irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. Концерт Баха Трио-сонаты

                                           

                                     
    ИМЯ, КОТОРОЕ МУЗЫКА
                                                 

Это имя настолько знаковое в музыкальном мире,что и само уже стало музыкой.Не ручей ( в переводе с немецкого)океан его имя, - говорил о нем Бетховен.
Иога́нн Себастья́н Бах (Johann Sebastian Bach) родился 21 [31] марта 1685 года, в Эйзенахе . То есть ровно  330 лет назад. Конечно, эту дату широко отметили в Саратове, где такие славные музыкальные традиции. Концерты, посвященные великому немцу, прошли в историческом здании Радищевского музея и в  нашей консерватории.  Причем в Радищевском концерт  еще  и  открыл цикл музыкальных вечеров в честь юбилейной даты музея.Ансамбль старинной музыки «Трио-Соната» исполнил  в Петровском зале музея музыкально-художественную программу «Возвышенное и земное. К 330-летию Баха».
 Бах -  величайший   мировой композитор эпохи барокко, органист-виртуоз,   выдающийся музыкальный педагог. Написал более 1000 произведений, в которых представлены все  главные жанры его времени ( кроме оперы).  Наш чудесный  «барочный» ансамбль не только виртуозно сыграл  популярные произведения Баха,  но  и увлекательно рассказал о жизни  композитора. И  избрал для того театральную форму.   Руководитель ансамбля ,его  вдохновенная душа  Владимир Скляренко  время от времени надевал старомодный  парик в буклях и сам становился Иоганном Себастьяном, делясь его как бы дневниковыми записями (основаны на  официальных документах и воспоминаниях современников). Как говорят сами  исполнители, они  «придерживались идеи раскрыть неоднозначность образ и творчество композитора: с одной стороны, - гения, освященного Богом, с другой - обыкновенного человека с его заботами и проблемами, всю жизнь служившего музыке».
  И это им удалось: благодаря  рассказам Володи и  комментариям его замечательных солисток Людмилы Домбровски и Елены Лельчук   мы увидели живого Баха, страдающего, рано потерявшего жену , оставшегося с четырьмя малолетними ребятишками, обремененного огромной семьей во втором браке,   не слишком-то популярного в расцвете жизни,  и  больного, слепнущего к ее концу.
 Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха . Их род известен  как музыкальный с начала XVI века: многие предки и родственники Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами. Отец мальчика  устраивал светские концерты и  исполнял церковную музыку.Когда  ребенку было 9 лет, умерла его мать, через год  - отец.   Иоганна-младшего  взял к себе старший брат Иоганн Кристоф, органист. Брат   обучил  Иоганна Себастьяна  игре на органе и клавире
  Музыка  великого композитора сыновей оказалась куда более известной, чем отца  (четверо посвятили себя музыке).  После смерти Иоганна Себастьяна даже могила его  сначала затерялась Только через сто лет  композитор Мендельсон вернул миру  музыкального гения,обнаружив экземпляр его манускрипта  со Страстями по Матфею.  Бесценные листки, с жирными пятнами, в которые заворачивали масло в продуктовой  лавке ( !)  принесла Мендельсону его бабушка.
 Трогательный рассказ  о Бахе ( и смешной, как же нашим любимым музыкантам без юмора?)   на музейном  вечере перемежался  жемчужинками его музыки, блестяще   поданными ансамблем Скляренко. И были его изящное скерцо «Шутка», и Соната  для гобоя, виолончели и клавесина , которая так хороша, что некоторые музыковеды приписывают ему  самому талантливому сыну Баха –  Карлу Фридриху, и многое другое Закончился вечер фото на память с юными поклонниками чудесного ансамбля и очередью за автографами..
На  концерте в консерватории Баха исполняли орган, флейта и гобой и «голос «–в разных сочетаниях. Начал, разумеется, орган. Переиначивая известную фразу, можно сказать, что  мы говорим Бах , а подразумеваем орган. И наоборот: говорим орган –  подразумеваем Баха.
Мы слушали строгие и мощные фуги в исполнении Натальи Гольфарб,затем   в   победное гудение  органа  начал вплетаться   «флейты голос нежный» Натальи Туренковой ,  позже присоединился   могучий вокал  солиста Губернского театра хоровой музыки Алексея Кошелева.Упоительное пение гобоя Владимира Скляренко стало последним алмазом в  венце праздничных  подношений Баху.
 Конечно ж, прозвучали знаменитые  «Страсти по Матфею», и  великолепные Токката фа мажор и  Токката и фуга  ре минор, и хоровая прелюдия, и  другие вокально-инструментальные сочинения.После  таких концертов океан по имени Бах становится  к нам куда ближе.
                                                                                                                                                                              Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments