую  реплику герои начинали петь или отплясывать. Автор  даже определил его жанр как «зонг-спектакль».
  Не все стихи были там равноценными и  достаточно художественными, и если бы они попали в неталантливые руки, увы и ах… К счастью, музыку к текстам писал Игорь  Есипович  - заведующий музыкальной частью Российского академического театра драмы имени Фёдора Волкова  (Ярославль).  Получились очень даже неплохие песенки, легкие и  запоминающиеся. Пускепалис   работал в Ярославском театре  главрежом.
 Два его друга -художники из Магнитогорского драматического театра им. А.С. Пушкина, помогли и  оформить спектакль. Это  главный художник театра Алексей Вотяков и художница по костюмам Гульнур Хибатуллина (и там наш Сергей  побывал главным режиссером).С Вотяковым он ставит сейчас и в МХТ. Так что, включая самого Пускепалиса, обладающего острым режиссерским зрением и неуемной творческой  энергией, постановочная  команда подобралась сильная.
 На пресс-конференции нам рассказали , что режиссер давным-давно мечтал инсценировать книжку,   еще  когда начинал в Саратове в тюзе Киселева.Тогда не сложилось,а  вот сейчас , после его учебы у изумительного Петра Фоменко, после  режиссерского опыта в нескольких провинциальных  театрах , после постановок в МХТ им. Чехова все звезды сошлись: родной театр призвал своего питомца  оживить на сцене  знаменитых героев Коржикова - наивного  салагу Солнышкина, горе-капитана Плавали-Знаем, борца с несправедливостью  Перчикова.
На премьеру к нам  приехал сын писателя, ставший известным  хирургом. Строгий, неулыбчивый человек (профессия обязывает) он с нежностью вспоминал на встрече, как отец постоянно  устраивал  им с братом читки будущей книжки. И только когда они не смеялись, а просто  валились от смеха, решал, что  та или иная глава удалась.Отец увлек тогда  их романтикой моря.
 А спектакль Пускепалиса и Вотякова этой самой  романтикой  наповал  сражает.Мы видим высокий , нереально красивый капитанский мостик, по  экрану  бегут  «тучки небесные, вечные странники» Образ корабля   вышел такой убедительный , такой  цельный,вплоть то блестящих заклепок  везде и всюду , что не хватало только  открытого моря, чтобы ему туда выйти. Ан  момент, как говорят фокусники, тут декорации-трансформеры  раздвигаются –и  вот уже синяя волна бурлит за бортом! Море (спасибо   технической мысли) прямо живое в спектакле, оно дышит, волнуется, качает не на шутку, особенно когда  осерчает на капитана-неумейку.
К сожалению, книга Коржикова сейчас не самая издаваемая,  хотя, несомненно, из самых смешных и добрых. Есть  там некая прямолинейность, четко делящая героев на два лагеря : плохой матрос - хороший матрос, плохой капитан  - хороший капитан. И как-то уж очень легко маленький герой справляется со всеми невероятными злодеями и врагами. Но ведь так бывает еще в сказке или… в оперетте. А в этом спектакле-песне, как определил  жанр постановщик, дружная песня  выступает в роли главного положительного героя, она везде  поддерживает маленького  Солнышкина.
Пускепалис замечательно  поработал с массовкой (если она  тут вообще есть). Команда корабля,  со швабрами  и ведрами, с подносами и  продуктами, то и дело появляется   из своих кубриков и  камбузов - с  песней ли, словом ли, а чаще -  с дружной речевкой  « Плавали, знаем
 Очень  я опасалась авторской    ремарки танец дельфинов, равно как и ремарку танец курсантов. Легко было превратить их  в нечто банальное.Но ироничный, изобретательный режиссер и тут обошел все подводные рифы,  подав  танец курсантов как  зрелищный парад юных моряков,  а дельфинов -  как  фантастическое шоу.Успеху  немало способствовали  превосходные костюмы Хибатуллиной.
Отличный здесь  состав актеров ( даже два). Солнышкина играют по очереди  ученики лицея Али Акчурин и Арсений Кочедыков.Это большая режиссерская находка: кто  на сцене органичнее детей и кошек? Старый мудрый моряк Робинзон – нетрудно догадаться , что это замечательный Юрий Ошеров. Странный Варенец – житель Камбалы –  наш чудесный Александр Федоров. Очень трогателен Перчиков Евгения Сафонова, самоотверженно скромна  Катя Ирины Протасовой  в борьбе за  свою любовь. Запоминаются  боцман с хорошим капитаном  (Илья Володарский  и Алексей Карабанов).Но  еще больше запоминаются «плохие»  персонажи  Алексея Чернышева, Артема Кузина,Михаила Третьякова, потому что им есть что играть, они  не маски , не ходячие символы  лени  и  наглости.
  Правда,где-то в середине действия   возник момент усталости,  возможно -  от потери  темпоритма. Дело-то было  на сдаче. Важно, что спектакль получился,  и есть шанс, что  новое поколение полюбит его так же, как любили  мы незабвенных «Колбаску, боцмана и других». В «Солнышкине» нет очень уж трудных обстоятельств и  по-настоящему глубоких переживаний, как в тюзе прежних дней.Но есть та  всепобеждающая веселая дружность, которую  мы так   любили в  нашей  прошлой, кем только не осмеянной  жизни.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments