irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ СТОЛИЦ.ТЕАТР АПАРТЕ.ГАМЛЕТ.

                      Мост в Москве   фото Виктора Крайнова


                          МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ

Каникулы я себе устроила внепланово, в начале сезона, как прогульщица,сбежавшая ненадолго из школы.                          
                                          Крошки еноты на бис

Так сложилось: Япония сдвинула все мои планы. Как обычно, поехала на Дубовую Гриву,но поздно, задержалась там, позже намеченного оказалась и в Одессе. Когда уже не было прямых билетов до Саратова, дернула назад через столицу.

Москву заливало с августа. Не просыхало - холод и дождь каждый день.Обычно в выходные ездим с сыновьями по знаменитым московским окрестностям. Но в такую дождливую осень решили не рисковать и отправились недалеко –в зоопарк. И правильно сделали, как потом убедились. Серая мгла обложила московское небо со всех сторон.Словно с прохудившейся крыши, оттуда сначала закапало, но вскоре полилось сильнее.

Зверики из Америки, которым холодно на неуютной земле московской не только зимой, предусмотрительно залезли в свои берлоги и норы.Некоторые, как белые мишки, лежали пока на виду , но в какой-то нирване. Бодрствовали только красноголовые журавли, которые, чтобы согреться, красиво скакали в танце, напоминающим телезаставку из передачи « В мире животных».Не хватало лишь вечно улыбающегося ведущего.Слон тоже не спал,и ,повернувшись к публике спиной, мерно раскачивался взад-вперед.Вскоре к нему присоединилась слониха, и только слоненок, похожий со своими остатками шерсти на мамонтенка, совершал движения отнюдь не ритмичные, перемещаясь по просторному вольеру.

Кенгуренок-самоубийца - на таком холоде и дожде! - стоял столбиком среди каменного пейзажа, сливаясь с ближайшим экстерьером. Мартышечье племя, не такое глупое,как его обычно пытаются представить, в полном составе ушло на зимние квартиры.И только крошки еноты (именно крошки – молодняк здесь отселен от старичков) вели себя бурно, невзирая на погоду.Ссорились,дрались, выясняли отношения с помощью громких звуков, привлекая всех зоосадовских посетителей .Мой старший сын увлекся съемками симпатичных зверьков до такой степени, что завис на заборе с фотоаппаратом.За что был наказан разрядом электричества.К счастью, небольшим.

Хорошо, никто из сыновей не захотел убедиться в истинности предостерегающей надписи на гигантском черном творении Церетели, одиноко высившимся среди зоопарка: «Опасно для жизни». Невооруженным глазом было видно, что это чудовищное сооружение, иллюстрирующее с одного бока сказочные сюжеты, а с другого –звериные, круто и неприступно, как горная сакля на острой скале. Закончили мы день в грузинском ресторане, где заказывали поочередно все имеющиеся там вкусности на букву «х».И пытались согреться, как могли.
                                                 Великолепная триада

Выставки удалось посетить три, что для меня маловато.Но когда я под нескончаемый дождь дочапала, наконец, до Дома Нащокина, любимой московской картинной галереи, там как раз происходила смена экспозиции, и смотреть было не на что.

Только три выставки, но какие!..В Третьяковке отправилась не в главный корпус,а в Инженерный, где проходила юбилейная выставка Иллариона Голицына. Помню этого крупного, интересного,«породистого» мужчину по персональной выставке в нашем Радищевском музее. Его тонкие акварели и «плывущие» портреты с другими не перепутаешь.

Через несколько лет он трагически погиб, и эта выставка дает самое цельное и глубокое представление о большом художнике.Откуда, из каких стен происходит его талант («Я родился под портретами моих именитых предков», - любил повторять князь Голицын).Как универсален он был. «Белые гравюры» соседствуют в экспозиции с работами   в технике ксилографии (мягкая липа продольного распила), карандашный рисунок – с деревянными и известняковыми скульптурами, раскрашенными, как индейские маски.

Много представлено больших живописных полотен с «родными» красными стенами и внуками под родовыми портретами.Хотя Илларион Владимирович считал, что облик своей аристократичной матери он так и не сумел передать, несколько его портретов, как мне кажется, дают представление об этой гордой и властной красавице, словно пришедшей к нам из екатерининского века.Документальный фильм о художнике и романс, исполненный его матерью,дорисовывали образ Мастера.

В ГМИИ им Пушкина сразу две великолепные выставки –Тициана из Италии и прерафаэлитов из Англии.Идем к открытию и потому совсем не стоим в толпе жаждущих попасть. За несколько лет до появления французских импрессионистов, задолго до зарождения Ар Нуво, прерафаэлиты островной Британии   являли собой яркий и самобытный авангард. Большие экспозиции представителей этого стиля за пределами его родины крайне редки. Повезло мне, что и говорить,неважно вообще-то знакомой с английским изобразительным искусством.

Картины британских художников поражают весьма вольным толкованием библейских сюжетов , свободным обращением с композицией. Изумительны и цвета – глубокие,сочные, насыщенные.На фоне бледных небес темная зелень изысканных садов и лужаек особенно впечатляет.

Тициана мы смотрели два раза, не в силах оторваться от его сияющих , «жемчужных» красок. Величайший титан Возрождения, выдающийся колорист, мастер психологического портрета, реформатор, он впервые оказался в Пушкинском музее. 11 картин из 8 городов Италии, есть шедевры церковные, которые вообще первый раз покинули свою обитель.

И Даная, и Венера, и Мадонна с младенцем совершенны, но я снова и снова возвращалась к портрету «La Bella». Тициановская красавица не была роковой женщиной, лицо ее аристократически правильно и чуть строго, но так притягательно, так светится изнутри, что оторваться от него невозможно.

                                       Театральные бездны      

И , конечно, была Москва театральная.Взяв в Союзе СТД России экземпляры «Страстного бульвара»,я попала в Театральный центр на Страстном,где проходил очередной театральный фестиваль.Мне удалось посмотреть спектакль «Мастерской» Григория Козлова «Старший сын». Это известный мастер из Петербурга.Сам он не приехал, но его ученики, веселые,динамичные, полные задора молодости, показали ретроверсию вампиловской пьесы,где совсем не было мрака сегодняшнего дня и утраченных иллюзий (и так порой ставят культовую комедию).

На сцене поместили декорацию с эстрадными и бардовскими кумирами недавнего прошлого,подлинные фотографии родителей , бабушек и дедушек актеров, Сразу погрузив меня и старших зрителей в наше детство, музыка играла только шлягеры 60-х, ребята рассказывали истории из жизни своих родителей.

Словно продолжая рассказ,они поставили декорации и разыграли знакомую наизусть историю о том, как двое симпатичных парней отстали от поезда , «прикололись» в одной пригородной квартире. И разыграли ее так, будто они те самые ребята и были.

Все персонажи получились очень милые, включая удачно играющего возрастную роль Сарафанова   Михаила Касапова. И озленная на весь мужской пол Макарская ( Александра Мареева) . Обаятелен и Сильва в исполнении Арсения Семенова.Но он «не из их стаи», а длинноногая Наташа Макарская Мареевой из их. Она понимает это только к концу спектакля, и плачет, и смеется вместе с сумасшедшей семейкой.

И педант Кудимов ( Сергей Алимпиев) –чужак, и тест на родственность душ с «ненормальными» Сарафановыми благополучно проваливает .Не потому ли именно он танцует летку-енку между сценами с каким-то непонятным неистовством?

«Сидя на этом спектакле, вообще испытываешь доверчивую радость — будто после долгих скитаний попал к своим», - подмечает Марина Дмитриевская, известный театральный критик. А ведь театру всего-то четыре годочка, и Козлов продолжает пестовать талантливую молодежь.

Наконец-то попала я и на «Гамлета» в постановке и сценографии бывшего руководителя театра «Апарте» Гарольда Стрелкова. Давно стремилась на этот спетакль, где играет один из моих любимых театральных артистов Алексей Зуев. И роль играет неожиданную - классического шекспировского злодея.

Очень трудно представитьАлексея с его могучим зарядом позитива в роли глухого убийцы, записного завистника. Даже исполняя кинороль царевича Алексея, невезучего сына «великого и ужасного» Петра Первого ,заклейменного, казалось бы , навечно талантом великого Николая Черкасова, Зуев сумел показать его значительным, сильным и - принципиально несогласным с главным реформатором русской истории. Словом, достойным сыном своего отца.

Да, но как оправдать или хотя бы объяснить поступки убийцы, влившему родному брату- спящему! -в ухо яд? Всех столкнувшего лбами,не дождавшегося окончания поединка с Гамлетом и действовавшего своими способами (клинки отравлены, кубки с вином-тоже).

Клавдий Зуева высок, строен, хорош собой, но как -то уже надломлен изнутри.Он появляется в камзоле парадного красного цвета, улыбается маленькой крепкой женщине с королевской осанкой, нежно ее обнимает, но в глазах его неуверенность.Клавдий похож здесь на большую, подбитую , немного сутулящуюся птицу.   Ему страшно в королевском замке, где везде дубовые двери, бойницы, обитые ржавым вековым железом,и окошки, как в тюремный камерах, и тяжелые скрипучие засовы.Но и самые крепкие засовы не спасают от призрака убиенного брата, который сначала мелькнет издалека, потом пройдет в окошке, но все чаще является «сам-третей», вторгаясь в королевские беседы, и реплики молодого Гамлета на себя берет.

Клавдий в исполнении Алексея весом и значителен,он не рядовой убийца. Тщеславие и любовь к прекрасной женщине толкнули его на преступление.О расплате он поначалу и не думает.Однако его молитва Богу не ладится , она срывается на крик, обнажая страшные   бездны в его душе, «гиену огненную», которую он носит в себе. И никакие последующие убийства не в силах ее затушить. Этот Клавдий казнит себя сам.

Тварь ли дрожащая или право имею? Выше законов Божеских никому не дано стать.

Декорации на сцене -с весомой фактурой, в неопровержимой тяжести металла и дерева, они придают действию значительность и психологизм, сильно подрастерявшийся в бесконечных постановках«Гамлета». И стихи здесь не выглядят инородным телом – редкий случай!

Принц Датский в исполнении Ивана Косичкина интеллигентен, умен, образован. По виду больше даже Пьер Безухов, чем Гамлет. На кровной мести настаивал отец, Гамлет-старший, он и подводит сына к краю пропасти, за которой уже нет ничего, кроме смерти.А тот колеблется, размышляет,но его толкают, и прямо в спину.

Подоплека тут ясна,однако Призрак отца ( убедителен в роли Александр Орловский) является слишком уж часто,с неким перебором. И порой смотрится комично.Чуть пережимают актеры в роли актеров. Понятно, планида у них такая.«Эффект матрешки» угадывался бы здесь и без наигрыша.

Очень интересен Полоний Ивана Сигорских . Не болтливый шут, как то часто бывает, а верный   царедворец,заботливый отец. А какая у него великолепная дикция – в назидание нынешним, не слишком усердным в сценречи студентам!Трогательна и нешаблонна Офелия (Анастасия Зыкова).Она напевает разные песенки задолго до сцены сумасшествия, рождая смутные подозрения, что верная дочь Полония « слегка не в себе» была и раньше. И именно потому полюбилась не выносящему серых посредственностей принцу. Много-много тут театральных находок, постановка  получилась  убедительная и яркая .

Видела маму с взрослым сыном, которые стали ее фанатами,посмотрели- пришли еще раз. На «Гамлета», знакомого им до последней реплики!Это о многом говорит.Годы идут, а спектакль живой,и Шекспир в «Апарте» волнует и бередит наши души.                                                           

Берем интервью
                                                                                                                                        
Ирина Крайнова

                                                                                                                                            

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments